Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:47, реферат
Развитие демократических принципов, а также институтов народовластия происходит в сложной и противоречивой обстановке. В этой связи государству необходимо предпринять максимум усилий, для того чтобы обеспечить правопорядок, а также защиту прав граждан при проведении общественно-политических мероприятий. В условиях политической нестабильности в российском обществе происходит рост сепаратистских и экстремистских настроений. В этой связи, как никогда, актуально создание дополнительных правовых и организационных механизмов минимизации недостатков в развитии российской политической системы
Развитие демократических принципов, а также институтов народовластия происходит в сложной и противоречивой обстановке. В этой связи государству необходимо предпринять максимум усилий, для того чтобы обеспечить правопорядок, а также защиту прав граждан при проведении общественно-политических мероприятий. В условиях политической нестабильности в российском обществе происходит рост сепаратистских и экстремистских настроений. В этой связи, как никогда, актуально создание дополнительных правовых и организационных механизмов минимизации недостатков в развитии российской политической системы. Право на организацию, проведение, а также участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании является общедемократической и конституционной ценностью. Оно позволяет гражданам и их объединениям участвовать в политической жизни государства, доводить до власти свои требования, а также отстаивать свои интересы по самому широкому спектру социальных проблем.
Именно поэтому государство должно создать все необходимые условия, чтобы социально активные граждане, а также институты гражданского общества могли в установленном законом порядке выражать свои мнения на публичных мероприятиях. Однако право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не является абсолютным. При реализации этого права отдельными гражданами или группой людей не должны нарушаться права других членов общества, создаваться угроза общественному порядку и безопасности граждан. В связи с этим в каждом государстве установлена система запретов, ограничений, мер юридической ответственности за нарушение порядка организации или проведения публичных мероприятий. Совершенно обоснованны требования российского законодательства, касающиеся установления административной ответственности за целый ряд правонарушений в организации и проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. За последние годы значимость административной ответственности выросла на порядок. Данный вид юридической ответственности стал играть весьма ощутимую роль в деле обеспечения правопорядка вообще, и при проведении публичных мероприятий в частности.
Административная ответственность как средство обеспечения правопорядка при поведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования позволяет гибко и дифференцированно воздействовать как на организаторов, так и на участников публичных мероприятий, допустивших соответствующие нарушения закона. Этот вид ответственности позволяет не допускать к организации публичных мероприятий лиц, которые ранее совершили соответствующие административные правонарушения, а также гибко подходить к выбору соответствующих санкций к нарушителям законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, которые, как следует из действующего законодательства, могут иметь как имущественный, так и не имущественный характер.
Впервые нормы, определяющие порядок проведения публичных мероприятий, были закреплены в именном высочайшем Указе Правительствующему сенату 12 октября 1905 г. «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлений о собраниях»[1], именном высочайшем Указе Правительствующему сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах и собраниях»[2], постановлении временного Правительства от 12 апреля 1917 г. «О собраниях и союзах»[3] и др.
В советский период право граждан на проведения публичных мероприятий в том или ином виде было закреплено в конституциях.
Вплоть до 2004 г. нормативно-правовое регулирование права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»[10], с некоторыми изменениями продленного указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»[11]. При этом устанавливалось, что нормы упомянутого указа Президиума Верховного Совета СССР будут применяться до принятия соответствующего закона Российской Федерации. Режим проведения публичных мероприятий в Москве определялся указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. «Об утверждении Временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города»[12].
Как отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уже одно то, что такое временное положение сохранялось на протяжении двенадцати последующих лет, позволяет понять, как непросто решался вопрос о выработке механизма реализации конституционного права граждан на мирные собрания. С учетом этого нельзя не сказать о том, что принятый 19 июня 2004 г. Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» стал большим шагом вперед в развитии российской демократии.
Все мы помним 2004-2005 годы. Волна угара от «оранжевой революции» на Украине, последовавшей сразу же за «революцией роз» в Грузии, их спонсоров в Белом доме привела к ошибочному мнению, что те проблемы в этом мире, которые не решаются с помощью бомбардировок, решаемы при помощи «бархатных революций». И тут же в России, появились относительно немногочисленные, но очень активные, «марши несогласных», которые выдвигали «законные» требования предоставить для прохождения маршем Садовое кольцо в Москве и Невский проспект в Питере..
Следует отметить, что западные демократии в течение столетий проходили путь к построению тех отношений власти и общества, которые сложились к настоящему времени и которые сейчас принято называть «цивилизованными». Этот путь, несмотря на все сложности, был более или менее плавным, в отличие от России, пережившей глобальные потрясения, существовавшей в условиях радикальных перемен государственного устройства, коренной трансформации общественного сознания в том числе, что особенно важно, в части понимания свободы личности. Эти перемены в российском обществе, связанные, кроме того, с огромными человеческими жертвами, породили в массовом восприятии российских граждан ряд стереотипов, один из которых - иллюзия идеального состояния, пропорциональности и справедливости общественных отношений в западных странах, В понимании многих граждан России бытует поверхностное представление о свое праве на реализацию свободы публичных мероприятий.
Можно конкретизировать все вышесказанное в нескольких тезисах:
1.Основным побудительным
2.В выступлениях оппозиции есть угроза сложившемуся «де факто» в России порядку, «лучше плохой застой, чем хорошая революция»,
3.Публичные мероприятия
Альтернативный взгляд
Право на свободу мирных собраний является одним из прав человека и гражданина, имеющих, кроме всего прочего, особое значение по отношению к возможности выражения мнений в демократическом обществе.
По оценкам ряда российских и международных правозащитных организаций на фоне общего ухудшения ситуации с соблюдением прав человека в России всё больше проблем стало возникать у граждан с возможностью реализовать своё право на проведение мирных протестных акций. На протяжении нескольких лет неоднократным запретам и силовым разгонам подвергались митинги и шествия политической оппозиции Негативные тенденции с соблюдением свободы собраний отмечались и в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
«Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции РФ. Конституция является документом прямого действия, соответственно дополнительно разрешения от властей не требуется» - утверждают представители оппозиции.
Попытка проведения публичного мероприятия, вопреки отказу в согласовании со стороны властей (по любой причине), не является автоматически законным поводом для насильственного прекращения мероприятия. Сталкиваясь с конфликтом между активистами и муниципальными властями, правоохранительные органы почти никогда не ищут компромисса, который бы позволил гражданам реализовать свое право на свободу собраний и, одновременно, не допустить нарушения закона. Подобные действия сотрудников правоохранительных органов вызывают серьезные опасения, т.к. препятствуют реализации права на свободу передвижения, выражения мнения, мирных собраний, что нарушает презумпцию невиновности граждан.
Для любого задержания необходимо веское основание, тем более, для привода в отдел полиции, С подобными нарушениями прав человека необходимо бороться, требовать разбирательства дела и наказания виновных, тогда, возможно, есть шанс, что такие грубые нарушения закона и права не будут происходить столь часто.
Нормы ФЗ РФ «0 собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не исполняются. Традиционным стало представление, что для каждого органа власти существует свое, специальное законодательство.
Процедура регистрации, установленная ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», по сравнению с другими странами, выглядит чрезмерно громоздкой и сложной, а условия подачи уведомления об акции несообразно категоричны. Так, по срокам, установленным для подачи заявления, закон не допускает никаких отступлений. И даже в тех случаях, когда акция не может создавать у властей каких-либо проблем, если организаторами не соблюден срок - акция будет «несогласованна». Эта проблема становится чрезвычайно актуальной тогда, когда происходят какие- либо общественно-значимые события и граждане хотят сразу же и своевременно выразить свое к ним отношение. Такая форма стихийных акций вполне традиционна, но российским законодательством признается как правонарушение с возможным применением к участникам карательных санкций.
Международное законодательство
Право граждан на уличные шествия и демонстрации закреплено в Конституции ФРГ. Правовое регулирование уличных демонстраций и митингов в Германии обеспечивается специальным Федеральным Законом «О собраниях и шествиях» 1953 года в редакции 1978 года.
В данном законе установлено, что организаторы общественного собрания под открытым небом или демонстрации, шествия и иных мероприятий, должны подавать письменное заявление в соответствующий орган полиции не позднее, чем за 48 часов до начала заявленного мероприятия. В заявке должны быть указаны: сведения о месте, времени, целях мероприятия, графике его проведения; данные об организаторах и липах, ответственных за поддержание порядка во время проведения мероприятия, В противном случае на мероприятие накладывается запрет. При этом власти, налагая запрет на проведение того или иного мероприятия, не считают возможным информировать об этом его потенциальных участников, но вся ответственность за возможные нарушения возлагается на организатора или лиц, ответственных за проведение мероприятия. В отношении же рядовых участников публичного мероприятия, а также лиц, просто присутствующих на мероприятии, меры административного воздействия не применяются.
Основаниями отмены массового мероприятия в Германии служат невыполнение требований полиции об исключении из числа участников определенного лица (или лиц); о прекращении публичных высказываний, провоцирующих насилие и беспорядок; о прекращении участия в массовом мероприятии лиц, грубо нарушающих общественный порядок и других указаний должностных лиц полиции.
Соответственно, действующее законодательство предоставляет полиции широкие права при разгоне демонстраций: она имеет право применять силу и меры физического воздействия - резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.
В Италии порядок организации и подготовки митингов и демонстраций регулируется законом об охране общественного порядка 1975 года. Организаторы любой публичной манифестации или собрания в Риме обязаны минимум за 3 дня до их проведения подать в местное полицейское управление письменное уведомление, в котором должны быть указаны характер манифестации, ее цели, время и место проведения, состав и число участников.
Согласно итальянскому законодательству, в случае проведения манифестации без предварительного уведомления полиции или же запрещенного массового мероприятия, ответственные за это лица подвергаются аресту, а затем привлекаются к суду. Начальник полиции своей властью может распустить незаконное собрание, а при необходимости и применить силу.
Лица отказывающиеся подчиниться приказу полиции о прекращении демонстрации, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 1 месяца до 1 года и обязаны заплатить крупный штраф.
Согласно первой поправки Конституции США «Конгресс не должен принимать ни одного закона, ограничивающего свободу слова или печати, либо право граждан мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
И хотя законодательное регулирование массовых мероприятий в одном штате может ощутимо отличаться от другого, практически везде дли проведения манифестации или митинга требуется получение специального разрешения, которое выдается при условии обязательного согласования проведения акции с органами пожарной охраны, транспорта и полиции. В случае отсутствия разрешения или нарушения одного из его положений местные власти вправе пресечь мероприятие, вплоть до использования в этих целях спецсредств, и задержать его участников.
Таким образом, западное законодательство отличается более конкретным и более жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование «черного списка» для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания). То же самое касается уголовной ответственности граждан за злоупотребление правом на свободу собраний, включающую денежные штрафы и лишение свободы. При этом проводятся различия между видами публичных мероприятий - от «мирных шествий» до «сборищ», «незаконных собраний» и «публичных беспорядков». Такая классификация позволяет оперативно выбирать на месте, без длинной цепочки согласований методику действий органов правопорядка, степень жесткости этих действий.