Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 14:40, доклад
Экономика России накануне первой мировой войны. С начала XX в. оформляются новые экономические тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед первой мировой войной насчитывалось до 150–200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов было сосредоточено в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего числа существовавших в стране. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов
Российская бюрократия
была убеждена в возможности решения задач
регулирования прежде
всего методами укрепления административно-
Основными задачами военного регулирования экономики правительство считало обеспечение производства материальными ресурсами, а населения (и особенно армии) – продовольствием. Для этого в августе 1915 г. были образованы четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольственному делу. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства (министрами – военным, путей сообщения, торговли и промышленности, земледелия). В качестве инструментов регулирования должны были использоваться государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиции продукции, разрешительная система при межрайонном обмене товарами и перевозке грузов по железным дорогам. Совещания были призваны разрабатывать планы снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.п., выдавать авансы предприятиям и содействовать в выполнении заказов. По мере ухудшения экономической ситуации правительство стремилось усиливать роль административных рычагов, активизировать непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь и прежде всего в сферу распределения.
17 февраля 1915 г. вышел закон, наделявший местные власти новыми правами: запрещать вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы своей губернии, устанавливать предельные цены на хлеб и фураж, закупаемые армией, реквизировать продукты по пониженным ценам (на 15%). Это – важный момент в становлении административного регулирования. В 1916 г. были введены твердые цены на все хлебные сделки, как правило заниженные, что привело к росту рыночных цен, особенно в сентябре 1916 г., и сокрытию производственных запасов. Эти меры создавали искусственный продовольственный дефицит в городах.
Промышленники России стремились усилить влияние на процессы организации регулирования. Уже в первые недели войны были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. В 1915–1916 гг. создавались и множились различные комитеты и общества, росла их роль в жизни страны. Комитет Красного Креста, первоначально скромная организация, постепенно подчинил себе всю санитарную администрацию страны. Земский и Городской союзы слились в Земгор, чтобы попытаться централизовать военные поставки, особенно со стороны небольших предприятий. В мае 1915 г. по инициативе А. Гучкова наиболее видные представители деловых и промышленных кругов создали Центральный военно-промышленный комитет, на который возлагалась задача организации производства для оборонных нужд и распределения заказов между крупными предприятиями. Благодаря усилиям комитета в 1916 г. снабжение армии несколько улучшилось по сравнению с 1915 г.
Государственная власть, явно теряя контроль за ситуацией, относилась ко всем этим инициативам весьма настороженно, видя в формах общественной организации представителей капитала опасные тенденции политического объединения чуждых самодержавному режиму сил. Но углубление кризиса в стране вынуждало правительство сближаться с бизнесом. После IX съезда представителей торговли и промышленности (май 1915 г.) власти согласились на создание ряда общественных организаций, призванных координировать работу предпринимателей.
Вместо того чтобы поощрять эти патриотические настроения, политика Николая II состояла преимущественно в замене одних некомпетентных и непопулярных министров другими, ничуть не лучшими (за год сменилось пять министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три военных министра). В обществе камарилью во главе с Распутиным обвиняли в подготовке сепаратного мира и умышленном потворстве вражескому нашествию на территорию страны. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.
Тем временем резко ухудшилось положение со снабжением продовольствием, топливом промышленных центров, что привело к росту забастовочного движения. Число бастующих росло стремительно: менее 35 тыс. во втором квартале 1914 г., 560 тыс. в 1915 г., 1100 тыс. в 1916г. Условия жизни трудящихся катастрофически ухудшались. Из перенаселенных, несмотря на мобилизацию, деревень прибывало слишком много дешевых рабочих рук, и это ограничивало рост оплаты труда. Правительство было вынуждено идти на экстренные внеэкономические меры.
С начала 1916 г. в некоторых городах ввели карточки, установили нормы выдачи муки и круп. 30 июня этого же года был принят закон о четырех «мясопустных днях» в неделю. В конце ноября правительство приняло предложение министра земледелия А.А. Риттиха о введении с января 1917 г. принудительной хлебной разверстки. Предусматривалась поставка 506,5 млн пудов в установленные сроки для армии и военной промышленности. О снабжении городов должны были позаботиться местные власти. К управлению хозяйством, хоть и в ограниченной форме, были впервые привлечены торгово-промышленные круги. Но все эти меры не ликвидировали хозяйственной разрухи. В оппозиции царизму оказались все классы и партии, за исключением крайне правых.
Экономическое состояние страны накануне февральской революции даже представители царизма характеризовали как состояние «разрухи» и «развала». В этом отношении представляет интерес записка М.В. Родзянко, направленная царю в феврале 1917 г., незадолго до революции, в которой он писал, что «положение России сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое».
Приход к власти Временного правительства не мог изменить направления экономической политики. Общие задачи новой власти были сформулированы А.Ф. Керенским: 1) продолжить защиту страны; 2) воссоздать во всей стране действенный административный аппарат; 3) провести необходимые коренные политические и социальные реформы; 4) подготовить путь к преобразованию России из предельно централизованного государства в федеральное.
Все составы правительства сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали «крайнюю бережливость в расходовании народных денег», «установление твердых цен на предметы первой необходимости» (железо, ткани, керосин, кожи и т.д.) и доставку их населению «по возможно пониженным ценам».
Не только социалисты (эсеры и меньшевики), но и кадеты выступали за ограничение свободного рынка. Министр земледелия А.И. Шингарев говорил летом 1917 г.: суровая экономическая необходимость момента неизбежно будет толкать всякую власть – социалистическую или несоциалистическую, безразлично, – на путь монополизации.
Потому одним из первых шагов Временного правительства стало введение хлебной монополии. 25 марта 1917 г. вышло постановление о передаче хлеба в распоряжение государства: «Все количество хлеба... за вычетом запаса... необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, поступает... в распоряжение государства и может быть отчуждаемо лишь при посредстве государственных органов».
Хлебовладелец имел право оставить семена для посева, зерно для прокорма скота и для пропитания из расчета 1,25 пуда на члена семьи и наемного работника в месяц, крупы по 10 золотников (золотник = 4,25 г) на душу в день. Разрешалось оставить сверх этого 10% от потребного количества «на всякий случай». Весь остальной хлеб подлежал сдаче местным продовольственным органам по твердым ценам (владелец был обязан доставить хлеб на ссыпной пункт).
Вслед за этим были установлены твердые цены на уголь, нефть, металл, лен, кожи, мясо, масло, махорку. Но для решения общеэкономических задач (аграрный вопрос, финансовая система и т.д.) у Временного правительства не было ни времени, ни возможностей. Происходившие в стране процессы в 1917 г. уже не контролировались центральной властью.
1. Показатели развития
отдельных отраслей народного хозяйства
России за 1900–1913 гг. свидетельствуют о
значительном росте промышленного и сельскохозяйственного
производства, об увеличении грузооборота
Железнодорожного транспорта.
2. Так, валовой сбор хлеба увеличился с
3,7 млрд. пудов в 1899 г. до 5 млрд. пудов в
1913 г. Экспорт хлеба за этот период увеличился
с 352 млн. пудов до 648 млн. пудов, а экспорт
всех товаров возрос с 627 млн. рублей до
1520 млн. рублей. За эти же годы выплавка
чугуна возросла со 164 млн. пудов до 283 млн.
пудов, добыча угля увеличилась с 853 млн.
пудов, до 2214 млн. пудов.
3. Валовая продукция промышленности с
1900 по 1908 г. выросла только на 44,9%.
4. Ряд хороших урожаев в сельском хозяйстве,
выгодная реализация сельскохозяйственной
продукции на внутреннем и внешнем рынках,
усиление покупательной способности сельского
населения, обновление основного капитала
промышленности, увеличение государственных
заказов, рост городского строительства,
значительный приток иностранных капиталов
— все это создало благоприятные условия
для нового промышленного подъема, который
начался в 1909 г. и продолжался до начала
первой мировой войны.
5. В период 1900–1913 гг. промышленная продукция
выросла на 219%. Большая часть этого прироста
падает на годы промышленного подъема.
Ежегодный прирост продукции на одного
рабочего с 1908 по 1913 г. составляет 5,1%, а
с 1900 по 1908 г. только 3,1%.
6. Промышленный подъем в России накануне
первой мировой войны происходил при одновременном
улучшении положения в сельском хозяйстве.
В период 1909–1913 гг. (за исключением 1911
г.) были собраны хорошие урожаи, они дали
лишних 1,8 млрд. пудов хлеба, стоимость
которого составляла около 1,5 млрд. рублей.
7. Рост городского населения происходил
почти в два раза быстрее, чем в конце XIX
в. Бюджет 963 городов достиг в 1913 г. почти
300 млн. рублей и увеличивался ежегодно
на 12,7%. В период 1909–1913 гг. быстрыми темпами
развивалось городское строительство.
Строительство новых домов, рост трамвайной
сети, водопроводов, канализации и т. п.
вызвали большую потребность в металлах
и других строительных материалах.
8. За время предвоенного промышленного
подъема в значительной мере обновился
основной капитал. На новое промышленное
оборудование было затрачено около 1 млрд.
рублей. В эти годы основной капитал русской
промышленности рос быстрее, чем в США.
9. Средний прирост капиталов в американской
промышленности с 1889 по 1915 г. составил
6,5%, а русская промышленность за время
с 1885 по 1913 г. давала ежегодный прирост
в 7,2%.
10. По концентрации производства русская
промышленность занимала одно из первых
мест в мире; в этом отношении она стояла
впереди американской промышленности.
11. Характерной чертой промышленного подъема
1909–1913 гг. являлось также значительное
увеличение свободных денежных средств
на) рынке денежных капиталов, в «результате
чего оборотные средства народного хозяйства
увеличились на 2–2,25 млрд. рублей. Накануне
войны в России сложилась мощная система
банков. С 1910 по 1913 г. основные капиталы
банков увеличились более чем в два раза
— с 236,6 млн. до 561,2 млн. рублей.
12. Государственный бюджет увеличился
с 1,5 млрд. рублей в 1900 г. до 3,4 млрд. рублей
в 1913 г., что свидетельствует о повышении
финансовых возможностей царской России
перед войной.
13. За период 1901–1913 гг. значительно выросли
посевные площади под техническими и специальными
культурами (хлопок, табак, подсолнух,
свекла, картофель и др.). Посевная площадь
под хлопком увеличилась на 111,6%, под подсолнухом
— на 61%, под сахарной свеклой — на 35,5%,
под табаком — на 18,5%, под картофелем —
на 15,8%.
14. …за период 1900–1913 гг. потребление сельскохозяйственных
машин значительно увеличилось. В 1900 г.
оно составляло всего 27,9 млн. рублей, а
в 1913 г. определялось уже в 109 млн. рублей,
в том числе импортных машин на 48,9 млн.
рублей.
15. …если продукцию машиностроительной
промышленности в 1913 г. взять за 100, то последующие
годы дадут такие цифры: 1914 г. — 120, 1915 г.
— 201,5, 1916 г. — 264,3.
16. 1915 и 1916 годы были периодом интенсивного
капитального строительства в машиностроительной
промышленности.
17. Металлообрабатывающая промышленность
России, хотя и росла медленнее, чем машиностроительная
промышленность, все же дала значительный
прирост продукции. Если принять ее продукцию
в 1913 г. за 100, то в 1914 г. она составила 98,9,
в 1915 г. — 144,7, в 1916 г. — 155,1.
18. Химическая промышленность во время
войны выросла в 2,5 раза, при этом сернокислотная
промышленность выросла вдвое. Бензольная
промышленность была создана почти что
заново: производство толуола, составлявшее
до войны 1000 пудов в год, увеличилось в
1916 г. до 293 тыс. пудов, выработка бензола
возросла с 1800 пудов в 1913 г. до 574 тыс. пудов
в 1916 г.
19. Стрелковое вооружение русской армии
по своему качеству превосходило западноевропейские
образцы. Русская армия была вооружена
отличной винтовкой (обр. 1891 г.), изобретенной
русским офицером Мосиным. Она имела пулеметы,
по качеству не уступавшие лучшим иностранным
образцам. В период войны казенные оружейные
заводы значительно увеличили свою производительность,
что свидетельствует о высокой квалификации
кадров и о наличии высокопроизводительной
техники на заводах, изготовлявших стрелковое
вооружение.
20. Во время войны орудийные заводы Петроградский
— военного ведомства, Обуховский — морского
ведомства и Пермский — горного ведомства
дали новых орудий: в 1915 г. — 1109, а в 1916 г.
— 1992, увеличив за один год свою производительность
почти на 80%. Рост производительности этих
заводов по ремонту орудий еще значительнее:
в 1915 г. отремонтировано 519 орудий, в 1916
г. — 2745, то есть в 5,3 раза больше. Здесь
следует отметить, что ремонтом орудий
занимались и арсеналы — Петроградский,
Киевский и Брянский, — которые отремонтировали
в 1915 г. 111 орудий, а в 1916 г. — 447, то есть
в четыре раза больше. Из частных предприятий
орудия изготовлял Путиловский завод
в Петрограде. Этот завод дал в 1915 г. [173]
997 орудий, а в 1916 г. — 2345, увеличив, таким
образом, их выпуск в 2,4 раза. Выпуск артиллерийских
орудий возрастал сравнительно быстрыми
темпами. В 1915 г. было выпущено 2106, а в 1916
г. — 5135 штук.
21. Быстрый подъем производства орудий
во время войны свидетельствует о высоком
техническом уровне артиллерийской промышленности
России.
22. Развитие фенольного и нафталинного
производства шло во время войны также
быстрыми темпами. Производство фенола,
совершенно отсутствовавшее в довоенное
время, в 1916 г. достигло 6,4 тыс. пудов, а
производство нафталина увеличилось с
7 тыс. пудов в 1913 г. до 275 тыс. пудов к концу
войны. Для ведения химической войны было
организовано производство целого ряда
химических продуктов, из которых ранее
многие не изготовлялись в России.