Экологические издержки производства и пути их сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Российский механизм управления экологической деятельности имеет в качестве своих истоков механизм, который сформировался в 70-80- годы. Наиболее знаменательным событием этого периода было принятие серии законодательных актов в конце 70-х-начале 80-х годов. Тогда сформировалась административная система управления природопользованием. Пика своего развития она достигала к 1990 г. в ряде регионов России в порядке эксперимента были ведены платежи за загрязнение окружающей среды. Данное событие положило начало формированию системы экономических методов управления природоохранной деятельностью.

Содержание

1.Экологические издержки производства и пути их сокращения.
2.Нормативы окружающей среды.
3.Экономические методы в Российской практике управления природоохранной деятельностью.
4.Экологизация развития (экономические аспекты).
5.Экономические методы управления экологической деятельностью.
6.Система экологических фондов.
7.Рыночные методы управления экологической деятельностью.
8.Экономический механизм управления трансграничным переносом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экология природопользования.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

 Такие договора являются  юридическим основанием для взимания  платежей. Неплательщика можно привлечь  к ответственности за несоблюдение  договора и сделать это относительно легко, так как механизм решения дел, связанных с нарушением договорных обязательств вообще (не только по поводу платежей за загрязнение, но и любых других), существует давно и хорошо отработан.

 Что обычно включается в  договор между педприятием-загрязнителем (он же плательщик), с одной стороны, и природоохранными органами – с другой? Во-первых, в договоре указываются размеры разрешенных выбросов (за них предприятие платит по обычной ставке). Во-вторых, дается величина ставки платежа по каждому ингредиенту, присутствующему в выбросах. В-третьих, сказано, что за выбросы в пределах нормативов предприятие вносит платеж в пределах установленной ставки, а за сверхнормативные выбросы платит по штрафному тарифу. В-четвертых, определяется порядок и периодичность внесения платежей. Обычно платежи вносятся один раз в квартал. Кроме того, приведены штрафные санкции, которые применяются за несвоевременное внесение платежей.

 В 1993 г. большое распространение  получила практика зачета осуществленных  предприятием природоохранных инвестиций в счет уплаты платежей. Это тоже регулируется договором, где указывается, какие именно инвестиции и в каком объеме могут быть зачтены предприятию за счет платежей.

Использование договоров существенно  упростило практику взимания платежей. В 1990 и 1991 гг.. когда правовой основой для платежей были только правительственные положения, и с юридической точки зрения платежи вносились предприятиями добровольно, природоохранным органам в очень редких случаях удавалось выиграть дело против неплательщика (чаще всего эти дела даже не принимали к производству). Природоохранным органам приходилось находить косвенные рычаги давления и неплательщиков с целью заставить их внести недостающие платежи.

Конечно, одними из наиболее существенных проблем, осложняющих взаимоотношения между плательщиками и природоохранными органами, остаются инфляция и кризис неплатежей. В условиях инфляции любое запаздывание с внесением платежей играет в пользу плательщика, а не в пользу получателя. Кризис неплатежей зачастую делает невозможным внесение платы за загрязнение – предприятие может попросту не иметь денег на счете. Это особенно сильно ощущалось в 1992 г., когда правительство пыталось сдерживать темпы инфляции, сокращая бюджетную поддержку госпредприятий, что вылилось в кризис взаимных неплатежей. Не имея возможности рассчитаться с поставщиками и выплатить заработную плату, предприятия, конечно, не могли и вносить плату за загрязнение окружающей среды.

Другой важный вопрос взаимоотношения  между загрязнителем и природоохранными органами – это мониторинг. В большинстве случаев до сих пор используются формы статистической отчетности 2ТП воздух, 2ТП водхоз, а также балансы отходов. К сожалению, как правило, эти документы заполняются небрежно и большинство содержащейся в них информации остается на совести предприятий-загрязнителей.

Отсутствие адекватной технической  базы и нехватка кадров не позволяют  природоохранным органам наладить постоянной мониторинг. Лишь в крайних  случаях, когда данные формы статистической отчетности сильно расходятся с тем, что происходит на самом деле, природоохранные органы прибегают к инспекторским проверкам.

В 1993 г. был утвержден порядок  взимания платежей, где в той или  иной форме нашли разрешение рассмотренные  нами вопросы. В нем регламентировано несколько принципиальных моментов процесса перечисления средств. Это в первую очередь порядок внесения платежей в экофонды, их первоочередность. При этом сделана соответствующая ссылка на Закон «Об охране окружающей среды» (статья 20), которым установлена приоритетность внесения этих средств. Во-вторых, указаны конкретные сроки внесения всех, предусмотренных законом платежей: за загрязнение, за размещение отходов, суммы по искам о возмещении вреда, штрафы за экологические нарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытой с их помощью продукции.

В России сделаны первые шаги по использованию  экономических методов управления природоохранной деятельностью. Основной инструмент – платежи за загрязнение  природной среды. Сейчас они невысоки. Корректировка их ставок не успевает за инфляцией. Поэтому еще рано говорить о стимулирующем значении платежей. Оно практически равно нулю. В чем же тогда смысл существования системы платежей за загрязнение окружающей среды? Главный положительный результат – это воздействие на институциональную систему управления природопользованием: улучшилась система контроля за выбросами, предприятия стали привыкать к мысли, что загрязнение окружающей среды нужно платить. Современная система платежей – начало пути к системе, когда виновник загрязнения будет платить за право пользования ассимиляционным потенциалом. Но уже сейчас мы имеем первые плоды применения систем платежей. С точки зрения практики важнейший результат – это создание альтернативного источника финансирования природоохранных мероприятий, т.е. экологических фондов.

4. Экологизация  развития (экономические

и институциональные аспекты)

  Логика кардинального преобразования методов хозяйствования подразумевает, что одной из первостепенных задач становится последовательно создание действенного хозяйственного механизма, основанного на широком применении экономических инструментов. Из вспомогательного инструмента – придатка административно-командной системы они постепенно превращаются в стержневой элемент системы управления экономикой.

Ясно, что только коренное изменение  системы управления способно оживить  хозяйственную ситуацию в нашей  стране, дать простор инициативе и  самостоятельности производителей. Однако не следует переоценивать  возможности экономических методов во всех сферах деятельности, нужно, не абсолютизирую этот безусловно эффективный инструмент, своевременно выявлять ситуации, когда они должны быть дополнены другими механизмами.

 Особенно важно изучить специфику  данной проблемы в области природопользования.

Создание эффективного механизма  взаимодействия природы и общества взамен старого, функционировавшего в  сочетании с бездействующим природоохранным  законодательством, - одна из приоритетных отношений, тем более актуальная, чем в большей степени мы вмешиваемся в естественные природные процессы. Отложить ее принципиальное решение – значит поставить под сомнение сохранение среды обитания, ресурсной основы экономики

С нашей точки зрения, серьезной  проработки требует проблема определения разумных пределов экономизации процессов взаимодействия природы и общества, выявления сферы эффективного применения экономических методов управления природопользованием. Стало насущной необходимостью скорейшее внедрение этих методов там, где уже сегодня с их помощью будет получен наивысший экономический результат, одновременно определяя долгосрочные социально-экономические цели.

Что же подразумевается по экономизацией  отношений природы и общества? С нашей точки зрения, принципиально  важны два основные предпосылки. Во-первых, принятие решений в области хозяйственной деятельности, исходя из экономических критериев. Во-вторых, оперирование экономическими методами как основным регулятором процессов производства.

Экономические критерии приобретают  главенствующую роль, когда взаимоотношения природы и общества опосредованы экономическими интересами. Это означает, что все решения в сфере природопользования принимаются на основе анализа затрат и экономических результатов. Основным критериальным показателем оказывается прибыль. В такой трактовке природо-ресурсный потенциал рассматривается как один из многих факторов производства. В текущем и среднесрочном плане создается видимость, что он не отличается от воспроизводимых материальных ресурсов.

 В экономических расчетах природный фактор представлен экономический оценкой естественных ресурсов. Для объектов природопользования (месторождений, земельных и лесных угодий, водных источников) – это дифференциальная рента; для естественного сырья и продукции природоэксплуатирующих отраслей (руда, уголь, нефть, газ, сельскохозяйственная продукция, вода, подаваемая потребителю) – предельные затраты на их производство. Именно данными характеристиками следует пользоваться, когда речь идет об экономической целесообразности того или иного мероприятия, связанного с использованием естественных ресурсов. Доминирование, например, социальных или экологических критериев означает, что роль рентных оценок и предельных затрат должны играть другие параметры (соответствующие экономическим эквивалентам социальных и экологических благ). Центр тяжести анализа может быть перенесен с социальными и экологическими ограничениями.

 В каком случае оправдано  принятие решений по чисто  экономическим критериям, подразумевающим  расчет рентных оценок в отсутствие каких бы то ни было дополнительных ограничений?

С одной стороны, необходимым условием выступает  лимитирующее воздействие природного фактора на развитие экономики, поскольку  невозможно рассчитывать дифференциальную ренту применительно к неограниченным ресурсам, чья экономическая оценка попросту равна нулю. С другой стороны, масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду и оцениваемый способ использования природо-ресурсного потенциала должны социально приемлемы и экологически сбалансированными.

Иными словами, речь не может идти о крупномасштабном проекте, кардинальным образом меняющим характер взаимодействия природы и общества в целом или в пределах конкретной территории, безвозвратной утрате каких-либо уникальных элементов природо-ресурсного потенциала, других необратимых изменениях, которые нельзя оценивать в рублях.

 На практике  обе предпосылки использования  экономических критериев, как  правило, проявляются в сложных  сочетаниях. Есть территории, где  природо-ресурсный потенциал не  лимитирует развития экономики. Так, в малообжитых районах, районах нового освоения, в отношении ресурсов регионального значения (практически неограниченных) нет смысла применять экономические критерии. Принимая решение об освоении песчаных карьеров, например, можно пренебречь расчетом дифференциальной ренты от их эксплуатации.

Попытки приложить  экономические критерии к действительно  не лимитированным ресурсам приносят двойной урон: во-первых, замедляют  их освоение, а, во-вторых, отвлекают  внимание от других ресурсов, действительно лимитированных. Вполне возможна ситуация, когда нужно будет экономить на очистных сооружениях из-за относительно высоких цен на строительные материалы, взвинченных вследствие неразумно установленных (чересчур завышенных) цен на первичные ресурсы регионального значения.

 Слишком велик  может быть соблазн быстро  пополнить местную казну за  счет завышения цен, явившихся  прямым следствием завышенных  платежей.

В то же время  в том же самом регионе возможны ситуации, когда решения в сфере  природопользования должны приниматься на основе социальных критериев (например, если с целью освоения нового района является создание зоны рекреации) или критериев защиты экологии (если речь идет о развертывании вредных производств, под воздействием которых изменится состояние биогеонозов, о проектах, сопряженных с экологическим риском).

Поскольку степень  лимитированности ресурсов зависит  не только от их месторасположения, стадии развития, но и от воспроизводственной  ситуации, складывающейся для каждого  отдельного вида ресурсов, может наблюдаться поресурсная «дифференциация» притериальных показателей. Поясним это на примере.

 На ранних  стадиях индустриального развития  региона нагрузка на природную  среду относительно невелика. Масштабы  загрязнения окружающей среды  не превышают пределов ассимиляционной емкости территории. В этих условиях не возникает предпосылок для регулирования отношений в данной сфере природопользования на основе экономических критериев, подразумевающих только подсчет альтернативных издержек эксплуатации месторождений.

Подобная ситуация будет наблюдаться в минерально-сырьевом секторе, если весь вопрос обеспечения  потребности в минеральном сырье  сводится к проблеме освоения новых  месторождений, не сильно отличающихся по своим характеристикам от ранее  эксплуатировавшихся. Тогда применение экономических критериев не столь уж актуально. В основном во внимание принимаются издержки освоения, выступающие единственным ограничением на объемы использования практически не лимитированных ресурсов.

Однако видимые  достижения обернутся затем немалыми потерями. Издержки освоения как лимитирующий фактор, сдерживающий процесс удовлетворения потребностей экономических агентов в природных ресурсах, - экономический критерий. Однако здесь объектом расчетов вступает не чистый эффект разработки месторождения, затраты, обеспечивающие реализацию данного процесса, - затраты воспроизводимых материальных благ.

Выбор долгосрочной природоохранной стратегии зависит  от многих факторов, но главный из них  – готовность общества отказаться от каких-то экономических благ в пользу достижения экологических результатов. С философской точки зрения речь идет об устойчивом развитии. Обеспечить устойчивое развитие можно, выбирая такую траекторию, на которой соблюдается паритет расходов на охрану природы и увеличения потребления других благ.

Информация о работе Экологические издержки производства и пути их сокращения