Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 00:34, доклад
Космос, Вселенная чаще всего рассматривались человеком как беспредельная, бесконечная и абсолютно недоступная сущность; влияние космоса на человека рассматривалось через призму мистицизма, обратное влияние – человека на космос не мыслилось возможным. Поэтому отношение человека к космосу было созерцательным, либо религиозно-восторженным. Философы и ученые-космисты, начиная с Федорова, высказывают мысль о настоятельной необходимости активного, преобразовательного отношения к космосу со стороны человечества.
мпгу
Эссе
по дисциплине: Концепции современного естествознания.
На тему: «Регуляция природы и выход человека в космос.»
Москва, 2015г.
Регуляция природы и выход человека в космос.
Космос, Вселенная чаще всего рассматривались человеком как беспредельная, бесконечная и абсолютно недоступная сущность; влияние космоса на человека рассматривалось через призму мистицизма, обратное влияние – человека на космос не мыслилось возможным. Поэтому отношение человека к космосу было созерцательным, либо религиозно-восторженным. Философы и ученые-космисты, начиная с Федорова, высказывают мысль о настоятельной необходимости активного, преобразовательного отношения к космосу со стороны человечества. Такая активность, являющаяся предназначением человечества, его долгом перед Вселенной, станет возможной при условии регуляции природы самого человека. Человек, победивший смерть, переставший быть зависимым от времени, должен перестать быть зависимым и от пространства. По мнению А.В.Сухово-Кобылина, человечеству, находящемуся сейчас в земной стадии своего развития, предстоит пройти солярную (солнечную) стадию своего развития, затем сидеральную (звездную) стадию, предполагающие проникновение человека сначала в солнечную систему и расселение там, потом освоить все глубины космоса. Это и будет Всемир, всемирное человечество, бесчисленное множество обитаемых миров во Вселенной. Такое эволюционное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, творчестве им своей собственной природы и окружающего человека земного пространства.
Космисты говорят о задаче регуляции «метеорических», космических явлений на Земле, превращение стихийных, разрушительных природных явлений в сознательно направленные в рамках теории ноосферы. Живое вещество в процессе своего взаимодействия с косным веществом планеты самоорганизуется в биосферу, а затем с помощью человеческой деятельности – в ноосферу. Ноосфера рассматривается как сфера разумного волевого взаимодействия человека и природы. Понятие ноосферы имеет двоякую природу: с одной стороны ноосфера образовалась с появлением «хозяйственного труда, как новой силы природы, как нового мирообразующего, космогонического фактора» (по С.Н.Булгакову), то есть с появлением человека вообще; с другой стороны идеал ноосферы далек от реальности, переход биосферы в ноосферу еще далеко впереди, для этого перехода необходимо достижение нового уровня планетарного сознания и действий всего человечества. В связи с этим текущее взаимодействие человека и природы предлагается рассматривать как предноосферное, называемое различными авторами такими терминами как антропосфера, социосфера, техносфера, пневматосфера. Причем это предноосферное состояние является пограничным, пути дальнейшего развития биосферы и разума должны привести человечество к ноосфере, но при отсутствии разумной эволюционной активности могут привести к гибели биосферы вообще. Современное человечество демонстрировало и демонстрирует как раз второй путь развития, характеризующийся хищническим, потребительским отношением к ресурсам, в связи с чем ставится вопрос о разумности антропосферы и делается вывод – «полярность техники и жизни неоспорима» (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2001. – с.389).
Разумная активная эволюция предполагает регуляцию природных процессов
не с позиций господства человека над природой, а посредством их гармонического взаимодействия. Одной голой техникой задач регуляции природы не решить; необходима параллельная перестройка организма человека, регуляция психики, то есть тот «органический» прогресс, который в грядущем мире должен заменить нынешний технический. Мировоздействие, по мнению космистов, лишь тогда станет устойчивым и прочным, когда мощь, свойственная машине, станет внутренней мощью человеческого существа. Если человек, не изменяя себя, не встав на путь собственного одухотворения, начинает покорять, преобразовывать природу, окружающий мир, то приходит к неизбежному дисбалансу, кризису, экологическому и собственно нравственному. Такое одностороннее вмешательство ведет к истощению и дегенерации природы. Бесконечно веря в науку, Вернадский считал необходимым создать «интернационал ученых», который бы пропагандировал нравственную ответственность за использование научных открытий и научной работы для разрушительных, противоречащих идее ноосферы, целей. Все задачи регуляции природы должны решаться исходя из ноосферного принципа. Среди задач преобразования природы называется прежде всего предотвращение стихийных бедствий – засух, наводнений, землетрясений и пр.- как явлений, мешающих активно-эволюционной преобразовательной деятельности человека; то есть человеку необходимо овладеть умением управлять климатом.
Вершиной активно-эволюционной деятельности человека является выход человечества в космос, целью которого Федоров называл бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели космисты призывают ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах доступной пока части мироздания с использованием реальных средств и возможностей, исходя из уверенной предпосылки, что эти пределы со временем будут постепенно расширяться, будет становиться реальным то, что сейчас кажется невозможным и мистическим.
В частности, полагается возможным в результате регуляции человеческого тела обрести способность к самостоятельному летанию. Федоров полагал, что нельзя зацикливаться на технизации, развитие техники может быть только боковой, а не главной ветвью развития. О достижении умения летать мечтает Сухово-Кобылин, полагая, что в процессе дальнейшего одухотворения человек сможет таким образом победить пространство. Для мыслителей – космистов очевидно, что изобретение таких средств передвижения, которые раньше полагались нереальными (локомотив, например) есть первый шаг на пути к новым способностям; это почин, по словам Сухово-Кобылина, зерно будущих органических крыльев. В перспективе «человека технического» сменит «человек летающий», что всегда было мечтой человечества, многократно отраженной в фольклоре (кстати, в фольклоре, по большей части, обобщается и гипертрофируется предыдущий опыт этноса; так что, возможно, когда то человек летал, но утратил в силу неизвестных причин эту способность).
Расселение человечества по всей Вселенной со временем станет насущной необходимостью, ведь современными людьми Земля уже заселена вплоть до самых неблагоприятных и труднодоступных мест; будущие бессмертные поколения вкупе с воскрешенными просто обречены осваивать просторы космоса. Антропокосмическое понимание человека предполагает его своеобразный долг перед космосом в одухотворении и заселении пространств Вселенной.
Идею выхода человека в космос еще с середины 19 века стал разрабатывать Федоров, причем с различных сторон, от природных и социально-экономических до нравственных. Аргументами в пользу необходимости буквального космического будущего человечества являются: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который подвержен энтропии; необходимость разместить все воскрешенные поколения; обязанность избежать необратимого и неотвратимого на Земле финала человечества, по причинам истощения земельных ресурсов при постоянном увеличении численности населения, либо по причинам космического характера – попадание метеорита, потухание Солнца и пр. Выход для человечества - в завоевании новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и всего космоса. Выход в космос, овладение им и преобразование его – только такая великая цель достойна человека; достижение ее является конечным смыслом всех органических и нравственных преобразований человеческой природы и отвлечение от нее на взаимную борьбу противоречит космической сущности человека. Причем, Федоров был уверен, что именно его соотечественник первым сможет сделать шаг в космос, как оно и вышло.
С освоением космоса в нашем сознании прочно связано несколько имен, одно из которых – К.Э.Циолковский. Циолковский, как и Федоров, уверен в неизбежности выхода человека в космос. По его словам, всегда сначала идет фантазия, мысль, затем научный расчет, после исполнение того, что начиналось как сказка. Мысли Федорова о космосе как раз воспринимались вначале как фантазия. Циолковский же посвятил свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственно целесообразного снаряда для космических путешествий. Сделанные ученым расчеты условий для жизни в невесомости ныне являются обычной практикой космонавтики. Технический выход человечества в космическое пространство не являлся для Циолковского самоцелью, ученый теоретически обосновывает будущую космическую экспансию человечества, утверждая неуничтожимость жизни во Вселенной, возможность вечной юности при гигантской творческой активности. Циолковский говорит, что посредством техники будущего, преодолевшей силу земного притяжения, человек посетит и изучит все планеты Солнечной системы, окружит Солнце искусственными жилищами, созданными из материала от астероидов, планет и их спутников. Ракеты различных типов для Циолковского как философа являются «решением проблемы транспортировки умерших в Космос, чтобы потом заняться их физическим воскрешением» (Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. – М.: «Народная педагогика», 1993. – с.135).
В начале 20-х годов прошлого столетия идеи выхода в космос все более овладевают умами, в частности, в это время развивается направление «биокосмистов-имморталистов». Однако свои главные задачи – проникновение в космос и достижение бессмертия - они рассматривают сугубо практически, не затрагивая вопроса о преобразовании природы человека.
Необходимо отметить, что русские космисты, призывая к максимальному использованию всех сил, возможностей и способностей человека для общего эволюционного дела, сами явили пример таких активных и разносторонних личностей. Так, Федоров, новатор книжного дела в России, по свидетельству современников, знал содержание всех книг Румянцевского музея (крупнейшей библиотеки); В.Соловьев был поэтом, публицистом и литературным критиком, его работы литературного направления сегодня изучаются на филологических отделениях вузов; Вернадский, гениальный ученый, явился основателем целого ряда новых наук – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, был науковедом; Флоренский помимо религиозной философии занимался физикой, математикой, искусствоведением, филологией, поэзией; Чижевский, основатель гелио- и космобиологии, был поэтом и художником; Циолковский, инженер-изобретатель, писатель, философ.
Информация о работе Регуляция природы и выход человека в космос