Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:10, реферат
Оценивая научное наследие многих наших ученых, ставших жертвами репрессий, было трудно отрешиться от мысли об их трагической судьбе и анализировать научные идеи в контексте развития мировой науки. Прошлое проявило себя специфически и в том, какой образ ученого сложился за несколько предшествующих десятилетий. Несмотря на замалчивание имени Кондратьева в СССР, за рубежом были известны некоторые его работы, которые вызывали заметный отклик. Но и забвение на Родине не было полным: его труды находились в крупных научных библиотеках, его имя упоминалось даже в энциклопедиях. Проблема заключалась в невостребованности его идей отечественными экономистами.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. БИОГРАФИЯ Н. Д. КОНДРАТЬЕВА 4
3. «БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ КОНЪЮНКТУРЫ» 6
Н. Д. КОНДРАТЬЕВА 6
3.1. ТЕОРИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ И ДЛИННЫЕ ВОЛНЫ Н. Д. КОНДРАТЬЕВА 7
3.2. СОВОКУПНОСТЬ КАК СТАТИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 9
3.3. ПРИРОДА СЛУЧАЙНОГО В ТЕОРИИ Н. Д. КОНДРАТЬЕВА 10
3.4. ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬШИХ ЦИКЛОВ 11
3.5 ТЕОРИЯ ДЛИННЫХ ВОЛН НОВОВВЕДЕНИЙ 13
4. ИДЕИ Н. Д. КОНДРАТЬЕВА И МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 15
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
6. ЛИТЕРАТУРА 18
17 марта 2002 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося российского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938) – гордости отечественной экономической науки, ученого, который принадлежит к числу очень немногих советских (российских) экономистов, получивших всемирную известность, и, увы, к числу очень многих, чья трагическая судьба еще долго будет укором истории нашей страны. В 2002 году исполнилось также 15 лет со дня окончательной реабилитации ученого, наконец, 10 лет с момента проведения на Родине Кондратьева первой большой международной научной конференции, посвященной его памяти. Два последних обстоятельства напоминают об огромных изменениях, произошедших в стране со времени романтического периода начала демократических преобразований – периода, отмеченного взрывным интересом к истории отечественной экономической науки, надеждой на то, что соединение достижений экономистов прошлого и современной мировой экономической мысли обеспечит надежную теоретическую основу реформ, и стремлением восстановить историческую справедливость.
Все это накладывало отпечаток на восприятие возникающих из небытия имен и идей. Оценивая научное наследие многих наших ученых, ставших жертвами репрессий, было трудно отрешиться от мысли об их трагической судьбе и анализировать научные идеи в контексте развития мировой науки. Прошлое проявило себя специфически и в том, какой образ ученого сложился за несколько предшествующих десятилетий. Несмотря на замалчивание имени Кондратьева в СССР, за рубежом были известны некоторые его работы, которые вызывали заметный отклик. Но и забвение на Родине не было полным: его труды находились в крупных научных библиотеках, его имя упоминалось даже в энциклопедиях. Проблема заключалась в невостребованности его идей отечественными экономистами.
Значительным общественным и научным событием стала первая международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Н. Д. Кондратьева, на которой был учрежден Международный фонд Кондратьева.
Николай Дмитриевич Кондратьев родился в крестьянской семье 4 (16) марта 1892 года. Отец его, Дмитрий Гаврилович, подрабатывал отходничеством на полукустарной фабрике братьев Разореновых, находящихся неподалеку от родной деревни Галуевской, в поселке Старая Вичуга Костромской губернии. В семье кроме старшего – Николая – было еще 9 детей.
Четыре
класса церковно-приходской школы вывели
Николая Кондратьева на широкую
дорогу революционно-разночинной
Но борьбу с властью юный Кондратьев вел недолго, в 18 лет получив свидетельство о благонадежности. Он закончил гимназию экстерном и поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого остался на кафедре политической экономии и статистики «для подготовки к профессорской и преподавательской деятельности».
В 1915 году, движимый патриотизмом, охватившим всю страну, Кондратьев поступает на службу в петроградский земской союз. Год он исполнял обязанности заведующего статистико-экономическим отделом. Магистерская диссертация заброшена. В разгар политических потрясений в созданном правительстве А. Ф. Керенского Кондратьев становится секретарем по сельскому хозяйству. В этом качестве он готовит Всероссийский Совет крестьянских депутатов. Выступает на нем с основным докладом по продовольственному вопросу. Депутаты избирают его своим председателем. За две недели до Октябрьского переворота Н. Д. Кондратьев был назначен товарищем министра продовольствия с «возложением на него непосредственных обязанностей по снабжению» страны, армии, городов, предприятий продовольствием. Всероссийский рынок к тому времени уже развалился и задача перед новым замминистра была поставлена фантастическая. Так и не вступив на новую должность, Кондратьев перебрался в Москву, которая, в отличие от напичканного сверх меры оборонной промышленностью Петрограда, могла дать деревне в обмен на продукты мануфактуру и прочий ширпотреб. Голод в Москве ощущался меньше. Даже в период
· Вестник Временного правительства. 1917. 29 июня. Цит. по: Отечественная история. 1993. № 2, стр. 113
«военного
коммунизма» здесь
Кооперацию советская власть легализировала еще до нэпа – в 1920 году. Превращенная IX съездом РКП (б) в «социалистическую форму продуктообмена», кооперация потянула за собой нэп, т. е. свободу торговать. Незадолго до этого знаменательного события приват-доцент, а затем профессор лаборатории сельскохозяйственной конъюнктуры, самодеятельно возникшей в недрах Петровской академии, Кондратьев был избран директором этой лаборатории, которая переименована в «Конъюнктурный институт». Штат новоявленного института состоял из пяти человек, сотрудники которого рассчитывали индексы цен на товары, подверженные инфляции, и продавали эти крайне интересующие всех сведения в газету «Экономическая жизнь», а также в другие периодические издания. «Частную группу литераторов», публикующих сведения по статистике цен намного раньше, чем ЦСУ под грифом «секретно» представляло их в СНК, Ленин неоднократно ставил в пример П. И. Попову и Г. М. Кржижановскому. В конечном итоге он потребовал, чтобы сведения об экономической ситуации в стране поступали в Совет Труда и Обороны раньше, чем в прессу. В начале 1923 года всесильный нарком финансов включил Конъюнктурный институт в свое ведомство. Директор Кондратьев стал заведующим.
Вся дальнейшая деятельность Кондратьева связана с нэпом и с накатывающимися один за другим экономическими кризисами. Как их преодолеть? Этот вопрос российской экономики стоял во главе всех научных поисков Н. Д. Кондратьева.
Практически не существует ни одного серьезного направления экономической мысли, в котором был бы обойден молчанием вопрос о долгосрочных колебаниях экономической активности продолжительностью 40-60 лет, получивших название «циклов Кондратьева», или длинных волн. Впервые проблема длинных волн экономического развития была затронута в середине Х1Х века. С 10-х годов ХХ века она становится объектом самостоятельных исследований. В 20-30-х годах ХХ в. в связи с появлением публикаций российского экономиста Н.К. Кондратьева, посвященных вопросам экономической конъюнктуры, исследования в этой области переходят на качественно новый уровень.
Идею о существовании больших циклов конъюнктуры Кондратьев выдвинул в 1922 году в работе «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны». Окончательное оформление эта концепция получила в 1926-1928 гг.
В 1926 году состоялась большая дискуссия в связи с обсуждением доклада Кондратьева по проблемам больших циклов. Большая часть экономистов того времени в нашей стране не поддерживала позицию ученого, так как считали, что экономика социалистическая, плановая при государственной собственности должна развиваться только по восходящей линии. Кондратьева обвиняли в том, что он якобы пытался «сохранить» капитализм, доказать его «вечность». По Кондратьеву, на их взгляд, получалось, что раз капитализм переживает не крушение, а всего лишь очередную «волну» то и общего кризиса с сопутствующей мировой революцией может не произойти. В 1930 г. он был арестован по сфабрикованному делу о «Трудовой крестьянской партии», а в 1938 г., когда наступила волна новых обвинений, был расстрелян. Обсуждение длинноволновых колебаний в советской литературе практически прекратилось и возобновилось только во второй половине 80-х годов прошлого века, когда имя Кондратьева было возвращено в отечественную экономическую науку. В настоящее время работы ученого доступны широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся историей экономических учений.
В основе построения Кондратьевым теории длинных волн лежит развитие идей о частичном равновесии А.Маршалла (1842 1924). Теория общего экономического равновесия представляла хозяйство в виде совокупности обособленных рациональных экономических агентов, осуществляющих свои цели в совершенных рыночных условиях. Она сосредоточила внимание на изучение состояния, при котором все участники удовлетворены достигнутым результатом, и, следовательно, отсутствуют внутренние причины к его изменению. Теория экономического равновесия носила абстрактный характер и, следовательно, она упускала из виду многие содержательные стороны явлений. Выводы абстрактной теории, полученные на основе гипотез об индивидуальном поведении, не позволяли объяснить изменения агрегированных статистических показателей, которые и характеризуют конъюнктуру. При данном уровне знаний невозможно было выделить главную причину цикла, т.е. сама по себе теория равновесия, по мнению Кондратьева, не давала объяснения больших циклов.
Кондратьев был сторонником эмпирического подхода, он полагал, что важно установить закономерности между элементами экономической системы в их изменении в реальном времени, что эти элементы характеризуются количественными показателями, что закономерности между ними проявляются прежде всего через статистические зависимости. Именно на базе анализа данных он в полном соответствии с эмпирическим подходом разработал концепцию больших циклов. Эта концепция была не теорией в классическом смысле слова, то есть логической схемой, построенной на основе различных поведенческих гипотез, а той объясняющей гипотезой, возникшей из анализа фактов.
В работах, посвященных циклам и конъюнктуре, Кондратьев выступил не только как сторонник индуктивно-эмпирического метода создания теории, но и плюралистического подхода к анализу причин долгосрочных циклических колебаний.. При объяснении механизма цикла он указывал на инновации, взаимосвязь отраслей, специфику системы распределения, особенности функционирования банковской системы, сложившиеся отношения в сельском хозяйстве и т.д. Можно сказать, что он шел по пути, близкому Туган-Барановскому, Шумпетеру, Касселю, Шпитгофу, но также заимствуя отдельные элементы денежных теорий циклов у Жюглара, Хоутри и др. Естественно, некоторые критические замечания, высказанные в адрес этих ученых, относятся и к его концепции. Но, признавая эту критику, следует иметь ввиду, что свою основную задачу, по крайней мере, на начальном этапе исследований ученый видел не в создании исчерпывающей теории или модели, а в изучении фактического движения конъюнктур и в определении круга их показателей, наполнении последних статистическим содержанием.
Кондратьев,
являясь сторонником философии
позитивизма, исходил из единства наук,
и в условиях бурного развития естественных
наук видел в их методах объект для заимствования
социальными науками. Необходимо отметить,
что здесь речь идет о так называемой классической
науке, к которой относится, например,
физика доквантового периода. Каким же
может быть мировоззрение исследователя
социальных явлений, который стремится
к точности и объективности, такой же,
которую демонстрируют естественные науки?
Что может объединять две ветви наук? Ответ
Кондратьева: статистико-вероятностное
мировоззрение, статистика и ее методы,
пригодные для изучения явлений как физического,
так и социального мира. Для Кондратьева
статистический подход – не только технический
инструмент анализа, а способ видения
реальности. Такой способ видения предполагает
изначальное соединение теоретического
и эмпирического подходов. Если его применить
к социальной области, он позволит преодолеть
разрыв между индивидуальным и социальным.
Центральным понятием социальной науки Кондратьев считал совокупность. Совокупность как статистический феномен предполагает такое большое число элементов, которое не сводится к простой сумме этих элементов, а образует систему взаимосвязей. Ученый применяет понятие совокупности сначала к обществу, а затем к хозяйству, он рассматривает хозяйство как совокупность, определяемую спецификой деятельности индивидов, стремящихся к удовлетворению потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Таким образом, исходным элементом хозяйства остается человек, а хозяйство является совокупностью. Люди действуют в соответствии со своими потребностями и делают свой выбор, вступая во взаимоотношение с другими людьми, при этом они оказывают свое влияние на них и в то же время изменяют условия своей деятельности. Результаты, возникающие в совокупности, в силу массового и сложного характера взаимодействия представляются усредненными, сглаженными, они не сводятся к индивидуальным. В рамках кондратьевского подхода индивидуальные действия преобразуются в социальный результат, отраженный законом больших чисел, но этот процесс, по его мнению, является стихийным и не поддается контролю.
Статистический
подход позволял Кондратьеву сохранить
индивида как исходный элемент хозяйства
и в то же время сосредоточиться на анализе
хозяйства как социальном явлении. При
этом «социальность» не имеет никакого
классового, культурного или этического
оттенка, а является исключительно следствием
специфики взаимодействия большого числа
субъектов. Подобный подход предполагал,
что экономическая наука изучает общественную
природу хозяйственной деятельности,
а ее задача состоит в установлении системы
причинно-следственных связей, то есть
закономерностей, которые проявляются
в результате действия закона больших
чисел.
Информация о работе "Большие циклы конъюнктуры" Н.Д. Кондратьев