Зарубежный опыт корпоративной социальной ответственности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:45, реферат

Краткое описание

Социальная ответственность предприятий в США.
Социальная ответственность предприятий в Европе.
Необходимые внедрения зарубежного опыта.

Прикрепленные файлы: 1 файл

глава 3.docx

— 50.24 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2

Модели КСО в США и Европе

 

США

Европа

Экономическая ответственность

Направленность на соответствие

с передовыми принципами корпоративного управления, достойного вознаграждения и защиты потребителя.

Законодательно установленные рамки поведения например,

35-часовая рабочая неделя, МРОТ,

регулирование сверхурочной работы, правила производства и тестирования мед.препаратов.

Юридическая ответственность

Невысокий уровень законодательно закрепленных правил поведения корпораций.

Глубоко проработанное законодательство

о правилах ведения бизнеса.

Этическая ответственность

Тенденции преобладания поддержки

местного сообщества.

Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты.

Благотворительность

(филантропия)

Спонсирование искусства, культуры и университетского образования.

Высокое налоговое бремя переносит на государство ответственность

за финансирование культуры, образования, т.п.




 

Модели КСО в США и Европе

 

 

3.3) Необходимые внедрения  зарубежного опыта

     Корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Все объединения предпринимателей и исследователи включают сюда:

  • Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами
  • Ответственность в отношении потребителей
  • Ответственную политику в отношении работников
  • Экологическую ответственность
  • Ответственность компании перед обществом в целом. 

 

     В России также начинает внедряться концепция КСО, которая содержит все пять вышеперечисленных элементов, хотя пока особое внимание уделяется в российских компаниях отношениям с работниками и взаимодействием с обществом.

     Анализ практики социальной ответственности бизнеса в России показывает, что моральные мотивы бизнеса не занимают доминирующих позиций в поступках бизнесменов, и, что самое важное — участие бизнеса в социальной политике является больше вынужденным и обусловлено давлением власти.

     Не менее важен и тот факт, что с начала 1990-х гг. в России была выбрана американская модель экономического развития и, соответственно, стала практиковаться американская модель социальной ответственности. В последние годы с ростом экономики страны российские предприниматели все больше тяготеют к современной европейской модели корпоративной социальной ответственности, считая необходимым активизацию роли государства в этих вопросах.

     Современная ситуация в России, таким образом, характеризуется необходимостью продолжения и детализации исследований, анализа, разработки, моделирования, адаптации и распространения практических систем и методик развития корпоративной этики и социальной ответственности как на уровне компании, так и на уровне делового сообщества в целом. Сегодня важно продолжать поиски способов оптимизации взаимодействия власти, населения и бизнеса, адаптируя и применяя наиболее эффективные из них, с успехом реализованные на Западе.

     Основными приоритетами при этом должны стать обеспечение взаимовыгодных интересов для бизнеса и общества, использование ведущих международных стандартов, что крайне важно в условиях глобализации и интеграции стран в мировой экономике, тем более что традиции и основы формирования деловой этики на Руси были известны далеко за ее пределами.

     Таким образом, российский бизнес, с одной стороны, стремится к выработке индивидуальных и общих подходов к социальной ответственности, внедрить в практику международные принципы прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества. С другой стороны, он вынужден содержать разваливающиеся социальные учреждения на территориях, сохранять большое количество «советских» льгот для персонала, отбиваться от «благотворительного рэкета» местных властей. В этой ситуации выходом может являться разработка таких подходов к социальной ответственности компаний, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но с другой стороны, предлагали бы формы осуществления политики социальной ответственности с учетом особенностей России. Работа по выработке таких подходов уже идет.

 

     Американская модель КСО инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально.

     Европейская модель, в большей степени, представляет собой систему мер государственного регулирования, где корпоративная деятельность регулируется нормами, стандартами и законами на трех уровнях: общенациональном, отраслевом и на уровне отдельного предприятия.  
     На Западе инициатива КСО шла от бизнеса через организацию общественных союзов, неформальных объединений предпринимателей и

носила характер ответа на экономические и социальные вызовы.

     Что касается России, в условиях отсутствия внешних и слабости внутренних стимулов КСО носила характер благотворительности и была связана, прежде всего, с именами крупнейших меценатов, которые просто жертвовали деньги по велению души или из религиозных побуждений

(хотя многие пожертвования делались  из корыстных побуждений). Естественно, эти факты наложили отпечаток  на развитие идей КСО, и сегодня  мы может наблюдать результаты, к которым они привели.

   В западных странах сформировались три отдельных самостоятельных субъекта, которые оказали влияние на формирование концепции и практики КСО и которые корректируют эту политику и по сей день: государство (правительство), гражданское общество (в том числе НКО) и бизнес. С большим или меньшим успехом они выстраивали свои взаимоотношения друг с другом, и в итоге получился некий подвижный трехсторонний компромисс.

     Что касается России, государство со своей стороны не предъявляло

каких-либо требований к бизнесу относительно его социальной ответственности, поскольку само было по сути безответственным. В свою очередь, гражданское общество было не сформировано и неспособно последовательно доносить до бизнеса свои потребности.  Существующая цензура и отсутствие гражданских свобод в целом подавляли это самовыражение, да и сам бизнес как экономическое явление был еще в зародышевом состоянии. Поэтому КСО развивалась в крайне усеченной форме: экономический и экологический аспекты оставались совершенно без внимания, а что касается социального аспекта, он реализовывался лишь в одной самой начальной своей форме –  личной благотворительности, существовал, можно предположить, в основном из соображений престижа и лишь в редких случаях имел под собой какую-то экономическую основу. Затем в советские годы государство во многом переложило на бизнес свои функции без каких-либо обсуждений.

     КСО в России сосредоточено на крупных российских и зарубежных предприятиях. Чаще всего мероприятия по КСО реализуются ответ на требования зарубежного инвестиционного сообщества и фондового рынка. Кроме того, ещё одним важным стейкхолдером является правительство России, в основном, по причине его способности избирательно применять юридические нормы. Важна также такая группа заинтересованных сторон, как работники предприятия, поскольку компании заинтересованы в привлечении качественного труда. Граждане же России (то есть общество в целом, местное сообщество, многочисленные НКО) являются самыми

отдаленными стейкхолдерами, поскольку гражданское общество в России до сих пор не сформировано и, в общем, не представляет собой весомой силы, способной повлиять на деятельность компании, и к тому же не сильно интересуется этим вопросом

     Таким образом, российский бизнес находится в ситуации двойного вызова: с одной стороны, ему необходимо активно осваивать международные стандарты и практику КСО для поддержания и укрепления своей конкурентоспособности на отечественном и, в особенности, на зарубежных рынках. С другой – он не может игнорировать все вышеназванные обстоятельства, вынужден нести дополнительную социальную нагрузку в виде поддержания инфраструктуры, сохранения большого количества «советских» льгот для персонала, помощи муниципалитетам в бюджетном планировании и т.д.

 

     Российская модель КСО имеет свои специфические черты, такие,  как, в первую очередь, направленность на улучшения внутри компании (условий труда для персонала, развитию потенциала работников и т.д.), а также на мероприятия по воспроизводству человеческого капитала,  приведение деятельность в соответствие с международными стандартами в области качества и охраны окружающей среды. Кроме того, российским компаниям в большинстве своем свойственна реактивная позиция на мнение властей различных уровней по отношению к решению социальных проблем более широкого круга.

 

Таблица 3

КСО в России и Европе: основные отличия

Сравнимые индикаторы

Великобритания и континентальная Европа

 

Россия

Основные стейкхолдеры по степени важности

•Персонал

•Потребители

•Сообщество

•Акционеры

•Государство

•Собственники

•Персонал

•Потребители

Стимулирующие/

движущие силы развития КСО

•Сами корпорации

•НКО и сообщество

•Государство

•Государство (верховная исполнительная власть) •Сами корпорации

•Местные власти

Роль неправительственных/ некоммерческих организаций

•Многочисленны и многообразны;

•Одни из основных драйверов, подстегивающих и/или сотрудничающих с бизнесом в (Гринпис, Бизнес в Сообществе, т.п.);

•Большое влияние на общественное мнение существенным влиянием и реальные механизмы давления на бизнес в целом (например, дело «Шелл» и вышки «Брент Спар»).

•Пока сравнительно немногочисленны;

•Скорее помощники, чем двигатели КСО;

•В вопросах КСО пока недостаточно КСО.

Тенденции социальной

отчетности (СО)

•СО инициируется самим бизнесом;

•СО находится на начальном этапе;

•Стандарты СО хорошо адаптированы и широко применяются;

•СО ориентировано на всех большинство стейкхолдеров.

•СО находится на начальном этапе;

•Зачастую недопонимается как целостная система и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе;

•СО в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени – на общество).


 

КСО в России и Европе: основные отличия

     Как следует из приведенных данных, российский вариант КСО по движущим силам, практике применения и роли неправительственных организаций представляет собой что-то среднее между британской моделью (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемой (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО). В силу начальной стадии развитии КСО в России имеет место недопонимание ее целостной концепции, практик и полезности. КСО ориентировано на ближайший круг стейкхолдеров - государство, собственников и сотрудников. Более широкий круг заинтересованных сторон - местные сообщества, поставщики и пр. - пока не является системным признаком.  
     Существенным отличительным признаком российской модели КСО является решающая роль государства в ее развитии. Роль в процессе становления КСО в нашей стране неправительственных организаций мизерна. 

     Одним из самых неразвитых элементов КСО в России является социальная отчетность бизнеса о своей деятельности. Она, если и имеет место, то в основном среди крупнейших бизнес-структур и то, главным образом, ориентирована на государственные органы власти и, отчасти, на акционеров. В то же время, в последние годы вопрос информационной открытости социальной деятельности российских компаний становится все более актуальным. Результаты исследований, проведенных Ассоциацией менеджеров России, позволяют утверждать, что, несмотря на ряд серьезных факторов, диссимулирующих частный сектор от раскрытия информации о социальных инвестициях, фактический сдвиг в позитивном направлении уже произошел, в первую очередь, в эшелоне крупных и транснациональных корпораций. Появился практический опыт российских компаний, которые осознают факт необходимости добровольного (не регулируемого законодательно) повышения информационной прозрачности своей социальной деятельности как стратегически оправданный шаг, нацеленный на повышение капитализации компаний.  
     Проведенное исследование Ассоциации менеджеров России показало, что в настоящее время большинство людей узнает о деятельности компании в сфере этики, корпоративной социальной ответственности, защиты окружающей среды преимущественно из СМИ (88 % - из сообщений по телевидению, 66 % - из прессы, 53 % - из радиопрограмм), а также общаясь с другими людьми (60 %).

 

     К барьерам на пути КСО в России можно отнести социальную пассивность граждан. Острая критика в адрес работодателей в отношении их нежелания решить острые социальные проблемы, но в то же время полное отсутствие готовности к попыткам предпринять самостоятельные действия.      

Информация о работе Зарубежный опыт корпоративной социальной ответственности предприятий