Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:30, реферат
Около года назад Межведомственная комиссия по развитию производительных сил Ленинградской области приняла решение о размещении на территории Сосновоборского городского округа Пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности (ПЗРО). Заказчиком проекта выступило ФГУП «РосРАО». В соответствии с российским законодательством, в Сосновом Бору была создана Рабочая группа, взявшаяся за подготовку документации к общественным слушаниям. Но, не смотря на то, что свою работу она начала еще весной 2011 года, экологическая общественность города считает, что информации о планирующемся объекте у местного населения по-прежнему недостаточно.
Санкт-Петербургский государственный университет
Сервиса и экономики
Сосновоборский филиал
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Региональная экономика
по теме: «Пункт захоронения радиоактивных отходов»
студентки 2-го курса
специальности 100100
Кашиной Ю. П.
Проверила: ____________ Шишова О.Н.
«_____»___________ 2012г.
Сосновый Бор
2012
Около года назад Межведомственная комиссия по развитию производительных сил Ленинградской области приняла решение о размещении на территории Сосновоборского городского округа Пункта захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности (ПЗРО). Заказчиком проекта выступило ФГУП «РосРАО». В соответствии с российским законодательством, в Сосновом Бору была создана Рабочая группа, взявшаяся за подготовку документации к общественным слушаниям. Но, не смотря на то, что свою работу она начала еще весной 2011 года, экологическая общественность города считает, что информации о планирующемся объекте у местного населения по-прежнему недостаточно.
Пункт захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности, согласно проекту, будет представлять из себя тоннель, заглубленный под землю на 60-70 метров. Его длина должна составить 1,2 км, а диаметр – 14,2 м. (Если исключить наклонный ствол тоннеля, то максимальный объем, который может быть заполнен РАО, составляет около 150 тыс. куб.м.) Разместить его планируется в промзоне Соснового Бора, в районе бывшего Ленспецкомбината «Радон». То есть будущий объект долговременного хранения опасных отходов будет находиться примерно в километре от берега Финского залива. Планируется, что в течение первых 6-10 лет в могильник будут загружено 50 тыс. кубометров отходов.
Инженерные изыскания по ПЗРО начались в 2011 году, проектирование началось в 2012-м, а строительство инфраструктуры объекта планируется в 2013-2015 годах. Общие инвестиционные затраты, включая строительство и эксплуатацию ПЗРО, составят 6,1 млрд. рублей.
Итак РосРАО планирует строить отнюдь не рядовой объект, а один из первых крупнейших могильников в России.
Сосновый Бор, в промзоне которого действуют четыре реактора РБМК, пять опытных военных реакторов, завод «Экомет-С» по переплавке радиоактивного металла, уже упомянутый Ленспецкобинат «Радон», плюс сооружаются два новых блока ЛАЭС-2 мощностью 1200 Мвт каждый, явно перегружен объектами «мирного атома». При этом, по сути, согласия на сооружение могильника у города и горожан пока не спрашивал никто, решение взяла на себя область.
Сосновый Бор в настоящее время является крупнейшим на Северо-Западе России конгломератом ядерно и радиационно-опасных объектов, причём в настоящее время он находится в процессе интенсивного развития: строятся новые энергоблоки ЛАЭС-2, ведётся подготовка к выводу энергоблоков ЛАЭС-1. Ёмкости существующих хранилищ твердых и жидких радиоактивных отходов РОСРАО и ЛАЭС близки к исчерпанию. Естественно возник вопрос строительства могильника РАО для Соснового Бора – ПЗРО.
Однако нам предлагается ПЗРО для решения проблем, как минимум, для всего Северо-Запада России. А может быть, и зарубежных стран, учитывая сертификацию порта в Усть-Луге для перевалки радиоактивных грузов.
Хранилище предполагается эксплуатировать 50 лет, энергоблоки ЛАЭС-1 лет 10-20. Для вывода их из эксплуатации принята концепция отложенного демонтажа, т.е. выдержка после удаления топлива с площадки еще 50-100 лет при условии наличия специального фонда для финансирования вывода. Его пытались создать, но хватило только на продление ресурса существующих АЭС и на подготовку к выводу 2-х энергоблоков Белоярской АЭС, остановленных в 1983 - 89 годах. То есть для отходов, образующихся при демонтаже ЛАЭС-1 потребуется новое хранилище. Не означает ли это, что мы оставляем решение проблемы накопленных нами радиоактивных отходов даже не внукам, а правнукам?
Сейчас нас уверяют,
что новое хранилище абсолютно безопасно.
Не хочется, но приходится напомнить, что
нашей стране принадлежит сомнительное
достижение - две самые крупные аварии:
ядерная на Чернобыльской АЭС (уровень
7), которой нынче исполняется 25 лет, и радиационная
в хранилище радиоактивных отходов в Кыштыме
(Южный Урал) в 1957 году (уровень 6). Тогда тоже никто
не предполагал, что такие аварии возможны.
Какой смысл располагать ПЗРО под боком
у культурной столицы России. Если сравнить
экономические выгоды, которые получит Росатом от этого
проекта, и возможные последствия для
Санкт-Петербурга, а, значит, и для России,
даже в случае очень маловероятной аварии,
то станет очевидной абсурдность этого
замысла. Ради чего нужно
идти на такой риск?
А исключать аварию нельзя – невозможно предугадать, что будут привозить со многих предприятий в загерметизированных упаковках (бочках) – радиоактивные масла, органические жидкости, кислоты и щелочи или что-то ещё. Бочки со временем прокорродируют. Радиоактивные и взрывоопасные газы заполнят помещения хранилища. Возможно всё. Ведь намеченный срок эксплуатации - 50 лет - может быть продлён на какое-то время. Но даже после закрытия хранилища его необходимо будет обслуживать ещё лет 300-500. Отключение электроснабжения может привести к затоплению хранилища или накоплению в нем взрывоопасных газов. Даже государственная гарантия финансирования эксплуатации не может быть доверительной на такой срок. Зачем закладывать бомбу под Санкт-Петербург на столь длительный срок?
В Сосновом Бору конгломерат ядерно-
и радиационно-опасных объектов. Каждый новый
объект увеличит риск аварии в конгломерате
и затруднит эксплуатацию остальных объектов
в случае аварии на любом из них. Есть ли столь настоятельная
нужда в наращивании числа таких объектов
именно здесь?
Место, которое выбрано для ПЗРО рядом
с бывшим ЛСК, нельзя считать подходящим.
Оно расположено на краю глиняного массива
вблизи действующих радиационно-опасных
производств, вблизи градирен с их постоянными
солёными осадками капельного уноса, повышенной
влажностью и температурой и периодическими
кислотными промывками.
Расположение между двумя водоносными горизонтами (Ломоносовским и Гдовским) не гарантирует ПЗРО от затопления, а также не исключает загрязнение водных источников радиоактивными протечками. Даже в скальном хранилище Швеции появился ручеек соленой воды. Нельзя исключить в будущем и потерю электроснабжения ПЗРО (вентиляция, дренажные насосы, освещение и т.п.). Подземное захоронение дороже поверхностного в сооружении и обслуживании, но не безопаснее.
В принятом подземном варианте ПЗРО планируется разместить ниже Ломоносовского горизонта (из которого, к примеру, осуществляется водоснабжение поселка Котлы) над Гдовским горизонтом (из которого, к примеру, осуществляется водоснабжение Рощино). При прокладке нельзя исключать повреждение глиняных барьеров, что приведёт к загрязнению и взаимодействию этих горизонтов. При этом Государственный стандарт запрещает строительство ПЗРО на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используют или могут быть использованы для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Известно ли проектировщикам, что в близлежащих садоводствах колодцы и скважины широко используются не только для полива, но и для питья?
Могильник строить
нужно, но только для нужд предприятий
Соснового Бора!
Предлагается соорудить ПЗРО только
для РАО известного состава от предприятий
Соснового Бора в Копорском глинте по
проработанному несколько
лет назад варианту. Учитывая, что глинт
возвышается над окружающей местностью,
тем самым будет исключена опасность затопления
хранилища даже при отключении электроснабжения.
А для нужд всего Северо-Запада следует
подыскать более удаленное от Санкт-Петербурга
и Соснового Бора место, учитывая рост населения
Соснового Бора. При этом исходить из того,
что это хранилище будет отнесено, как
минимум, к первой или второй категории
радиационной безопасности.
Сооружение ПЗРО в районе ЛСК противоречит требованию ОСПОРБ-99/2009: п.3.2.4.: «Радиационные объекты I и II категорий должны располагаться с учетом розы ветров преимущественно с подветренной стороны по отношению к жилой территории, лечебно-профилактическим и детским учреждениям, а также к местам отдыха и спортивным сооружениям». Всё ровно наоборот – г. Сосновый Бор расположен с подветренной стороны по отношению к хранилищу.
Стоит хотя бы сейчас соблюсти известное требование нормативных документов и разместить ПЗРО подальше от крупных городов и с подветренной стороны от ближайших населенных пунктов?
Справка: Низкоактивные РАО - результат деятельности медицинских учреждений, научно-исследовательских, образовательных и других предприятий, где в работе используются радиоактивные вещества. К таким отходам относятся слабозагрязненные радионуклидами бумага, ветошь, инструменты, одежда, фильтры, содержащие малое количество преимущественно короткоживущих изотопов. В своём большинстве это горючие материалы.
Ещё одно замечание
– существующий уровень
знаний о сейсмической активности региона
не позволяет надежно обосновать прогноз
надёжных сейсмических событий. В 1976 году на острове
Осмуссар в Балтийском море произошло
землетрясение с интенсивностью в эпицентре
6-7 баллов по шкале MSK.
Между тем ранее, из 24 рекомендованных площадок наиболее благоприятные условия для вероятного расположения пункта захоронения были выявлены в районе Копорья. В этом варианте ПЗРО был бы надежнее изолирован от водоносных горизонтов. Такое расположение вывело бы пункт из зоны влияния градирен ЛАЭС-2 и возможных аварийных процессов на потенциально опасных ядерных объектах города.