Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:56, курсовая работа
Развитие банковской системы приводит к необходимости расширения и совершенствования банковских операций в целях привлечения клиентов, увеличения прибыли и снижения рисков. Проведение традиционных операций при условии сохранения ликвидности и низкого риска не позволяет получать высокую прибыль. Для максимизации банковской прибыли большое значение имеет расширение операций банков на рынке ценных бумаг. На фондовом рынке не только аккумулируются и размещаются дополнительные денежные средства, но и появляется возможность страхования банковских рисков через проведение секьюритизации. Коммерческие банки, сформировав пул рискованных кредитов, выпускают под их обеспечение ценные бумаги и реализуют их на фондовом рынке.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА «ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ» 6
РАЗДЕЛ 2. «ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ» 14
РАЗДЕЛ 3. «ПОРЯДОК СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ценные бумаги, обеспеченные активами, предлагают более высокую премию, чем государственные и корпоративные облигации, имеющие сопоставимый рейтинг;
ценные бумаги, обеспеченные активами, обычно не подвержены риску событий или снижению рейтинга у единичного заемщика.
Вышеназванные преимущества приводят к снижению ставки процента, которую оригинатор платит за привлекаемый капитал.
Плюсы для экономики страны:
Более эффективное распределение рисков по всему финансовому сектору;
Мобилизация фондов: основные транши ясны и достаточно прозрачны, что для портфельных менеджеров, пенсионных фондов и других институциональных игроков на рынке означает снижение рисков при возможном инвестировании;
Удешевление и увеличение продолжительности кредитов для конечных потребителей кредитных продуктов;
Для развивающихся рынков секьюритизация должна стать логичным продолжением становления рынков более базисных финансовых инструментов - государственных и корпоративных ценных бумаг.
Основным недостатком секьюритизации как способа рефинансирования кредитов для банка является сложность организации сделки и, как следствие, ее высокая стоимость. Это обуславливает недоступность секьюритизации для мелких банков и необходимость формирования крупного пула кредитов (более $50-100 млн.) для достижения экономической эффективности сделки.
Раскроем виды секьюритизации. Разделение секьюритизации по видам позволит более полно и структурно понять применение (или выбор) правовых средств, необходимых для должного урегулирования каждого из процессов.
Итак, секьюритизация активов (Asset Securitisation) делится на две большие групы: на секьюритизацию уже существующих требований (Present Flow Securitisation) и на секьюритизацию будущих требований (Future Flow Securitisation). Особенность первой группы состоит в том, что требования оригинатора (иначе кредитора) к своим клиентам (должникам) уже существует в силу их оформления соответствующими документами (договорами, контрактами и пр.). При этом размер этих требований можно рассчитать. Например, это требования кредитной организации по кредитным договорам (ипотечным, потребительских и иным), или это могут быть требования поставщика энергоресурсов к своим клиентам по заключенным договорам поставки в случае, когда общая сумма, подлежащая выплате клиентами поставщику, заранее определена.
С будущими требованиями все сложнее. Будущие требования оригинатора могут исходить из договоров, как уже заключенным, по которым невозможно в настоящее время определить суммы будущих денежных платежей, так и тех, которые заключат в будущем, и в связи с этим, возможно, стимулирующих будущие денежные платежи в адрес оригинатора. Примером первых отношений может служить ситуация, когда кредитная организация выпускает и распространяет среди своих клиентов кредитные пластиковые карты. В данном случае будущий денежный поток от клиентов невозможно точно рассчитать, так как нет (и не может быть) достоверной информации о том, как активно клиент будет пользоваться кредитной карточкой.
В качестве примера вторых отношений можно привести ситуацию, когда, например, концессионер платной автодороги, предполагает, что в будущем, возможно будет сформирован определенный денежный поток за счет автомобилистов, проезжающих по этой дороге. При этом в настоящее время концессионер не имеет никаких договоров с этими автомобилистами, а намеревается лишь в будущем предложить им публичную оферту, предметом которой является проезд автомобилистов по платной комфортной дороге без пробок за определенное вознаграждение.
Возможность структурирования схемы секьюритизации под потребности ее инициаторов чрезвычайно важна. Так Процесс секьюритизации также подразделяют в зависимости от формы (модели осуществления) на:
классическую (или традиционную)
синтетическую секьюритизации.
Рассмотрим классическую схему секьюритизации портфеля кредитов, то есть схему, в которой имеет место реальная продажа активов банком-оригинатором специально созданному юридическому лицу (рисунок 2).
Рисунок 2 - Классическая схема секьюритизации портфеля (пула) кредитов.
При классической секьюритизации первичный кредитор (оригинатор) формирует пул кредитов, однородных по некоторым признакам, и переуступает (продает) его специально созданному юридическому лицу (Special purpose vehicle - SPV), которое финансирует покупку с помощью эмиссии ценных бумаг, обеспеченных будущими платежами по кредитам. Таким образом, оригинатор получает капитал, привлеченный от инвесторов на фондовом рынке. В сделке секьюритизации также участвует обслуживающий агент (servicer), который принимает платежи от должников, ведет работу с теми из них, у которых возникла задолженность по кредиту, а также обращает взыскание на залог по обеспеченным кредитам. За эту работу servicer получает от SPV комиссию. В роли сервисного агента может выступать и сам оригинатор.
«Синтетическая» секьюритизация - это секьюритизация, при проведении которой пул кредитов не продается специальному юридическому лицу, а лишь выделяется на балансе банка-оригинатора. При синтетической секьюритизации происходит передача риска, связанного с активом, а не самого актива. Изоляция секьюритизируемых активов от риска банкротства банка-оригинатора в этом случае происходит путем отделения пула кредитов от общей конкурсной массы при банкротстве оригинатора и закрепления в законодательстве первоочередного права держателей ценных бумаг секьюритизации (инвесторов) на данный пул активов по сравнению с другими кредиторами оригинатора.
РАЗДЕЛ 2. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ
Общепризнанно, что секьюритизация активов -- одна из важнейших финансовых инноваций второй половины XX в. Более 30 лет крупнейшие финансовые и промышленные корпорации мира используют этот высокоэффективный инструмент для рефинансирования своих активов и управления рыночными рисками. Несмотря на то, что в нашей стране необходимые условия для секьюритизации появились сравнительно недавно, российскими компаниями (и прежде всего банками) совершен ряд успешных сделок по секьюритизации своих активов.
Секьюритизация активов была впервые осуществлена в США в 70-е гг. ипотечными банками, которые в тот период времени страдали от острой нехватки средств в связи с жесткой конкуренцией на рынке ипотечных кредитов. При этом для проведения первой сделки в США не понадобилось принимать дополнительных законодательных актов. Сейчас по модели секьюритизации, когда капитал фактически является оборотным, работают большинство американских ипотечных банков.
Таким образом, первыми в истории были секьюритизированы наиболее надежные кредиты - ипотечные, позднее такой механизм рефинансирования был распространен и на все остальные виды кредитов, а в настоящее время применяется для всевозможных более или менее регулярных будущих платежей.
Затем к 1980-м механизм секьюритизации получил распространение в Канаде, Великобритании и Японии, в 1990-х - в странах Западной Европы. В странах Восточной и Центральной Европы этот механизм появился только в XXI веке.
За рубежом в 1999-2007 гг. на рынке наблюдался бурный рост, как с точки зрения объемов, так и спектра базовых активов. Исторически объем сделок с ипотечными активами составлял более 50% от общего объема сделок секьюритизации. На рисунках 3, 4 изображено развитие рынка секьюритизации в США и Европе в 2000-2009 гг.
Рисунок 3 - Объем выпуска ABS в Европе, млрд. евро
Рисунок 4 - Объем выпуска ABS в США, млрд. долл.
Рынок секьюритизации в России находится в зародышевом состоянии. Для этого есть целый ряд причин: неналаженная законодательная база, нестандартизированность банковских продуктов, низкий уровень доверия инвесторов к подобным активам и к российской банковской системе в целом. Если последнее - это системная проблема российского банковского сектора в целом, и ее решение - это вопрос времени, то первые две причины требуют активной совместной работы как законодательных органов власти, так и банковского сообщества.
В настоящее время в России секьюритизация существует только на рынке ипотечного кредитования и регламентирована законом «Об ипотечных ценных бумагах». Несмотря на то, что закон был принят почти десять лет назад, за все время было организовано всего 19 выпусков на общую сумму не более 130 млрд. рублей, при этом почти наполовину это выпуски АИЖК, остальное - в основном банки с государственным участием. При такой статистике трудно говорить о значимости секьюритизации в текущих реалиях российской банковской системы. У инвесторов нет понимания принципов ценообразования таких инструментов, поэтому они не хотят брать на себя непонятный для них риск на долгосрочный период (в настоящее время в России секьюритизированные бумаги имеют средний срок погашения 5-7 лет). Чтобы повысить спрос инвесторов на ипотечные ценные бумаги, необходимо уменьшить срок погашения старших траншей выпусков до 2-3 лет, повысить доверие к российским рейтинговым агентствам (сейчас они не имеют большого опыта в рейтинговании структурированных продуктов), развивать рынок деривативных продуктов для хеджирования валютного, процентного и прочих рисков, что позволит инвесторам чувствовать себя гораздо более уверенно при инвестировании в секьюритизированные активы.
Однако же, секьюритизация ипотечных продуктов - это только вершина айсберга, и в западных юрисдикциях также практикуется выпуск ценных бумаг под доходность от потребительских кредитов, кредитов малому и среднему бизнесу и даже кредитных карты. В России это пока не практикуется по двум основным причинам. Во-первых, банки предлагают огромное количество различных нестандартизированных продуктов, которые просто невозможно объединить в «пул» однородных активов для последующей эмиссии ценных бумаг. Во-вторых, отсутствует нормативная база для неипотечной секьюритизации, а некоторые существующие законодательные акты даже противоречат процессу секьюритизации активов.
Обсуждение закона о секьюритизации идет уже довольно давно с переменным успехом. Дело в том, что для того, чтобы процесс заработал, необходимо принятие целевого ряда поправок в существующие законы и принятие новых. Например, требуется внести изменения в законопроекты «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» с тем, чтобы разрешить так называемым SPV (Special Purpose Vehicles - специализированные финансовые общества, создаваемые банками для выпуска секьюритизированных ценных бумаг) сразу размещать облигации, превышающие размер уставного капитала общества (в настоящий момент общества могут выпускать облигации не ранее третьего года существования, а их размер ограничен уставным капиталом). Также очень важно ввести правовое регулирование процесса секьюритизации финансовых активов посредством эмиссии облигаций. Для этого планируется дополнить федеральный закон «О рынке ценных бумаг» целой новой главой, целиком посвященной регулированию деятельности SPV, в том числе осуществлению эмиссии облигаций. Там должны быть прописаны все права и ограничения, которые накладываются на SPV (например, такие общества не должны иметь совета директоров, а полномочия единоличного исполнительного органа должны передаваться управляющей компании, то есть банку), а также порядок и нормы выпуска такими SPVоблигаций (специальные требования к содержанию проспекта облигаций, нормы о субординировании выпусков облигаций и возможности выпуска нескольких траншей с установлением разной очередности исполнения обязательств по таким выпускам). Очевидно, что все эти положения должны опираться на фундаментальные определения, зафиксированные в новой редакции Гражданского кодекса, которая только готовится.
Помимо этого, надо учитывать, что секьюритизация активов может быть экономически эффективна только при условии, что она не приводит к возникновению дополнительного налогообложения. Сейчас налоговое законодательство России предусматривает обложение участников сделок по секьюритизации финансовых активов налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль. В данный момент установлен специальный порядок налогообложения прибыли только у ипотечных агентов (SPV для ипотечного кредитования). Следующим шагом необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ и предусмотреть специальный порядок для всех SPV.
Создание ликвидного и эффективного рынка секьюритизированных активов - процесс сложный, трудоемкий и уж точно небыстрый. При этом он крайне необходим нашей банковской системе, ведь он решает целый ряд ключевых задач сектора. Он позволит удлинить пассивы банков, снять с баланса кредитные риски, расширить возможности банков по рефинансированию в ЦБ. Поэтому необходимо провести очень тщательную и последовательную работу по принятию необходимых поправок в законодательство, при этом опираясь на западный опыт, где история секьюритизации активов насчитывает не один десяток лет. Банковскому сообществу, опять же с учетом мирового опыта, необходимо провести большую работу по разработке стандартов для различных кредитных продуктов, что позволит формировать однородные пулы активов для их последующей секьюритизации.
Элементы
секьюритизации были использованы при
выпуске в октябре 2000 г. банком «Российский
кредит» обеспеченных расписок, зарегистрированных
в системе Euroclear, на сумму 357 млн долл. В
рамках этой сделки иностранным кредиторам
было предложено обменять рублевые и долларовые
векселя, полученные по условиям мирового
соглашения, на евровекселя, привязанные
к этим ценным бумагам. В качестве держателя
«генерирующих» доход активов (векселей
банка «Российский кредит») выступило
лондонское подразделение международного
банка ING Bank, которое перечисляло денежные
потоки по ним эмитенту евровекселей -
оффшорной компании SNAP Limited. В свою очередь
последняя производила выплаты держателям
векселей - прежним кредиторам «Российского
кредита». Данная сделка не была направлена
на привлечение финансирования, но позволила
«переупаковать» ценные бумаги и существенно
повысить их ликвидность.
Первая попытка осуществить полноценную секьюритизацию банковских активов была предпринята в августе 2002 г. банком «Русский Стандарт» путем выпуска облигаций, обеспеченных портфелем из 50 тыс. потребительских кредитов. Эмитентом 3-летних облигаций общей суммой 500 млн руб. выступила независимая компания ООО «Русский Стандарт-Финанс».
Несмотря на то, что сделка была объявлена «российским дебютом секьюритизации», ее структура не обеспечивала четкого отделения активов от оригинатора и не защищала владельцев ценных бумаг в случае его банкротства. Таким образом, ни один из принципов традиционной секьюритизации (действительность продажи, защищенность специальной компании от банкротства, жесткий контроль инвесторов над денежными потоками) не был соблюден.
В 2003 г. многие отечественные кредитные организации рассматривали возможность секьюритизации своих портфелей. В качестве потенциальных оригинаторов назывались банки «Русский Стандарт», «Дельта Кредит», МДМ-Банк. Однако первая в странах СНГ сделка по секьюритизации активов была осуществлена не в России, а в Казахстане.