Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:25, доклад
Ведение «теневого» бизнеса приводит к развитию в стране теневой экономики. Теневая экономика возникает, когда в стране нет социально-экономических условий для осуществления легальной деятельности. Ни одной из развитых стран не удалось избежать этого явления.
Как мы считаем, лучший способ борьбы с обналичиванием - создать благоприятные условия для работы предприятий. Если отрегулировать подоходный налог и ставку налоов, то предприниматели начнут работать полностью официально, и необходимость незаконного обналичивания средств исчезнет.
В настоящее время часть экономики любой страны находится «в тени». Однако в России сейчас теневая экономика достигла колоссальных масштабов. Оценки специалистов в размере этого явления различны, причем никто не может определить, насколько оно велико в действительности.
На данный момент налоги слишком велики, и, конечно, предприятиям выгоднее за 5-8% обналичивать деньги, чем платить в государственную казну. Но перекрыть доступ к теневой экономике через банковское звено нужно также по той причине, что нигде не проходящие и ничем не облагаемые деньги являются преступными и идут, скорее всего, не на легальные дела.
Наличные деньги, не учтенные по бухгалтерии, могут дать их владельцам много приятных возможностей. С помощью «черной наличности» можно выплатить «черную» зарплату сотрудникам, дать взятку, провести сделку, дать «откат» менеджеру контрагента, вывезти валюту за границу без валютного контроля и декларирования, зачислив ее на персональную банковскую карточку. Или осуществить различные непроизводственные затраты, которые трудно учесть в расходах (например, купить подарки сотрудникам или оплатить корпоративный праздник).
Именно из-за того, что так широк круг возможностей использования неучтенной наличности, широк и данный сегмент теневого рынка. Рекламу контор, занимающихся «черной» бухгалтерией, можно увидеть в сети Интернет, в газетах и даже в общественном транспорте. Все дело в спросе на услуги таких фирм. Практика показывает, что большинству российских компаний нужен «черный нал» и они не собираются отказываться от его использования, несмотря на снижение ставки налогов и возможности спецрежимов. Скорее всего, и не откажутся до тех пор, пока стоимость обналички не будет сравнима со ставками налогов. Тем более что фактически и сами фирмы, оказывающие услуги по «черной наличности», и их клиентов сложно привлечь к ответственности, поскольку проблематично собрать доказательства.
Чаще всего для получения «черного нала» пользуются услугами посредников, которые предлагают обналичить деньги за вознаграждение от 3 до 6 процентов от обналичиваемой суммы. Обычно клиента не волнует, каким способом работает посредник - важно лишь перечислить ему безналичные деньги по любому основанию, подходящему по специфике деятельности для включения подобного платежа в расходы (например, за выполнение каких-либо работ или услуг). В тот же день можно ехать в офис посредника забирать наличные. Однако следует знать, что, перечисляя деньги на расчетный счет посредника, компания вступает в хозяйственные отношения с фирмой-«однодневкой», которая не выдержит встречной проверки. Следовательно, существует большой риск доначисления налога на прибыль и НДС.
Фирмы-«однодневки» чаще всего проводят обналичку таким способом. Принимают от клиента деньги на расчетный счет и снимают их «на зарплату» или «на хознужды». Также популярные основания для снятия наличных «на приобретение сельхозпродукции» и «на покупку ценных бумаг». Естественно, наличные передаются клиенту (за вычетом комиссии), а не расходуются по указанным основаниям.
Посредник в обналичке чаще всего связан с банком напрямую. Более того, существуют банки, имеющие сеть фирм-«однодневок», к которым допускают для обналички доверенных клиентов. В таком случае клиенту достаточно только принести платежное поручение в банк, чтобы сразу же получить наличные. В сговоре с банком компания также может осуществить следующую схему обналички. Работник получает в банке крупный кредит под поручительство своего работодателя. Кредит не возвращается, и за работника кредит возвращает организация. Таким образом, банк получает основную сумму кредита и проценты, а компания получает наличные. При этом образуется дебиторская задолженность работника перед компанией. Чаще всего в качестве «работника» используется поддельный или украденный паспорт. В любом случае это скорее разовая схема - постоянное невозвращение кредита работниками однозначно привлечет внимание правоохранительных органов.
Схема «эффект бабочки»
Финансовые директора, любящие экстрим, для обналички крупных сумм зачастую предпочитают сотрудничать с так называемыми конвертационными центрами -фиктивными фирмами, снимающими любые деньги со своего счета в крупных размерах, не заботясь о том, чтобы это как-то юридически обосновать. Такая уверенность «конвертаторов» основана на том, что фирма регистрируется на подставных лиц (обычно ни о чем не ведающих студентов или пенсионеров), готовых за небольшую сумму подписать нужные платежные документы. И потом, обналичив пару миллионов, просто бросить фирму на произвол судьбы. Правда, в этой схеме есть риск, что налоговая инспекция раскроет деятельность фиктивной фирмы, признает в суде все сделки недействительными и потребует от компании удержать всю обналиченную сумму в доход бюджета. Поэтому фиктивные фирмы стараются всячески скрыть свою фиктивность, получая различные лицензии и разрешительные документы, выплачивая зарплату работникам и т.д. Такие фиктивные фирмы существуют годами без всякой бухгалтерии. А их хозяева за свою незаконную деятельность получают от 2% до 4% от обналиченной суммы.
Как мы считаем, лучший способ борьбы с обналичиванием - создать благоприятные условия для работы предприятий. Если отрегулировать подоходный налог и ставку налоов, то предприниматели начнут работать полностью официально, и необходимость незаконного обналичивания средств исчезнет.