Биополимеры растительной клетки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

1 Техногенные загрязнения и антропогенные воздействия на растительный организм.
2 Механизмы адаптации.
3 Растения-индикаторы и практические аспекты этого мира.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Физиология реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

 

КАФЕДРА ДЕНДРОЛОГИИ

 

 

Биополимеры растительной клетки

 

Реферативная  работа по физиологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

       Е.В. Лисотова

     (подпись)

 

     (оценка, дата)

 

Выполнил: студент  группы 32-3

            А.В. Корытов

     (подпись)

_______________

                    (дата)

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г

                                                     Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Техногенные загрязнения и антропогенные воздействия на растительный организм

 

1.1 Антропогенные воздействия.

Воздействия человека на живую  природу складываются из прямого  влияния и косвенного изменения  природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных - вырубка леса. Так оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, угнетается рост, некоторые виды исчезают. На местах вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают и мигрируют в другие места.

Ощутимое воздействие  на состояние растительного покрова  оказывает массовое посещение лесов  отдыхающими. В этих условиях вредное  влияние заключается в вытаптывании, уплотнении почвы и её загрязнении. Уплотнение почвы угнетает корневые системы и приводит к засыханию древесных растений. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную пользу.       

Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Однако главная ценность живущих ныне видов заключается не в их хозяйственном значении. Каждый вид занимает определённое место в биоценозе, в цепи питания, и заменить его не может никто. Исчезновение того или иного вида ведёт к уменьшению устойчивости биоценозов. Ещё важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей (например, для селекции).

 

1.2 Техногенные загрязнения.

Концентрация и продолжительность  воздействия загрязняющего комплекса  на растения постоянно изменяются и  зависят от розы ветров, топографии и расположения источников выбросов. Особенно велики колебания концентрации загрязняющих веществ в воздухе вблизи одиночных источников. По мере удаления от источника уменьшается концентрация ингредиентов и продолжительность воздействия на биоценоз. Предельно допустимые концентрации (ПДК) для древесной растительности не устанавливали, так как предполагалось, что они существенно не отличались от принятых для человека. Однако фотосинтетическая деятельность определяет большую чувствительность растений к воздействию многих фитотоксикантов (Илькун, 1978; Николаевский, 1983; Сергейчик, 1984; Пастернак, Ворон, Мазепа, 1985; Николаевский, 1988). В зависимости от длительности воздействия загрязняющих веществ, предлагается выделить три вида ПДК: максимальноразовое, среднесуточное и среднегодовое.

 Данные о  ПДК часто противоречивы, что  объясняется разными методами  и критериями оценки, исследованиями  в разных природно-климатических  условиях, существенными различиями  в возрасте исследуемых растений, а также действием сложных комбинаций токсикантов. По различным данным, максимально безвредной концентрацией сернистого ангидрида в воздухе может считаться 0,007-0,020мг/м3, что значительно ниже, чем санитарно-гигиеническая норма, установленная для населенных мест (2).

В последние  десятилетия в литературе отмечаются случаи усыхания хвойных ценозов  по неизвестным причинам. Так, в течение 10 лет наблюдали усыхание сосны  обыкновенной, а затем и других пород в долине Аоста (Италия), где  возможны случаи загрязнения среды. Быстрое прогрессирующее усыхание наблюдалось особенно весной, когда были поражены отдельные, вполне здоровые деревья или разновозрастные куртины сосны. Вскоре сосна исчезла из состава смешанных насаждений северных склонов среднегорной части. В качестве предрасполагающей причины гибели выделяют засухи и недостаточный питательный статус, неправильное ведение лесного хозяйства (отсутствие прочисток), повреждение хвои вредителем Acantolida posticalis, повреждение озоном и др. (1).

Куртинное усыхание темнохвойных древостоев Хамар-Дабана и Сихотэ-Алиня привлекает внимание исследователей с начала 1970-х гг. В числе прочих причин этого рассматривалось и атмосферное загрязнение. В работе Н.Б.Саниной, Е.В. Чупариной и А.А. Нестеровой (2004) рассмотрен макро- (Al, Si, P, Mn, Fe, S, C1 и др.) и микроэлементный (Cd, Pb, Zn, Cu, Ni, Co, Cr и др.) состав хвои пихты и кустарников в пределах северного макросклона хребта Хамар-Дабан с целью выяснения причин усыхания пихтарников. Высокого содержания элементов (в том числе показателей антропогенного воздействия, в первую очередь Байкальского целлюлозно-бумажного комбината) в хвое пихты и ветвях (с листьями) кустарников (кроме малины) не зафиксировано, что указывает на отсутствие поступления значительного количества неорганических элементов, имеющих техногенное происхождение. Установленные уровни содержания исследованных химических элементов в хвое не могут быть причиной деградации пихтарников. Аномальные содержания Сl в малине имеют неясную природу и требуют дальнейших исследований.

С начала 1980 гг. значительно усилилось поражение  природных и искусственных насаждений Венгрии, вследствие которого количество дубов в отдельных районах  сократилось на 10-70 %. На первом ее этапе  признаки дефолиации обнаружены у 21 % обследованных  деревьев, а в 1995 г. частота дефолиации достигла 66 %. В течение последних 4 лет относительное количество деревьев с поражением более 25 % кроны стабилизировалось на уровне 20 %, по сравнению с аналогичным показателем в отдельных европейских странах от 7 до 59%. Наиболее интенсивную дефолиацию испытывают дуб, сосна обыкновенная и акация. Важным фактором дестабилизации лесных экосистем служит также нарушение водного баланса почвы в результате, начавшегося еще в XVIII веке процесса изменения речного стока и стойкой засушливой погоды в Карпатском бассейне на протяжении последних 12 лет. Несмотря на уменьшение после 1980 г. выбросов в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, соответственно, на 50 и 30% и отсутствие новых признаков непосредственного воздействия этих видов загрязнения на лесную растительность, они остаются важными факторами, препятствующими нормализации ее состояния (3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Механизмы адаптации

 

В условиях техногенного загрязнения природной среды  ряд видов растений проявляет  повышенную устойчивость по отношению к влиянию негативных факторов. Адаптационные процессы протекают на всех уровнях организации живого - от цитогенетического до экосистемного. Важнейшими механизмами являются изменения популяционной структуры вида, в результате которых большее представительство в популяции приобретают особи, обладающие наибольшей резистентностью к действию конкретного токсического фактора (Безель и др., 1998).

 Сильное повреждение  листьев не всегда приводит  к гибели дерева. Благодаря регенерационной способности растения восстанавливают новые листья и побеги взамен поврежденных. В конце июля - начале августа в Москве регулярно наблюдается вторичное облиствение побегов.

В зоне сильного загрязнения выбросами нефтеперерабатывающих  и химических предприятий с повышенным рельефом и зоне со средним уровнем загрязнения и пониженным рельефом наблюдается повторное распускание и рост новых листьев тополей (Populus balsamifera, P. nigra, P. tremula.) в середине вегетационного периода (июль). В 3-ей зоне со средним уровнем загрязнения и повышенным рельефом; и      4-ой - пойма со средним уровнем загрязнения - эти процессы выражены в меньшей степени (Уразгильдин и др., 1998).

 Ускоренное старение  листьев в местности с интенсивном  движением транспорта компенсируется стимуляцией побегообразования - на 18% в сравнении с контрольными условиями (Gratani et al., 2000). Повышенная фотосинтетическая активность 1-летних листьев Quercus ilex в данной местности  в сравнении со средней интенсивностью и контролем связана с повышенной устьичной проводимостью, более высоким общим содержанием хлорофилла и большей толщиной листовых пластинок, особенно палисадной паренхимы.

 А.С. Рожков и М.К.  Соков (1980) обнаружили, что регенерировавшие  побеги и хвоя лиственницы  не обладают повышенной резистентностью к действию фтора. Аналогичные процессы имеют место и в других крупных городах (например, в Красноярске при совместном действии техногенного загрязнения с фитофагами).

 Древесные растения, как  правило, первыми реагируют на  неблагоприятные факторы среды. Одной из причин этого является наличие мощного ствола, являющегося транспортной магистралью между кроной и корневой системой для водных растворов (Васфилов, 1997б). Известно, что этот транспорт требует дополнительных затрат энергии (по сравнению с травянистыми растениями). Процессы синтеза, транспорта и потребления органики с помощью положительных и отрицательных обратных связей образуют в растении систему циркуляции водных растворов, которая и будет определять степень жизнеспособности растения в целом. Любые факторы среды, отрицательно влияющие на процессы, входящие в эту систему, будут негативно влиять на скорость данной циркуляции, снижая уровень метаболизма в растении. Возможно, это является одной из причин снижения газоустойчивости с увеличением возраста и высоты.

Кустарники, как дальнейший этап приспособительной эволюции древесных  растений к ухудшающимся условиям среды, сильнее развили многоствольность и низкорослость, увеличили число  точек возобновления (Кулагин, 1984).

 Интересной, с нашей точки зрения, является гипотеза аллелопатической толерантности растений В.А. Медведева и В.П. Тарабрина (1977). С их точки зрения, аллелопатическая толерантность, возникшая в постоянно насыщенном разнообразными химическими соединениями воздухе растительных сообществ, может быть непосредственной причиной повышения выносливости в условиях промышленного загрязнения. При этом авторы отмечают, что растения, попав в условия загрязненной химическими веществами атмосферы, страдают не только от нового для них качественного состава химических агентов, сколько, вероятно, от их количества.

 С идеями  В.П. Тарабрина созвучно мнение  Н.И. Шевяковой (1979), которая пишет: "... адаптация у отдельных ныне живущих видов к таким токсичным соединениям может быть реликтовой и отражать некогда имевший широкое распространение вид метаболитической устойчивости, прямо связанный с действием высоких концентраций H2S и SO2" . Генетическую и экологическую природу хемотолерантности подчеркивает Б.Н.Золотарева (1986). В.А. Медведев, В.П. Тарабрин, (1977) пишут что направленный отбор форм, отличающихся повышенной устойчивостью как к природным фитонцидам в естественных биоценозах, так и к техногенным химическим выбросам в условиях промышленного загрязнения окружающей среды, - это основной путь повышения хемотолерантности растений. Г.М. Илькун (1971) выявил, что некоторые из травянистых растений через 5-8 поколений повышают устойчивость к фторидам и окислам серы в 2-3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Растения-индикаторы и практические аспекты этого мира

 

Полный анализ почвы требует много времени  и труда. Однако многие особенности  почвы, в том числе и плодородие, можно определить по населяющим ее растениям-индикаторам.

Так, например, о высоком плодородии свидетельствуют следующие растения: малина, крапива, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень, кислица, валериана, чина луговая, костер безостый.

Индикаторы  умеренного (среднего) плодородия: майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, гравилат речной, овсяница луговая, купальница, вероника длиннолистная.

О низком плодородии свидетельствуют сфагновые (торфяные) мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, брусника, клюква, белоус, ситник нитевидный, душистый колосок.

Безразличны к почвенному плодородию лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная. Малотребовательна к почвенному плодородию сосна обыкновенная.

Кроме общего понятия  “плодородие почвы”, можно выяснить обеспеченность почвы определенными  элементами.

Например, о  высоком содержании азота свидетельствуют  растения-нитрофилы – иван-чай, малина, крапива; на лугах и пашне –  разрастания пырея, гусиной лапчатки, спорыша (горца птичьего). При хорошем  обеспечении азотом растения имеют  интенсивно-зеленую окраску.

 

Наоборот, недостаток азота проявляется бледно-зеленой  окраской растений, уменьшением ветвистости  и числа листьев.

Высокую обеспеченность кальцием показывают кальциефилы: многие бобовые (например, люцерна серповидная), лиственница сибирская.

При недостатке кальция господствуют кальциефобы – растения кислых почв: белоус, щучка (луговик дернистый), щавелек, сфагнум и др. Эти растения устойчивы к вредному действию ионов железа, марганца, алюминия.

Индикаторами  разного водного режима почв являются растения-гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.

Влаголюбивые  растения (гигрофиты) – обитатели  влажных, иногда заболоченных почв: голубика, багульник, морошка, селезеночник очереднолистный, белозор, калужница, герань луговая, камыш  лесной, сабельник болотный, таволга вязолистная, горец змеиный, мята полевая, чистец болотный.

Растения достаточно обеспеченных влагой мест, но не сырых  и не заболоченных – мезофиты. Это  большая часть луговых трав: тимофеевка, лисохвост луговой, пырей ползучий, ежа сборная, клевер луговой, горошек мышиный, чина луговая, василек фригийский. В лесу это брусника, костяника, копытень, золотая розга, плауны.

Информация о работе Биополимеры растительной клетки