Российская экономика в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций в развитии современного мира. Она не только оказывает значительное влияние на экономическую жизнь, но и влечет за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно - цивилизационные последствия. Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны и среди них, конечно, Россия, вполне осознанно, активно и целеустремленно движущаяся по пути интеграции в мировую экономику. Поэтому анализ этого всемирного процесса имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое, и, причем чрезвычайно важное, значение для России, для ее внешнеэкономической, а в более широком смысле – всей экономической политики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………………2-3
Глава 1. Сущность глобализации, предпосылки ее развития.
1.1 Понятие и этапы глобализации. Направления и показатели………...4-15
1.2 Предпосылки развития глобализационных процессов………………15-18
Глава 2. Влияние глобализации на мировую экономику
2.1 Позитивные последствия глобализации………………………………18-20
2.2 Негативные последствия глобализации, проблемы, опасности..........20-23
Глава 3. Влияние глобализации на экономику России.
3.1 Выбор стратегии развития экономики России………………………..24-27
3.2 Место России в мировой экономике…………………………………..27-31
3.3 Возможности России в условиях глобализации экономики………....31-37
Заключение………………………………………………………………….37-40
Список литературы………………………………………………………….41
Приложения

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

3.3 Возможности России  в условиях глобализации экономики.

     Участие РФ в последней должно осуществляться на базе разработки и реализации продуманной  стратегии, учитывающей, с одной  стороны, отмеченные выше негативные реалии, а, с другой стороны, богатейшие ресурсные  возможности и преимущества нашей страны. Это участие должно активизироваться по всем направлениям, вытекающим из рассмотренных выше сущностных черт и противоречий глобализации экономики. При этом Россия должна в полной мере использовать свое уникальное геополитическое преимущество, выражающееся в возможности одновременного участия в процессах развития экономического партнерства и квази-интеграционного взаимодействия как с Евросоюзом, так и с государствами АТЭС — двумя важнейшими регионами мирового хозяйства.

     При этом вовлечение России в глобализацию должно перестать идти по линии пассивной адаптации к последней. Необходимо на базе имеющихся для этого возможностей разработать механизм "интеграции в глобализацию", обеспечивающий активное влияние России на глобализационные процессы, прежде всего во взаимодействии с G-8 и другими ведущими государствами мира, особенно КНР и Индией, на двусторонней основе и в рамках международных организаций. С учетом сформулированных выше сущностных черт и противоречий глобализации экономики выделяют некоторые узловые проблемы, связанные с формированием такого механизма. Для активизации российского влияния на глобализации экономики необходимо прежде всего принять меры внутриэкономического характера, направленные на повышение удельного веса РФ в мировом ВВП и промышленном производстве, что создало бы базу для укрепления ее позиций в торговле и по другим направлениям мирохозяйственных отношений.

     По  прогнозу известного российского специалиста  в области международных экономических  сопоставлений В.Кудрова, по ВВП и промышленному производству к 2015 г. Россия сможет лишь вернуться к тем соотношениям с США, Германией, Францией и Великобританией, которые сложились к 1992 г. Иными словами, ее удельный вес в мировой экономике к 2015 г. повысится по сравнению с 2000 г., но ненамного.

     Уточнение этого прогноза с учетом фактических  данных Всемирного банка и ВТО  за 2006 г. и предварительных оценок за 2007 г. подтверждает расчетный показатель на 2017 г. для ВВП и делает более  оптимистичными прогнозные показатели на 2017 г. для экспорта товаров и услуг — соответственно 4,40% и 1,80% .

     Однако  для весомого улучшения ситуации, которое выразилось бы в более  высоких показателях 2017 года, необходимы радикализация реформ и существенное совершенствование государственного регулирования экономики, особенно в части формирования эффективной структурной политики (правительство РФ еще в начале 1992 г. поручило тогдашнему Министерству экономики разработать концепцию такой политики, и эта разработка продолжается по сей день). Между тем в последнее десятилетие заметного повышения своего удельного веса в мировой экономике добились как раз те страны (прежде всего НИС "первой волны" и КНР), которые как раз и сумели разработать и реализовать эффективную структурную политику. Общим для этих стран было то, что они не подражали западным моделям постиндустриализации и сделали упор на целенаправленной модернизации структуры с акцентом на ряд отраслей и подотраслей промышленности, которые должны были обеспечить им в перспективе прочные "ниши" на мировом рынке. В результате доля третичного сектора в их экономике (35-50% ВВП) была и остается ниже, чем в высокоразвитых странах.

     Россия  же стихийно пошла по иному пути. По расчетам, за один 1992 г. доля сферы  услуг в ВВП РФ увеличилась  на 15 процентных пунктов по сравнению с предшествующим годом. В дальнейшем, как видно из таблиц 4 и 5, третичный сектор стал устойчиво преобладающим в ВВП (а со второй половины 1990-х гг. и в общей численности занятых) и по относительным (долевым) показателям приблизился к странам Запада.

     Российский "постиндустриализм" имеет весьма мало общего с постиндустриализмом  стран Запада. Доминирование третичного сектора на Западе основывается на том, что первичный и вторичный  сектора, достигнув весьма высокого уровня развития, целиком удовлетворяют потребности населения во всей номенклатуре товаров и полностью обеспечивают третичный сектор адекватной для высокоэффективного развития технической базой, и это при падающей доли промышленности и особенно сельского хозяйства в совокупной занятости.

     В противоположность этому российская "постиндустриализация" в постсоветский  период стала результатом не столько  реального прогресса третичного сектора (хотя позитивные сдвиги здесь  налицо по ряду направлений), сколько  промышленного и аграрного кризисов прошлого десятилетия, т.е. деиндустриализации и деаграризации. При этом экспансия третичного сектора в РФ проходила главным образом за счет "разбухания” торгово-посреднического и банковского секторов. В то же время деловые (инжиниринг, консалтинг и др.), информационные и другие высокотехнологичные услуги развивались менее высокими темпами, хотя и показывали значительный прогресс. Недостаточно развиты также транспортные и туристические услуги. В результате Россия, из года в год показывая внушительный актив внешнеторгового баланса по товарам, одновременно сводит баланс по торговле коммерческими услугами с внушительным дефицитом (14,2 млрд. долл. США в 2007 г., по данным ВТО).

     Безусловно, Россия нуждается в ускорении  экспансии третичного сектора, особенно в вышеуказанных проблемных секторах сферы услуг. В случае достижения весомых положительных результатов в этом направлении нашей стране вполне под силу превратить дефицит по внешней торговле коммерческими услугами в крупный профицит. Однако еще более важным для резкого укрепления позиций России в мировой экономике следует считать реиндустриализацию на новой технической основе с акцентом на машиностроительный комплекс и связанные с ним высокотехнологичные производства, что позволило бы также придать дополнительные стимулы роста третичному сектору, как и сельскому хозяйству. Для этого необходимо разработать четкую концепцию и механизм государственной структурной политики, нацеленной на оптимизацию как макроструктуры народного хозяйства, так и пропорций внутри трех секторов.

     В завершении хотелось бы обратить внимание на проблему формирования российских ТНК первого эшелона. Поскольку  главным субъектом глобализации выступают ведущие ТНК, Россия для  равноправного участия в ГЭ и  активного воздействия на нее  должна располагать несколькими десятками первоклассных ТНК, российских по контролю над капиталом и местопребыванию материнской (головной) компании, имеющих филиалы во всех важнейших регионах мира и проводящих глобальную стратегию в области НИОКР, производства, маркетинга и реализации продукции (товаров в форме материального продукта и коммерческих услуг) и ориентирующихся на российские национальные интересы, что способствовало бы наиболее полному удовлетворению и их собственных "меркантильных" интересов.

     На  сегодняшний день в России не так много компаний, отвечающих даже самым общим критериям для причисления к ТНК, применяемым ООН. Российские ТНК действительно международного класса ("Газпром", "Лукойл", "Русал" и некоторые другие) можно буквально-таки пересчитать по пальцам, но и они занимают в рейтинге 500 крупнейших корпораций мира по показателям транснациональности места далеко не в первой десятке. Например, у ведущего среди российских ТНК по всем показателям транснациональности "Лукойла" размер зарубежных активов в 2004 г. был в 58 раз меньше, чем у мирового лидера по этому показателю "Дженерал электрик" (GeneralElectric) и почти в 20 раз меньше, чем у "Бритиш петролеум" (BP).

     Государство должно содействовать формированию мощных российских ТНК, причем, как  правило, косвенно, т.е. при помощи организационно-правового и административного инструментария, а в ряде случаев, когда это диктуется национальными интересами, и напрямую. В этом смысле заслуживает одобрения деятельность государства по интеграции "Газпрома" и "Сибнефти" под эгидой первого в мощную нефтегазовую компанию действительно мирового класса. Если это объединение принесет положительные результаты как на фирменном, так и народнохозяйственном уровне, — а иного нельзя допустить, — то с учетом данного опыта целесообразно предпринять усилия и в других секторах экономики. Особенно важно добиться появления мощных ТНК в машиностроении и связанных с ним высокотехнологичных отраслях, куда крупный отечественный частный капитал — в отличие от топливно-сырьевых секторов — до сих пор явно не "рвется", что в ряде случаев детерминирует формирование госкорпораций (объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации, "Ростехнологии" и др.). По мере укрепления их позиций внутри страны и за рубежом, если они не будут подавлять рыночные силы, российскому и иностранному частному бизнесу целесообразно предоставить возможности активного участия в их капитале и хозяйственной деятельности, на что он вправе рассчитывать. Одновременно необходимо государственное содействие создание и развитию международных стратегических альянсов (МСА) с участием российских компаний.

     При этом государство должно пристально следить за тем, чтобы российские ТНК и МСА с их участием на внутреннем рынке не овладевали доминирующими, а тем более монопольными позициями в ущерб другим хозяйствующим субъектам и обществу в целом.

     Для успешной адаптации РФ к процессам  глобализации и ведущие российские банки должны войти в клуб первоклассных, лидирующих в мировых рейтингах  транснациональных банков (ТНБ). Однако позиции РФ в мировой банковской сфере значительно слабее, чем в сфере промышленных ТНК. Правда, около дюжины российских банков значатся в рейтинге 1000 крупнейших по капиталу и активам коммерческих банков мира. Однако даже первый из них, Сбербанк, находится лишь во второй сотне авторитетного рейтинга британского журнала "TheBanker". Другой крупнейший российский банк, ВТБ, созданный на базе бывшего Внешторгбанка, ставит перед собой цель: подняться (после своего реформирования и укрепления) в рейтинге европейских банков с 59-го на 30-е место. Зарубежные же активы даже тех российских банков, которые в наибольшей мере проявляют себя как ТНБ ,по международным меркам вообще не производят впечатления или, в лучшем случае, более чем скромны.

     Недостаток  капитала у российских банков, в том числе для зарубежных операций, во многом обусловлен их отношением к консолидации их сил перед лицом международной конкуренции. Слабость российской банковской системы вынуждает крупнейшие российские компании обращаться за получением нормальных коммерческих кредитов к зарубежным источникам (то же делают и отечественные банки), что привело к резкому увеличению внешней задолженности РФ на уровне хозяйствующих субъектов, о чем с явными, подчас, правда, чрезмерными нотками алармизма повествуют наши, а в ряде случаев и зарубежные СМИ.

     В контексте поиска путей адаптации  к императивам глобализации, определяемым современным состоянием и тенденциями  эволюции сферы МЭО, прежде всего  международной торговли, нельзя обойти вниманием, хотя бы вкратце, проблематику вступления России в ВТО.

     Для России "баланс" выгод, трудностей и потерь от глобализации пока что  можно оценить как нулевой  или скорее отрицательный. Нашей  стране предстоит предпринять большие  усилия для того, чтобы сделать  глобализацию своим союзником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

     Важнейшей тенденцией современного мира, является глобализация всех экономических и политических процессов, противостоять которой сейчас не в силах ни одно национальное государство. Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни.

     Для одних это открывает новый  мир возможностей и надежд. Для  других это мир, в котором люди все меньше контролируют вещи, которые непосредственно затрагивают их повседневную жизнь.

     Сейчас  уже нет никаких сомнений в  том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира в первой четверти нового века, когда  процесс общемировой консолидации фактически завершится образованием мировой федерации.

     Глобализация  характеризуется увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных рынков, так и экономики в целом.

     Глобализация  экономики приносит выгоды, но имеет  и недостатки. Наиболее очевидные преимущества — экономический рост, более высокая производительность, распространение передовых технологий не только в финансовой сфере, но и в области фундаментальной и прикладной науки. Установлено, что открытая экономика в совокупности с прозрачной политикой приводит к быстрому экономическому росту. Снижение тарифных и нетарифных барьеров обеспечивает ежегодное увеличение мирового ВВП на 100-300 млрд долл. Кроме того, глобализация способствует усилению международной координации. Она вызвала переоценку основных видов рисков и методов их ограничения, облегчила и увеличила эффективность и рациональность размещения вкладов инвесторов.

     Положительный или отрицательный вектор будет у изменений в национальной экономике под воздействием глобализации, зависит от уровня развития экономической системы и позиции страны в мировом хозяйстве. Позитивное воздействие глобализации сопровождает и отрицательный эффект. Так, глобализация конкуренции нередко вынуждает производителей снижать себестоимость продукции, сокращая затраты на защиту окружающей среды или выносить производство в страны с менее жесткими экологическими стандартами5.  

     Процессы  глобализации мировой экономики постепенно охватывают все сферы общественной жизни стран: производство (в форме транснациональных компаний), торговлю, включая фондовые и инвестиционные рынки. Эти процессы определяются тремя основными факторами:

Информация о работе Российская экономика в условиях глобализации