Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:06, реферат
Монопольная структура российской экономики — это наследие советской плановой системы. В СССР крупные производства создавались по принципу близости к рынкам, либо к источникам сырья. Вопрос о конкуренции простоне стоял. В начале 90-х, на волне приватизации произошло разукрупнение предприятий. А в конце прошлого десятилетия и начале нынешнего, на второй и третьей волнах перераспределения собственности, начали создаваться крупные холдинги и финансово-промышленные группы. Причем количество крупных компаний постоянно растет.
Монопольная структура российской экономики — это наследие советской плановой системы. В СССР крупные производства создавались по принципу близости к рынкам, либо к источникам сырья. Вопрос о конкуренции простоне стоял. В начале 90-х, на волне приватизации произошло разукрупнение предприятий. А в конце прошлого десятилетия и начале нынешнего, на второй и третьей волнах перераспределения собственности, начали создаваться крупные холдинги и финансово-промышленные группы. Причем количество крупных компаний постоянно растет. В их число входят сейчас не только добывающие, металлургические или энергетические холдинги, но также машиностроительные, перерабатывающие предприятия и др. И не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Вспомним начало 2008 года, когда начали расти цены на хлеб. Выяснилось, что зерновой рынок в стране оказался захвачен посредническими структурами монопольно-криминального типа. Тогда поползли вверх мировые цены на зерно, и наши оптовики начали задирать внутренние цены. А это уже проблема продовольственной безопасности страны.
Конечно, создающиеся сейчас госкорпорации по определению должны быть крупными предприятиями, чтобы они могли на равных конкурировать на мировом рынке. В этом
смысле Россия идет в русле общемировых тенденций. Нельзя не отметить, что воссоздание крупных производств в России подготовило основу финансовой стабилизации со стороны реального сектора, а не только со стороны макроэкономического регулирования. Именно крупные корпорации стали основой экономического роста, который мы наблюдали в течение последних лет.
Собственно, на этом плюсы заканчиваются, а дальше идут только минусы. Потому что в отсутствие развитой системы антимонопольного регулирования и конкурентной политики, которая в развитых странах культивируется в течение двух столетий, мы видим рост монопольных отношений в нашей экономике. Вопрос, как к этому относить-
ся. Можно всячески поносить монополии как в принципе негативный фактор в экономике. А можно относиться прагматично и реалистично. Надо смотреть не на масштабы корпораций, а на их поведение. У нас в России монополизм носит классический характер, что выражается в монопольных ценах, картельных сговорах, уклонении от налогообложения, переводе капиталов за рубеж, валютных нарушениях и т.д. Словом, минусов больше, чем плюсов. Монополизм — одна из причин роста инфляции. Расчеты экспертов показывают, то в последние два — три года рост инфляции зависит не столько от денежных факторов, сколько от роста тарифов естественных монополий. Это продолжается и при кризисе. Несмотря на то что цены производителей первоначально упали, потребительские цены продолжают расти. Вот последние данные Росстата. В ближайшее время снова ожидается рост цен на промпродукцию. Российская промышленность очень энергоемкая (ее энергоемкость почти в три раза выше, чем в странах ЕС), поэтому подорожание одного из ингредиентов сразу же ведет к подорожанию конечного продукта. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды цены в январе поднялись на 7,9% по сравнению с январем 2008 года. Кроме того, нужно учитывать решение правительства о поквартальном повышении тарифов на услуги естественных монополий. По темпам роста инфляции и расходам на конечное потребление Россия — лидер.По данным Росстата, в России самый высокий рост потребительских цен среди одиннадцати экономически развитых стран — 13,3% по итогам 2008 года. Инфляция в странах Евросоюза колеблется от 3% (Великобритания) до 1% (Франция). В то же время в США, по которым кризис ударил первым и с наибольшей силой, по итогам прошлого года произошла дефляция, то есть потребительские цены снизились на 0,1%.
Высокая инфляция спровоцировала увеличение затрат россиян на конечное потребление.
Поэтому неудивительно, что и по этому показателю наша страна вышла в лидеры с приростом расходов 12,4% в III квартале 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007-го. Примечательно, что в европейских странах и в США отмечено снижение расходов, в Японии они выросли крайне незначительно (на 0,6%), и только в Канаде отмечен прирост в 3,1%.Монополизм стал тормозом экономического развития. По данным журнала «Эксперт», производительность труда за последние пять лет выросла (с коррективами на инфляционный рост цен) всего на 5%. Притом, что заработная плата выросла в 3,1 раза (причем рост происходит в первую очередь именно в монопольном секторе). Разрыв колоссальный. По эффективности производства мы отстаем от гло-
бальных конкурентов: от корпораций США — в 4 раза, от европейских — в 3, от китайских — в 1,6 раза. Хотя еще пять лет назад мы конкурировали с китайцами на равных. А в разрезе отраслей этот разрыв варьируется от 2 до 8 раз. В отечественном машиностроении и на транспорте производительность труда составляет чуть более 10% от средних показателей по рейтингу «Форчун Глобал–500».Вот таков баланс, который мы получили от монополизации экономики.
Информация о работе Монопольная структура российской экономики