Современный институционализм. Экономические взгляды Дж. К. Гэлбрейта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:11, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая теория Гэлбрейта и теории прав собственности.
Характеристика экономических систем развитых капиталистических стран в первой половине века у Гэлбрейта.
Характеристика рыночных и планирующих систем.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия контрольная работа №1.docx

— 44.86 Кб (Скачать документ)

 

Задание №20

Современный институционализм. Экономические взгляды Дж. К. Гэлбрейта.

  1. Экономическая теория Гэлбрейта и теории прав собственности.
  2. Характеристика экономических систем развитых капиталистических стран в первой половине века у Гэлбрейта.
  3. Характеристика рыночных и планирующих систем.

   1. Экономическая теория Гэлбрейта и теории прав собственности.

Отдельным направлением в  современной экономической мысли является институционализм, первая версия которого изложена в работе американского экономиста Торстена Веблена «Теория праздного класса» (1899 г.).

По мнению автора этой книги, существует огромный разрыв между экономической  теорией и экономической реальностью. Первая упирает на гармонию (равновесие), во второй происходит непрерывная эволюция, идет жесткая борьба за существование. Модель homo economicus ( экономического человека, непрерывно сопоставляющего полезности благ и тяготы их приобретения) безнадежно устарела. Экономическое поведение человека зависит от многих факторов и часто внутренне противоречиво. Наряду с врожденными склонностями к подражанию и соперничеству, на его поведение сильно влияют традиции и нормы поведения, а также стремление к престижу. Поэтому в экономическом анализе необходимо учитывать различного рода «институции», закрепленные обычаем, и «институты» (порядки, закрепленные в законах и в деятельности различного рода учреждений). В число «институтов» попадают государство, семья, моральные и правовые нормы и многое другое,[1].

Изучать нужно, по мнению Веблена, не поведение отдельных экономических  субъектов, а коллективные действия профсоюзов, объединений предпринимателей, политических партий. Важно соотносить экономические теории с основными  типами экономических субъектов: землевладельцев, рабочих, капиталистов и инженерно-технических работников. Их роль неодинакова на разных этапах существования экономики.

На первой стадии существования  рыночного хозяйства собственность и власть находятся в руках предпринимателей. Затем происходит разделение этого прежде единого класса на владельцев капитала и организаторов производства. Владельцы капитала заинтересованы только в прибыли на свой капитал, который они не вкладывают в производство, а лишь предоставляют в кредит. Источником их дохода служит не реальный сектор, а ценные бумаги, обращающиеся в финансовой сфере. В этом смысле владельцы капитала составляют праздный класс. Производительным классом являются рабочие, а также организаторы производства и технические специалисты, не имеющие своего капитала и использующие предоставленные в кредит средства праздного класса.

Второе дыхание институционализму  придала книга Джона Коммонса «Институциональная экономика» (1924 г.), в которой обсуждалось влияние  на экономическое поведение «коллективных действий». Особое внимание в ней уделяется роли корпораций, профсоюзов и политических партий в процедуре установления согласованности в действиях индивидов. Он ввел понятие «действующего коллективного института» как регулятора экономического поведения людей.

В основе экономической теории Коммонса лежит понятие сделки. Сделка может быть понята как:

  1. конфликт интересов;
  2. осознание взаимозависимости этих конфликтных интересов;
  3. разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки.

В качестве участников сделки все больше участвуют не индивиды, а профсоюзы и союзы предпринимателей. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство - это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обязательств. В итоге существующий порядок, антогонизм которого правильно охарактеризовал Веблен, сменится не технократизмом, а административным капитализмом.

Постепенно институционалисты  стали рассматривать те же проблемы, что и другие экономические школы, но под более широким углом зрения, учитывающей различные политические и социокультурные институты. Особое внимание стало уделяться понятиям общественной эффективности и общественных издержек.

Несомненным лидером современного институционализма является известный  американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, длительное время - один из ведущих  профессоров Гарвардского университета. Гэлбрейт избирался также президентом  Ассоциации американских экономистов. Джон Кеннет Гэлбрейт родился в 1908 г. в Канаде. Окончил университет в Торонто, получил степень доктора философии в Калифорнийском университете. Преподавал в ряде университетов США. В 1941 – 1943 гг. – сотрудник Управления по контролю над ценами, в 1961 – 1963 гг. – посол США в Индии.

Джон Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.

 

  1. Характеристика экономических систем развитых капиталистических стран в первой половине XX века у Гэлбрейта.

 

Исходя из качественно  изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Джон Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.

Джон Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:

  1. Применение все более сложной и совершенной техники в сфере материального производства, связанное с укрупнением производства. Все это требуют крупных вложений капитала, а также высококвалифицированных специалистов. Из этих перемен вытекает необходимость и возможность создания крупных хозяйственных организаций. Только такие организации в состоянии привлечь необходимый для современного производства капитал; только они могут мобилизовать рабочую силу требуемой квалификации.
  2. Расширение сферы деятельности корпораций. Если в начале XX века деятельность корпораций ограничивалась такими отраслями, в которых производство должно вестись в крупном масштабе (железнодорожный и водный транспорт, производство стали, добыча и переработка нефти, некоторые отрасли горнодобывающей промышленности), то в 70-е годы корпорации стали охватывать также бакалейную торговлю, мукомольное дело, издание газет и увеселительные предприятия – словом, все виды деятельности, которые некогда были уделом индивидуального собственника или небольшой фирмы. При этом множестве принадлежащих корпорациям предприятий, производящих сотни видов продукции, крупнейшие фирмы используют оборудование стоимостью в миллиарды долларов и сотни тысяч работников. Так, на долю пятисот крупнейших корпораций приходится почти половина всех товаров и услуг, производимых в Соединенных Штатах.
  3. Произошло разделение предпринимателя-собственника, организатора производства и получателя дохода. Гэлбрейт отмечает, что в начале XX века корпорация была инструментом ее владельцев и отражением их индивидуальности. Имена этих магнатов – Карнеги, Рокфеллер, Гарриман, Меллон, Гугенгейм, Форд – были известны всей стране... Те, кто возглавляет теперь крупные корпорации, безвестны... Люди, которые управляют крупными корпорациями, не являются собственниками сколько-нибудь существенной доли данного предприятия. Их выбирают не акционеры, а, как правило, совет директоров, который в порядке взаимности избирают они же сами.
  4. Изменились взаимоотношения между государством и экономикой.

За пятьдесят лет доля экономической деятельности государства возросла примерно в четыре раза и составила в 70-е годы 20 ¼ 25%.

Несколько видоизменились и  экономические функции государства. Так, теперь государство берет на себя задачу регулирования совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг, в масштабе всей экономики. Оно стремится обеспечить достаточно высокий уровень покупательной способности, позволяющий реализовать всю продукцию, которую может произвести существующая в данный момент рабочая сила. Если эта деятельность приводит к достижению высокого уровня занятости, правительство стремится не допустить повышения цен в результате роста заработной платы, равно как повышения заработной платы под давлением роста цен, упорно движущихся вверх по спирали, – хотя в данном вопросе деятельность правительства носит более осторожный характер и встречает меньшую поддержку со стороны общественности.

  1. Начался упадок профсоюзов. Число членов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 г. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом уменьшалось…
  2. Произошли структурные изменения в профессиональном составе рабочей силы. Существенно возросло число лиц, желающих получить высшее образование, и наряду с этим, в несколько более умеренной степени, увеличились реальные возможности для его получения...
  3. Возросла роль планирования. Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требуют – задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, – предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось
  4. Потребительский спрос становится объектом управления.
  5. Так, по мнению Гэлбрейта, характер техники и связанные с ней потребности в капитале, а также время, которое занимает разработка и производство продукции, еще более настоятельно диктуют необходимость государственного регулирования спроса. Корпорация, рассматривающая вопрос о производстве автомобиля новой модели, должна иметь возможность убедить людей купить его. Столь же важно, чтобы население располагало необходимыми для этого средствами. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной степенью вероятности попасть на рынок и во время депрессии, и во время подъема. Таким образом, возникает необходимость стабилизации совокупного спроса.

Эти взгляды на современную  экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах «Общество изобилия» (1958 г.), «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978). Ниже приводятся основные положения этих произведений.

Дж. Гелбрейт критиковал мнение, что на экономическом рынке силы находятся в состоянии свободной конкуренции. Он считал, что «общество потребления» развивает экономический дисбаланс, направляя слишком много ресурсов на производство потребительских товаров и недостаточно — на общественные нужды и инфраструктуру. Гелбрейт критиковал мнение, выдвигаемое защитниками монетаризма, что государственные расходы не способны снизить безработицу. Его подход к развитию общественного сектора был в согласии с экономическим учением Кейнса. В своей книге «Общество изобилия» (The Affluent Society, 1958) он документально подтверждает тенденцию свободно-рыночного капитализма создавать частное великолепие и общественную нищету. Он твердо верил в роль правительства в экономическом планировании. Он доказывал, что мотивация крупных корпораций зависит от влияния «техноструктуры» или ведомственного управления, и такими корпорациями управляет стремление к безопасности и расширению, а не погоня за максимальной прибылью. Реклама виделась ему отчасти как важное средство достижения власти на рынке и закрепления экспансии. С другой стороны, корпорации сдерживаются «уравновешивающей силой» других фирм, профсоюзов, потребительских групп и правительств. Также он считал, что в современной экономике женщины превратились в класс скрытой прислуги.

Его основная работа "Новое индустриальное общество" (1967) посвящена анализу и роли в экономике «техноструктуры»: общественной прослойки, включающей ученых, конструкторов, специалистов по технологиям, управлению, финансам и вообще всему, что требуется для обеспечения нормальной работы крупных корпораций.

"Новое индустриальное  общество" стало трудом, в котором  уже не просто констатируются  несознаваемые широкими слоями  населения факты. В этой книге  Гэлбрейт строит целостную теорию. Все последующие теории постиндустриального, технотронного, когнитивного обществ, а также общества массового потребления, всеобщего благосостояния (благоденствия) и т.п. проистекают из этого пионерского исследования Гэлбрейта.  
Он обнаружил совершенно новый механизм управления корпорацией. То, что акционеры отдали власть менеджерам, было показано еще в 30-е гг. Гэлбрейт же развил теорию революции управляющих и сформулировал странный, на первый взгляд, тезис: даже не высший менеджмент правит там бал, а техноструктура в целом. Техноструктура - это все квалифицированные специалисты корпорации сверху донизу. Все, кто обладает каким-то знанием, не имеющимся ни у начальника, ни у коллеги из соседнего отдела. Современное производство настолько сложно, что никто не способен охватить его целиком в своем сознании. Следовательно, любые решения готовятся и даже фактически принимаются специалистами низшего или среднего уровней. Высший менеджмент лишь утверждает их. А если не утверждает данный конкретный проект, то все равно рано или поздно вынужден соглашаться с альтернативным проектом, подготовленным другой частью техноструктуры. Таким образом, управление в любом случае оказывается процессом коллегиальным.

Информация о работе Современный институционализм. Экономические взгляды Дж. К. Гэлбрейта