Региональные различия и проблемы демографического развития Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования достигается решением следующих частных задач:
1. Проведение общетеоретической систематизации особенностей демографических процессов, подлежащих исследованию.
2. Проведение исторического анализа естественного движения в странах Западной Европы от начала цивилизации до начала 90-х годов ХХ столетия.
3. Выявление проблем демографической политики, актуальных для Европы в наши дни.

Содержание

Введение
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЫ
Глава 2. ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ
Глава 4. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-ГО - НАЧАЛЕ 21-ГО ВЕКА
Глава 5. ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ.docx

— 64.98 Кб (Скачать документ)

Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.

Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.

На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».

Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.

Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.

Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году

 
 

Иностранное население (ИН) (тысяч человек)

Доля ИН в структуре населения (%)

Иностранная рабочая сила (ИНР) (тысяч человек)

Доля ИНР в составе рабочей силы (%)

 

Бельгия

912

9

196

6,5

 

Великобритания

1972

3,1

878

3,4

 

Германия

7314

8,9

2559

9,1

 

Италия

109,1

2

332

1,7

 

Франция

3597

6,3

1573

6,2

 

Швейцария

1338

19

709

17,9

 
           

 

Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно ниже, чем коренного населения, их профессионально-квалификационная структура имеет более выраженную поляризацию, отражающую особенности современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны, на высококвалифицированных специалистов, а с другой - на временных, в том числе сезонных, рабочих.

Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции, иностранные работники произвели свыше 30% ВВП. Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей. Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. [23]

Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит и так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тогда как коренные жители чаще работают в сети "быстрого питания"; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые - в супермаркетах; в строительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные - в более солидных строительных фирмах. Этой дифференциации способствует особая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы социальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах формируются специфические возможности занятости иммигрантов, отличные от ниш, существующих для коренных жителей.

В последнее время, на европейском рынке наблюдается жесткая конкуренция со стороны мигрантов из Турции, республик бывшей Югославии, Греции, Италии, Португалии и Испании за рабочие места низкой квалификации.

Как правило, иностранные рабочие, особенно это относится к выходцам из стран Востока, используются в тех сферах и отраслях, где велика доля ручного труда, а работа считается не престижной или оплачивается по низким расценкам. Во Франции, например, половина всех иммигрантов была занята в обрабатывающей промышленности и торговле, а в Германии три пятых иностранных рабочих трудились в обрабатывающей промышленности. Эти цифры говорят об ориентации отдельных отраслей на иностранную рабочую силу.

В Европе в последние годы наметился некоторый сдвиг в традиционной структуре занятости иммигрантов. Увеличивается процент иностранцев, работающих в сфере услуг. Наблюдается снижение занятости в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении.

Резкий рост числа мигрантов, желающих обосноваться в странах Западной Европы, заставил еще в 1993 году такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Португалия, Нидерланды предпринять меры по ограничению приема мигрантов. В 1994 году их примеру последовали Австрия, Дания и Италия. Эти меры были настолько жесткими, что, по мнению ряда правозащитных неправительственных организаций, могли подорвать основы международного института предоставления убежища. А результатом этих мер стало увеличение потоков незаконной миграции.

Полицейские и миграционные службы ЕС на январь 2003 года опубликовали следующие данные об иммигрантах, в том числе нелегалах, в основных государствах Евросоюза.

Во Франции находится 3,6 миллиона иностранцев, из которых 9,23 тысячи - нелегалы. Чтобы въехать на территорию Франции из третьих стран, иностранцы должны запрашивать визу только в консульствах в своей стране. После пребывания на территории Франции в течение трех месяцев иностранец обязан обратиться в полицейские иммиграционные службы за видом на жительство, срок которого определяется французскими законами. Если это правило нарушается, иммигрант рискует быть высланным из страны без права получения въездной визы не только во Францию, но и во все государства Шенгенской зоны.

В Великобритании - 2,2 миллиона иммигрантов, из них 46,47 тысячи нелегалов. Здесь находится наибольшее количество лиц, обращающихся (по разным причинам) с запросами о предоставлении им политического убежища, и запросы эти чаще всего удовлетворяются. Однако за перевозку, предоставление ночлега и сокрытие иностранцев, незаконно проникших и проживающих на Британских островах, законодательно установлены особо высокие штрафы.

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее количество иностранцев - 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч - нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к негражданам ЕС для получения вида на жительство - иметь профессию и знать немецкий язык.

В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного проникновения в страну - Гибралтар: только в прошлом году береговая охрана перехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывом беженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения - с радарами и приборами ночного видения. А на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокие штрафы.

Борьба с нарушителями особенно активно ведется в Италии, где примерно из 1 миллиона иммигрантов 5,35 тысячи находятся на нелегальном положении. А совсем недавно их было более 150 тысяч. В этом году вступил в силу закон "Босси-Фини", по которому все иностранцы, прибывающие не из стран ЕС, обязаны иметь трудовой контракт и постоянное местожительство, а также сдать в полиции отпечатки пальцев. Итальянские полицейские считают, что нелегалы опасны своей мобильностью и способностью быстро исчезать после совершения преступления.

Довольно суровые концепции борьбы с нелегалами в Греции, где на 1 миллион иностранных жителей их насчитывается 4,18 тысячи. В 1991-2001 годах здесь было арестовано 1,8 миллиона человек, незаконно проникших и проживавших на территории государства. В стране налажен жесткий визовый порядок, обеспечивается самая быстрая и эффективная в Европе система высылки иностранцев из страны за допущенные правонарушения.

В Швеции из 0,5 миллиона иммигрантов всего 595 нелегалов. В стране строго поддерживается установленный порядок въезда-выезда, а нелегалам здесь укрыться особенно трудно - их просто выдают полиции.

Министры внутренних дел и юстиции стран ЕС, обсуждавшие в Брюсселе вопросы нелегальной иммиграции в Европу, пока не смогли прийти к согласию относительно общеевропейской политики в отношении иммигрантов и общего ужесточения наказаний для тех, кто обогащается на нелегальной иммиграции.

Основной источник «нелегалов» в Европе - Балканы. Плохо охраняемые границы и общая неразбериха в этом регионе позволяют нелегальным иммигрантам использовать его как ворота на Запад. Одних лишь китайцев, ожидающих возможности нелегальной переправки в Западную Европу, в Югославии около 200 тысяч. Ситуацией на Балканах активно пользуются преступники на контрабанде “живым товаром”.

Чиновники стран ЕС склоняются к необходимости ужесточения пограничного контроля на западных рубежах Балканских стран. Высказываются также предложения по ужесточению наказаний за содействие нелегальной миграции. Однако все эти предложения наталкиваются на жесткую критику со стороны правозащитных организаций. Правозащитники предлагают посмотреть на проблему с другой стороны - ведь нелегальные иммигранты стремятся проникнуть в богатую Европу, спасаясь от голода, лишений, политических и расовых преследований у себя на родине. «Международная амнистия» и Комиссия ООН по правам человека опасаются, что суровые меры ЕС против нелегальных иммигрантов приведут к тому, что жизнь беженцев в Европе станет еще более невыносимой, а те, кто пытается им помочь, окажутся не в силах это делать. И чиновники, и правозащитники говорят, что пропасть, разделяющая их взгляды, постепенно становится меньше, но, как показывает отсутствие внятного решения по болезненному вопросу о нелегальной иммиграции, ни у тех, ни у других нет пока ясного плана действий.

Меры западных стран по корректировке миграционной политики совпали с усилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграции посредством создания единого европейского рынка. Это предполагало снятие всех внутренних торговых ограничений для свободного передвижения людей внутри Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза, созданного в 1993 году после вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском союзе. Но в то же время страны опасались, что свобода передвижения в рамках Е вропейского союза создаст множество новых проблем в области иммиграции и предоставления убежища.

Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство осуществлявшихся в 90-е годы мер были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, в Шенгенской конвенции 1990 года содержались положения, предусматривающие укрепление сотрудничества между полицейскими и судебными органами, взаимное признание виз и ужесточение санкций против перевозчиков. В Дублинской конвенции 1990 года были перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.

Несмотря на значительные средства, выделяемые на меры пограничного контроля, жесткие ограничения в области миграции не решили проблему проникновения в Европу большого числа нелегальных мигрантов. Осознание правительствами своей неспособности поставить миграцию под контроль привело к выдвижению ряда радикальных предложений, таких как документ о «миграционной стратегии», подготовленный в 1998 году под эгидой Австрии, председательствовавшей тогда в Европейском союзе. В нем предлагалось не только создать «линию обороны» для защиты Европы от нелегальных мигрантов, но даже содержалось требование внести поправки в Конвенцию 1950 года или разработать новую. Хотя документ подвергся дружной критике и был отозван, аналогичные недовольные голоса еще не раз раздавались в Европе и за ее пределами.

Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только 15 стран-членов Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 году Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих убежища, на всем континенте.

Информация о работе Региональные различия и проблемы демографического развития Европы