География Западно-Сибирского экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Однако во всех перечисленных работах комплексное изучение проблемы, исследуемой в данной дипломной работе, не получило достаточного освещения. В них интересующие вопросы рассмотрены фрагментарно.
Тем не менее, можно заметить, что большинство, как отечественных, так и зарубежных исследователей сходятся в нескольких аспектах:
Россия и Китай – взаимовыгодные партнёры, имеющие общие интересы на международном и региональном уровнях;
Углубление отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем, вне зависимости от каких бы то ни было изменений международной обстановки, будет оставаться первостепенной задачей для обеих стран;
Экономическое и, в частности, энергетическое сотрудничество РФ и КНР является приоритетным направлением двустороннего развития в контексте обеспечения энергетической безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района
1.1 Особенности территориального положения………………………………..5
1.2 Особенности природно-сырьевой базы……………………………………..7
1.3 Роль демографического фактора в развитии хозяйства района………….11
1.4 Особенности хозяйственного размещения региона
1.4.1 Промышленность района……………………………………………..13
1.4.2 Сельское хозяйство района…………………………………………...18
1.4.3 Транспортная система района…………………………………….......18
1.5 Проблемы и перспективы развития района……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………..………………………………………..…...24

Прикрепленные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

В апреле 2005 года был подписан приказ Минпромэнерго, согласованный с Минэкономразвития и Минприроды, по этапам создания трубопровода Тайшет–Находка. В соответствии с этим приказом первый этап включает в себя создание трубопроводной системы на участке Тайшет – район Усть-Кута – Казачинское – Тында – Сковородино. Мощность первого этапа – 30 миллионов тонн. Этот первый этап рассчитан на загрузку западносибирской нефтью. В районе Сковородино создается нефтеналивная эстакада, которая позволит перевозить по этому маршруту первую нефть до нефтеналивного терминала, перегружая на железнодорожные цистерны80.

После получения  одобрения правительством, ОАО «Транснефть» создало дочернее предприятие для реализации проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан». Им стало ООО «Центр управления проектом "Восточная Сибирь – Тихий океан"» (ООО «ЦУП "ВСТО"»). Новая структура должна практически реализовывать проект нефтепроводной системы к тихоокеанскому побережью России.

В частности, в  марте 2006 года с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) был подписан Протокол по изучению вопроса о проектировании и строительстве нефтепровода на участке Сковородино – граница с КНР. Этот документ явился свидетельством высокой заинтересованности китайской стороны в продвижении проекта и реализации его первой стадии.81

В июне 2007 года «Транснефть» и КННК подписали окончательный  протокол о строительстве ответвления  от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на Китай. Это один из крупнейших системных инфраструктурных проектов. В цифрах это до 80 млн т нефти в год, из которых до 30 млн т пойдет в Китай82. Реализация первого этапа строительства (Тайшет-Сковородино) прорабатывается сегодня уже на корпоративном уровне, где решаются технические и коммерческие вопросы. Завершить строительство по первому этапу планируется к концу текущего года. Проектируемая система будет иметь высокий уровень надежности и минимальное воздействие на окружающую среду. Закладывается комплекс технических решений и природоохранных мероприятий, которые исключат или сведут к минимуму возможное негативное влияние.

«Транснефть»  также разработала обоснование  инвестиций строительства ветки  ВСТО в Китай, было получено одобрение  всех государственных органов, и документ был передан китайской стороне. Замглавы Минпромэнерго РФ сообщил, что, согласно достигнутой договоренности, финансировать строительство ответвления будет китайская сторона83. Как заявил бывший в то время главой «Транснефти» Семен Вайншток, стоимость этого строительства составит $436 млн84. Также было заявлено, что при реализации проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» приоритет будет отдаваться поставкам нефти в Китай. По словам С. Вайнштока, после осуществления второго этапа строительства Восточного нефтепровода поставки нефти на Комсомольский НПЗ могут составить 7 млн тонн в год, а на Хабаровский – 5 млн тонн. Кроме того, уже разрабатывается проект строительства нового нефтеперерабатывающего завода мощностью 10 – 20 млн тонн нефти в районе конечной точки ВСТО85.

По мнению китайских  специалистов, строительство нефтепровода из России в Китай будет способствовать обеспечению нефтяной безопасности КНР. Названный проект станет крупнейшим в китайско-российском экономическом сотрудничестве. По плану, в течение первых 5 лет эксплуатации нефтепровода ежегодно из России в Китай будет перекачиваться 20 млн тонн нефти, а в последующие годы поставки нефти соответственно возрастут до 30 млн тонн в год86.

Между тем, совсем небезразлична судьба проекта ВСТО основному перевозчику российской нефти в Китай – ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Как известно, основные поставки нефти осуществляются в Китай по железной дороге. Поэтому строительство трубы-ответвления в Китай, очевидно, может повлиять на объемы перевозок нефти РЖД. В этой связи президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин обратился в правительство РФ с просьбой скоординировать строительство нефтепровода и реализацию программы перевозок нефти в Китай по железной дороге. По словам главы компании, государство должно либо выделить средства из бюджета на расширение железнодорожной структуры для перевозок нефти в Китай, либо гарантировать поставки нефти в КНР на длительный срок87.

В ходе упомянутого  визита российской делегации в Пекин президент ОАО «Российские железные дороги» и министр железных дорог КНР Лю Чжицзюн договорились обеспечить перевозку согласованных объемов грузов через пограничные переходы между Россией и Китаем. В ходе встречи стороны обменялись мнениями и достигли полного взаимопонимания по вопросам дальнейшего развития сотрудничества между российскими и китайскими железными дорогами88.

Строительство нефтепровода не обходится без проблем. Так, в сентябре 2007 года центр управления проектом ВСТО приостановил работы с китайской компанией. «Китайцы не выполняют условия договора, и, судя по всему, других мер воздействия у генподрядчика не нашлось», – отметил вице-президент Транснефти Сергей Григорьев89. Он не исключил возможности того, что генподрядчик в дальнейшем будет обходиться своими силами.

Китайская сторона  в свою очередь считает, что одностороннее  расторжение договора противоречит международной практике и условиям самого документа. При этом заместитель  гендиректора подразделения China Petroleum по реализации проекта ВСТО Ян Чэншэн признал, что его компания выбилась из графика. Но медлительность он объясняет геологическими условиями территории, на которой ведутся работы, проблемами с техникой на таможне и со сложным процессом получения квот на работу в России 1750 китайских специалистов90. Благодаря усилиям обеих сторон через несколько недель работы были возобновлены.

Во время  визита Путина и российской делегации  в Китай в марте 2006 года, особое внимание также было уделено сотрудничеству с нефтяной компанией «Роснефть». Как заявил руководитель компании «Роснефть» С. Богданчиков, его компания подписала соглашение с представителями Китая о совместном использовании природных ресурсов на территории КНР. Во время визита также было принято решение об открытии представительства «Роснефти» в Пекине91.

В рамках проходящего  во время визита российско-китайского энергетического форума 22 марта С.Богданчиков выступил на пленарном заседании. В своем выступлении он отметил, что нефтяная компания «Роснефть» имеет долговременные и взаимовыгодные экономические связи с компаниями КНР. «Наше сотрудничество с китайскими партнерами в энергетической отрасли имеет реальные многообещающие перспективы. Мы искренне надеемся, что оно будет успешным, долгосрочным и внесет свой весомый вклад в развитие торгово-экономических отношений между двумя странами, а также в укрепление добрососедства и взаимопонимания между нашими народами. Мы стремимся содействовать реальному прогрессу в российско-китайском энергетическом сотрудничестве, что является одним из ключевых факторов укрепления отношений стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами», — сказал глава «Роснефти»92.

Нужно отметить, что сотрудничество находит поддержку  у правительств обеих стран, которые  понимают, что расширение стратегического  партнерства между КННК и «Роснефтью»  является важнейшей частью сотрудничества между Россией и Китаем в нефтяной сфере. В рамках расширения партнерских отношений с КННК, «Роснефть» планирует создать в КНР совместное предприятие, которое, как предполагается, займется розничной продажей нефтепродуктов в Китае через сеть собственных АЗС. Кроме того, планируется, что совместное предприятие будет осуществлять оптовую торговлю нефтепродуктами, произведенными на НПЗ «Роснефти». Также договоренности предусматривают возможность совместной разведки, добычи и эксплуатации нефтяных ресурсов месторождений «Роснефти», с которых планируются поставки сырья в Китай. Источником этих поставок должны стать месторождения Восточной Сибири.

Визит в Пекин  в марте 2006 года не остался незамеченным и в зарубежной прессе. Несколько  публикаций появились на сайте информационного портала в Великобритании. Например, статья Petera Brookesa содержит следующую информацию: «На прошлой неделе мировой поставщик энергоносителей (Россия) заключил серию соглашений с мировым потребителем энергоносителей (Китаем), в том числе сделку по строительству газопровода протяженностью в 2000 миль. Благодаря этим соглашениям Китай, занимающий уже четвертое место в мире по экономическому потенциалу, сможет удовлетворять неутолимую энергетическую жажду, и одновременно конкурировать с бедной энергоресурсами Японией в борьбе за доступ к российской нефти и газу. Для России поставки в Китай составляют выгодную альтернативу европейскому рынку, с его взыскательностью и растущим вниманием к экологическим вопросам»93.

Большой потенциал  сотрудничества существует и в газовой сфере. «Газпром», который определен правительством РФ координатором всех экспортных газовых проектов, и КННК изучают варианты поставки природного газа из России в Китай. Основные направления российско-китайского сотрудничества в газовой сфере закреплены в соглашении, подписанном в октябре 2004 года руководителями компаний «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации, а также в «Протоколе о поставках природного газа из России в КНР» в марте 2006 года. Эти соглашения предусматривают: поставку российского газа из Единой системы газоснабжения России (ЕСГ); строительство в Китае газотранспортных и газораспределительных систем; взаимодействие по проектам в области геологоразведки, добычи, транспортировки и реализации газа; строительство и эксплуатацию подземных хранилищ газа.

«Газпром2 также предпринял попытку выйти на газораспределительный рынок Китая. В мае 2004 года компания подписала протокол о намерениях с китайской компанией China Gas Holdings, поставляющей сжиженный газ в основном потребителям Гонконга94. Согласно подписанному документу, «Газпром» рассмотрит возможность приобретения пакета акций компании или создания совместного предприятия для реализации газовых проектов не территории Китая. Это было первой попыткой России проникнуть на внутренний китайский газовый рынок. Вероятность того, что вопрос российского присутствия на внутреннем рынке Китая будет решён положительно, невелика, так как до настоящего времени Китай не допускал иностранные компании к участию в газотранспортной системе страны. Но если это произойдёт, то взамен китайские компании захотят получить доступ к разработке газовых месторождений в Западной Сибири.

Вообще, идея строительства  газопровода в КНР рассматривалась  совместной российско-китайской группой с 1994 года. В 1997 году даже было подписано соглашение о совместном строительстве газопровода, но его реализация была отложена95. Причина заключалась в том, что Россия посчитала необходимым сначала создать единую систему добычи, транспортировки и поставки потребителям газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с тем, чтобы в ней был учтён потенциальный экспорт газа в Китай. Но проект создания единой системы газоснабжения (ЕСГ) требовал длительного и тщательного изучения, поэтому перспектива прокладки газопровода считалась весьма отдалённой.

 Но, тем не  менее, переговоры продвигались, и в ходе визита в КНР  был заключен ряд соглашений  в газовой сфере. Так, по  заявлению Президента В. В.  Путина и руководителя «Газпрома» А. Б. Миллера Россия к 2011 году планирует построить в Китай две ветки газопроводов – Восточную и Западную. На первом этапе планируется построить трубопровод «Алтай» от месторождений западной Сибири до восточных районов Китая. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд долларов96. Данный проект активно лоббируется «Газпромом».

Второй маршрут  предполагает поставки газа из Сахалина на материк, далее через Хабаровск в Китай97. В качестве ресурсной базы этого проекта выступают сахалинские месторождения.

По заявлениям министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, к 2020 году общий объем поставок газа из России в Китай достигнет 68 млрд кубометров. По его оценке, если «все пойдет благополучно», то в 2011 г. газ будет экспортироваться в Китай по западной ветке газопровода, а в 2016 г. – по восточной ветке. Таким образом, к 2020 г. по обеим веткам из России поставят в Китай 30 млрд и 38 млрд кубометров газа.

Соглашения, подписанные  с Китаем в 2006 году, носят рамочный характер. Ещё предстоит пройти долгий и сложный переговорный процесс. Основной трудностью оказался вопрос о цене. Китай не соглашался принять за основу сложившиеся мировые цены на газ, настаивая на формуле, увязывающей цену газа и угля, поскольку в энергобалансе Китая уголь занимает ведущее место. В соответствии с этой формулой цена газа на российско-китайской границе должна составить 70 – 80 долларов, что практически равняется себестоимости добычи газа и его транспортировки98. Но ценовая ситуация на мировом рынке углеводородов развивалась в последнее время таким образом, что теперь России даже выгодно откладывать решение этого вопроса, поскольку цены на углеводороды продолжают расти. Скачок цен на нефть и газ, прежде всего в Европе, заставил китайцев пересмотреть свою позицию и согласиться закупать газ по более высокой цене, хотя окончательная цена еще не определена99.

Другой серьезной  проблемой представляется способность «Газпрома» выполнить свои экспортные обязательства перед европейскими и китайскими потребителями. Речь идет о темпах ввода в строй новых месторождений и прогнозах роста газодобычи «Газпромом». Опасения экспертов связаны с тем, что в 2010 – 2011 гг. экспортные поставки «Газпрома» вырастут на 82,5 – 102,5 млрд кубометров. При этом, по прогнозам аналитиков «Газпрома», собственная газодобыча компании к 2010 году вырастет всего на 12 млрд кубометров100. Такие низкие показатели роста газодобычи объясняются низким уровнем инвестиций в газодобычу и геологоразведку, а также фактически начальной стадией работ по освоению месторождений Восточной Сибири.

Итак, возникает  вопрос – каким образом «Газпром» планирует достичь столь высоких экспортных показателей за такой короткий период времени? «Газпром» будет вынужден пересмотреть свою политику в области газодобычи. При сохранении монополии на экспорт газа «Газпрому» придется допустить к разработке месторождений Западной Сибири иностранные компании. Сейчас на это претендуют такие крупнейшие газодобывающие компании, как E.ON (Германия), BASF (Германия), Chevron (США), Exxon (США), Statoil (Норвегия), Norsk Hydro (Норвегия), ENI (Италия), Total (Франция) и, конечно, CNPC (Китай)»101.

Информация о работе География Западно-Сибирского экономического района России