Экологические районы РФ и РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Экологические рейтинги территорий, отраслей экономики и отдельных природопользователей все чаще используются для целей контроля и управления в интересах устойчивого развития РФ. При этом множится число независимых организаций, которые представляют и используют альтернативные решения и услуги в этой области, в т.ч. ИАА «РБК-рейтинг», «Эксперт-РА», АНО «НЭРА», ИА «Интерфакс» и др. Тем самым, пользователь сталкивается с неопределенностью как выбора, так и практических выводов.

Содержание

1. Физико- географическое положение РФ и РТ………………….…...…3.
2. Природные ресурсы РФ и РТ ……………………………….….….…..7.
3. Экологические районы РФ и РТ…………………………………...…..21.
4. Экологически неблагополучные районы РФ и РТ……………………24.
Список литературы…………………………………………...….……...…..29.

Прикрепленные файлы: 1 файл

экология.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Воспроизводство запасов и ресурсов нефти. Комплексный  анализ геологического строения территории, открытия новых промышленных залежей нефти в изученных районах и наличие признаков нефтегазоносности в пока еще слабоизученных районах свидетельствуют о том, что ресурсный потенциал недр республики далеко не исчерпан. Вместе с тем, количество локализованных ресурсов нефти ежегодно сокращается. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о необходимости восполнения сырьевой базы действующих добывающих предприятий.

Решение задач  воспроизводства запасов предусматривает  проведение работ на следующих направлениях: Разведка и доразведка открытых месторождений и перевод предварительно оцененных запасов категории С2 в более высокие категории. Поиски, разведка и подготовка к разработке новых месторождений на перспективных структурах на северном и северо-восточном склонах Южно-Татарского свода, сводовой части и юго-восточном склоне Северо-Татарского свода, западном борту Бирской седловины, на участке юго-восточной бортовой зоны Верхнекамской впадины, в центральной части Мелекесской впадины для расширения разведанной ресурсной базы добывающих предприятий. Поиски месторождений на перспективных объектах, перешедших в течении 2005-2006 гг. в распределенный фонд недр в пределах Мелекесской впадины и Северо-Татарского свода.  Сейсморазведка 2Д и поиски месторождений в западных и центральных районах в пределах пока еще слабоизученной территории Казанско-Кировского прогиба и восточного склона Токмовского свода для формирования сырьевой базы на перспективу.

В соответствии с намеченной стратегией воспроизводства  запасов в 2005 г. на территории республики проведены геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и собственных средств нефтяных компаний.

На территории республики установлено более сотни  залежей угля в отложениях франского, визейского, казанского и акчагыльского ярусов.

Большинство их сосредоточено в отложениях визейского яруса в пределах Южно-Татарского свода (75 залежей) и Мелекесской впадины (17 залежей), входящих в Камский угольный бассейн. Прогнозные ресурсы визейских углей оценены в 2,7 млрд. т, но степень их геологической изученности остается невысокой. Практический интерес представляют 95 залежей с прогнозными ресурсами категории Р1 + Р2 и 4 залежи с запасами категории С - 704 млн. т.

Степень метаморфизма визейских углей соответствует каменноугольной, реже буроугольной группе. По марочному составу угли преимущественно длиннопламенные витринитовые (каменные, марки Д). Зольность их в пределах 15-26%, выход летучих веществ - 41-48%, сернистость - 3,1-4,2%, теплота сгорания 29,9-31,4 МДж/кг. В качестве технологического сырья они пригодны для производства генераторного газа и синтетического жидкого топлива. Разработка выявленных угольных залежей возможна методами подземной газификации, но для этого требуется постановка опытно-промышленных работ.

Природные битумы - окисленные высоковязкие нефти жидкой, полужидкой и твердой консистенции (вязкость от 600 тыс. до 440 млн. мПас) с  высоким содержанием серы (3,7-7%), масел (от 5 до 88%), смол (от 8,7 до 57%) и асфальтенов (от 3,3 до 61%).

В отличие от нефти они характеризуется повышенным содержанием ванадия, никеля, молибдена  и значительно меньшим (до 25%) содержанием  бензиновых и дизельных фракций.

Опытно-промышленная добыча природных битумов осуществляется лишь на Мордово-Кармальском месторождении (Лениногорский район). Добыча ведется методом внутрипластового горения с помощью термогазового генератора. За 15 лет добыто около 200 тыс. т битумов, которые использовались главным образом для изготовления асфальта и производства антикоррозийного лака на Шугуровском нефтебитумном заводе.

Несмотря на свои ценные свойства природные битумы до сих пор не нашли широкого применения ни в качестве сырья для химической промышленности, ни при выработке  тепловой и электрической энергии. Освоение битумных месторождений сдерживается из-за несовершенства действующих и отсутствия новых эффективных технологий извлечения битумов. Существующие технологии добычи и подготовки природных битумов для месторождений Республики Татарстан являются высокозатратными, а переработка сырья не позволяет получить качественные продукты.

Одним из перспективных  направлений использования природных  битумов считается производство водо-битумных эмульсий, которые находят  все большее применение за рубежом, как альтернатива мазуту. Однако использование природных битумов в качестве основы котельно-печного топлива в виде водно-битумных эмульсий на рассчитанных на мазут установках пока ограничено вследствие повышенного содержания серы и зольности. К тому же, приготовление водно-битумной эмульсии с пониженной вязкостью является сложной технической задачей и до настоящего времени не внедрено в промышленных масштабах.

Для решения  проблемы использования природных  битумов актуальна постановка работ  по разработке технологии получения топливного газа из природных битумов на основе процесса газификации, которая может быть использована как в условиях нефтепромыслов, так и на существующих ТЭЦ.

В задачи экологического мониторинга входят сбор, хранение, а также анализ данных о природной среде и о влиянии на нее человеческой деятельности.

         Сбор данных в России регламентируется методическими руководствами Роскомгидромета, ответственного за экологический мониторинг в стране, и других ведомств. Действующая в настоящее время система экологического контроля основана на концепции предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК). Однако известно, что концепция ПДК экологически не обоснована.

         Нормативы ПДК определяются в лабораторных условиях в краткосрочных (дни) и хронических (недели) экспериментах на изолированных популяциях организмов, принадлежащих к небольшому числу тестовых видов, по ограниченному набору физиологических и поведенческих реакций для отдельных факторов без какого-либо учета их возможного взаимодействия, поэтому экстраполяция нормативов ПДК на реальные природные объекты неправомерна.

  ПДК принимаются как единые нормативы для огромных административных территорий (порядка одной шестой части суши), в то время как действие загрязняющих веществ зависит от специфических фоновых, климатических, хозяйственных и многих других характеристик конкретного региона. Вследствие этого использование единых ПДК в районах с различными экологическими условиями в реальной практике невозможно. Возможна, например, следующая ситуация. В водоеме фоновые концентрации железа на порядок превышают ПДК, однако водные организмы адаптированы к этим концентрациям и требовать у предприятий снижения содержания железа в стоках до ПДК бессмысленно. Содержание же хлоридов в водах значительно ниже ПДК, хотя есть данные о том, что хлориды негативно влияют на некоторые популяции водных организмов. Однако требовать уменьшения концентрации хлоридов в стоках невозможно, поскольку нормативы ПДК не нарушены.

За несколько десятилетий в результате достаточно дорогостоящих исследований для водоемов хозяйственно-бытового назначения установлено около тысячи ПДК, тогда как число загрязняющих веществ антропогенного происхождения превысило миллионы наименований и ежегодно синтезируется около четверти миллиона новых химических веществ. Кроме того, при попадании в воду или воздух сбросов различных предприятий при их химическом взаимодействии образуются вещества разнообразной химической природы, которые действуют на биоценозы принципиально иначе, чем их составляющие. Более того, в результате происходящих химических реакций и превращений химических элементов в водной среде происходит образование новых соединений, которые могут быть токсичнее исходных ингредиентов. Вредное действие физических, химических и других факторов при их комбинировании может суммироваться (аддитивное или независимое действие), ослабляться (антагонизм) или усиливаться (синергизм). При этом, естественно, синергическое действие факторов представляет наибольшую опасность для организмов. Согласно обобщенной концепции синергизма, при комбинированных воздействиях факторов происходит образование дополнительных повреждений за счет взаимодействия субповреждений, индуцируемых каждым из агентов и не являющихся значимыми при раздельном воздействии каждого из факторов. Показано, что существует оптимальное соотношение воздействующих агентов, при котором повреждающий эффект максимален. Чем меньше интенсивность одного фактора, тем меньшая интенсивность другого фактора должна использоваться для проявления максимального повреждающего эффекта. Анализ аддитивного взаимодействия факторов актуален при нормировании воздушных загрязнений. Так, выявлена особенно высокая зависимость внутриутробной смертности эмбрионов у матерей в Сан-Паулу (Бразилия) с индексом, отображающим совместное действие концентраций в воздухе NO2, SO2 и CO, по сравнению с концентрациями каждого из веществ в отдельности. Подобный эффект был замечен в отношении сочетанного воздействия радионуклидных и химических загрязнений на перестройку генома и изменение свойств внутриклеточной среды у человека, мышевидных грызунов и растений. Заметим также, что не более 10% от общего числа нормированных по ПДК веществ обеспечено методами обнаружения на уровне ПДК.

На организмы, помимо химического загрязнения, оказывают негативное влияние многие другие факторы, например, тепловое, радиационное, электромагнитное или биологическое загрязнения. И хотя контроль за подобными "нехимическими" воздействиями в принципе возможен в лабораторных условиях, в реальности никто не занимается определением соответствующих ПДК из-за больших материальных затрат, связанных с такими опытами.

       Необоснованным выглядит также один из основополагающих принципов концепции ПДК, указывающий на абсолютную универсальность полученных нормативов, пригодность их для любой природной зоны, любого времени года, любого местообитания (например, при разработке рыбохозяйственных ПДК не учитывается даже разница между лентическими и лотическими водоемами). В самом деле, каждая экосистема обладает эволюционно обусловленным уникальным комплексом связей между отдельными компонентами, специфическим адаптационным потенциалом к возможным опасным воздействиям, выработанной со временем токсикорезистентностью.

Оценка состояния природных объектов по уровням ПДК фактически является неоправданной экстраполяцией границ толерантности тестовых организмов по отношению к изолированным воздействиям на существенно многовидовые экосистемы, где действуют одновременно сложные комплексы десятков и сотен факторов самой разной природы, и которые находятся (в отличие от стандартных лабораторных популяций) в совершенно различных фоновых условиях функционирования.

Отсутствие  соответствия между лабораторными  и природными моделями экосистем  приводит к тому, что ПДК часто оказываются завышенными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда, несмотря на удовлетворительные результаты гидрохимического анализа (т.е. соблюдение ПДК) в водоемах заповедника “Большая Кокшага” (республика Марий Эл), проведенный гидробиологический мониторинг показал тенденцию к ухудшению экологического состояния пойменных участков реки, что выражалось в изменении структуры зоопланктонных сообществ.Известны и обратные ситуации — например, состояние сообщества зоопланктона (индексированное по стабильности видового состава) в реке Суре в 1993-1997 оставалось благополучным и при превышении ПДК большинства измеряемых физико-химических показателей.

Перечисленные недостатки концепции ПДК ставят под сомнение дееспособность всей существующей системы экологического контроля — методов диагностики, нормирования, прогноза, управления, а вместе с ними — экономических, правовых и социальных инструментов природоохранной деятельности. Недостатки концепции ПДК известны давно и конструктивная постановка проблемы состоит не столько в критике устаревшего подхода, сколько в конкретной разработке комплекса методов, способных заменить существующие методы контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологические  районы  РФ и РТ

Экологические рейтинги территорий, отраслей экономики и отдельных природопользователей все чаще используются для целей контроля и управления в интересах устойчивого развития РФ. При этом множится число независимых организаций, которые представляют и используют альтернативные решения и услуги в этой области, в т.ч. ИАА «РБК-рейтинг», «Эксперт-РА», АНО «НЭРА», ИА «Интерфакс» и др. Тем самым, пользователь сталкивается с неопределенностью как выбора, так и практических выводов.

Ключевая проблема в составлении экологического рейтинга – сохранить объективность и смысл получаемых результатов, что зависит от обоснованности методологии расчета и достоверности исходной информации. Научная обоснованность методологии зависит от системы показателей воздействия на окружающую среду; достоверность исходной информации определяется регламентом сбора и обобщения информации и его соблюдением.

Библиографический поиск информации не обнаружил работ, посвященных методологической базе экологических рейтингов. Поэтому  основной целью проводимой работы явилось  изучение методической и методологической базы, используемой в РФ для анализа и прогноза экологического рейтинга территорий, отраслей экономики и отдельных природопользователей. Для этого использовались сравнительный анализ документов и сопряжение контент- и информационно-целевого анализов документов.

По оценке специалистов, Россия занимает 105-е место в мире по качеству жизни. Если в 1989 году экологическая  безопасность в стране стояла на третьем месте, то в 2008 году она оказалась на 18-м месте. Потребительские риски не снижаются, а возрастают. По данным экспертов, в производстве пищевых продуктов ныне разрешено использовать свыше 500 синтетических добавок. Посевы генетически модифицированных растений в мире приближаются к 60 млн. гектаров. Как все это со временем отразится на здоровье человека, пока ответа нет.

В стране рынок  экологически безопасных товаров развивается  крайне медленно, хотя уже сегодня  есть признаки коммерческого интереса к ним в Москве и других городах. Учитывая, что на отработку технологий и развитие этого направления необходимо время, данная постановка вопроса не только актуальна, но и своевременна.

Одно из главных  препятствий на пути решения этих проблем – несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы - более 500 законодательных  актов. Закон об экологической безопасности, принятый Государственной Думой еще шесть лет назад, до сих пор не действует. Нет базовых законодательных актов, которые могли бы существенно повлиять на экологическую безопасность. Отсутствуют официально утвержденные требования экологической безопасности по различным направлениям хозяйственной деятельности.

Информация о работе Экологические районы РФ и РТ