Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении сущности экономических циклов и механизма нивелирования последствий фаз экономического цикла.
Эта цель определила следующие задачи:
1. Исследовать работы экономистов по данному вопросу.
2. Раскрыть сущность экономического цикла.
3. Рассмотреть основные фазы цикла.
4. Изучить основные подходы к классификации циклов.
5. Проанализировать возможность антициклического регулирования.
Введение
Глава 1. Цикличность экономического развития.
Глава 2. Механизм нивелирования последствий фаз экономического цикла.
Таблица 2.1. Направления антициклического регулирования
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация |
На спрос |
На предложение |
Цели |
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
1.Налогово-бюджетная политика 2.Кредитно-денежная политика |
1.Кредитно-денежная политика 2.Налогово-бюджетная политика |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:
1) бюджетной
политике (главным образом это
связано с увеличением или
уменьшением расходов
2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:
1) снижение ставок налога;
2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;
3) проведение
политики ускоренной
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции.
В период подъема
государство в целях
Рис. 2.1 Воздействие государства:
↑ – политика стимулирования;
↓ – политика сдерживания.
В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.
Однако значительное ускорение роста денежной массы в конце 60-х – начале 70-х годов привело (вместе с действием других факторов, например, резкое повышение цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций – темпы роста цен в середине 70-х лет составляли более 10%.
Поэтому в 80-х годах правительство начало ограничивать темпы образования денежной массы. Средствами достижения этой цели стало проведение жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что способствует удорожанию кредита.
Во время депрессии и кризиса
государство снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это
Преимущество этого метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно. Важно лишь точно определить время повышения или понижения процентной ставки.
С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики.
Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственном секторе, прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро-, газо-и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг, чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (по сравнению с 1946 г.).
Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался.
В фазе подъема государство
2.3 Антициклическая политика США в годы «Великой депрессии»
В конце 20-х и начале 30-х годов XX в. американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Методология, стратегия и тактика реформ по выходу из кризиса в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта продемонстрировала особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показала, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.
Вспомним 1929 г, а также период подъема до того, в 20-е гг. Это были в самом деле годы роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В экономической теории, да и в общественном сознании господствовала концепция либерализма, или laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18-19 столетиях.
В ней подчеркивается роль отдельного "экономического человека", рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающим оптимальное распределение ресурсов.
Однако в 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок.
Но все же,
в большинстве случаев
Однако очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.
Крах 1929 и «Великая депрессия»
Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности.
С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 года экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры, и не было причин предполагать, что кризис будет острее или продолжительнее, чем обычно, когда ситуация с ценами, зарплатой, процентной ставкой, инвестициями и объемом производства выравнивается уже через несколько месяцев. Беда была в том, что до 1928 г. почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 г. начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения.
Все взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 начался настоящий бум. Главное объяснение данного явления - это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 г. меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увеличился в несколько раз) удастся избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 г, основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции. Это был период всеохватывающего безумия - из 120 миллионов американцев ни много, ни мало 30 так или иначе были вовлечены в биржевую игру, полтора миллиона имели счета в брокерских фирмах. Цены акций быстро росли, причем вне зависимости от роста прибылей. Самые непрочные компании - "держательские" корпорации, представляющие собой не что иное, как пирамидальную иерархию участия в капитале других компаний, привлекали к себе капиталы. Наблюдался огромный рост задолженности - брались кредиты под игру на бирже.
Возможно, и экономисты, и предприниматели были сбиты столку мини-бумом в потребительских расходах, стимулированным политикой расширения кредитов ФРС. Обычно в прошлом фондовая биржа служила индикатором состояния экономики: спад в промышленности сопровождался падением общего индекса курсов акций. В 1929 г. биржевой рынок находился в состоянии бума - соответственно создавалась иллюзия экономического процветания.
Крах фондовой биржи в "черный вторник" 29 октября 1929 г. показал то, что должно было произойти несколькими месяцами ранее - начался спад. Даже "обычный" спад обещал быть резким, но спад, усугубленный биржевым крахом и нестабильностью банковской системы, утратой общественного доверия к банкам, к фондовым инструментам, действительно привел к катастрофе.
Среди первых мер, предпринятых президентом Гербертом Гувером, а он отнюдь не бездействовал, как ошибочно полагают, было усиление государственного вмешательства. Точно также, как он одобрил политику ФРС, расширившую кредит в начале 1929 г., Гувер и теперь был намерен победить депрессию мерами госрегулирования. Так, были снижены налоги, увеличены государственные расходы и создал самый большой дефицит бюджета мирного времени за всю предшествующую историю США. Также он провел через Конгресс программы помощи фермерам, программу чрезвычайных общественных и строительных работ, программу займов, словом, все, чтобы стимулировать инвестиции в промышленность. Эти меры, по иронии судьбы, и явились основой для "нового курса" Рузвельта, однако именно последнему обеспечившими место в истории.
При высоком уровне безработицы (25% работоспособного населения в 1933 г.) и низком объеме производства становилось ясно, что причиной продолжающейся депрессии является недостаточная покупательная способность, или спрос, и если государство будет стимулировать спрос, создавать его, то это приведет к увеличению инвестиций.
В 1933 г. газета "New York Times" опубликовала письмо Джона М. Кейнса, в котором он изложил суть своей теории: " Я придаю чрезвычайное значение росту национальной покупательной способности на основе государственных расходов, финансируемых займами".
Кейнс провозгласил то, что многие экономисты-практики уже начинали понимать, и что было совершенно неприемлемо для классической экономической традиции, которую он собирался разрушить, а именно, что капиталистическая экономика скорее обладает не естественным стремлением к росту и равновесию, а склонностью к циклам, периодическому дисбалансу и хроническим приступам стагнации. В то время взгляды Кейнса казались возмутительно радикальными. Его "Общая теория занятости, процента и денег" ставила цель проложить путь к высокой занятости, а общий уровень занятости зависит от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. Ситуация же была такова, что правительство старалось придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета.