Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:29, реферат
Характерным явлением в истории архивного дела нового времени является осуществление в развитых странах частичной централизации архивов. Поскольку она происходила в условиях буржуазного государства и проводилась в интересах буржуазии, советские историки – архивисты говорили о ней, как о буржуазной централизации, подчёркивая её ограниченный характер и отличие от централизации архивного дела в странах Восточной Европы.
Для отдельной страны история архивов нового времени может быть подразделена на два основных этапа; границей между ними является начало архивной реформы.
Архивы в странах Европы и Америки во второй половине XVII и в XVIII вв.Характерным явлением в истории архивного дела нового времени является осуществление в развитых странах частичной централизации архивов. Поскольку она происходила в условиях буржуазного государства и проводилась в интересах буржуазии, советские историки – архивисты говорили о ней, как о буржуазной централизации, подчёркивая её ограниченный характер и отличие от централизации архивного дела в странах Восточной Европы.
Для отдельной страны история архивов нового времени может быть подразделена на два основных этапа; границей между ними является начало архивной реформы. Впервые же централизация архивов произошла во Франции в период буржуазной революции конца XVIII в. Эту дату историки обычно и берут за основу, говоря о новом этапе в истории архивного дела. В предшествующий период новой истории с середины XVII и до конца XVIII в. складывались предпосылки для создания государственных архивов – происходило накопление больших масс документов в правительственном аппарате и концентрация их в крупные комплексы. Разумеется, нельзя говорить о совершенной синхронности этого процесса.
В этот период отдельные страны находились на различных уровнях социально-политического, экономического и культурного развития. Во второй половине XVII – XVIII вв. в наиболее развитых экономически странах – Англии и Нидерландах – уже сложились капиталистические отношения; в других странах в той или иной мере происходило развитие капиталистического уклада в недрах позднефеодального общества. Поэтому, говоря об архивах данного периода, в экономически развитых странах, раньше всего следует подчеркнуть количественный рост и усложняющийся состав такого типа частновладельческих архивов, как архивы капиталистических предприятий. Промышленная революция XVIII в. вызвала появление в архивах технической документации. Это касалось и архивов государственного аппарата, поскольку государственная власть имела в своём распоряжении казённые предприятия и использовала достижения техники (прежде всего в военном, военно-морском, строительном и горном деле), а также взаимодействовала на коммерческой основе с частными фирмами.
Усложнение форм экономической и общественной жизни приводило к дальнейшему расширению управленческих функций государства и соответственно документирования этих функций, что находило отражение в росте количества правительственных архивов и их состава. При этом правительственные архивы весьма точно отражали ход происходящего социально-экономического процесса. С одной стороны, существо этого процесса так или иначе зафиксировано в их документах, возникших в ходе проведения политики меркантилизма, новых направлений в налоговой, таможенной и патентной политике, развития новых явлений в международных отношениях и культурной жизни. С другой стороны, сам правительственный аппарат той эпохи, как важнейшее надстроечное явление, был порождением происходящих изменений в экономике, общественных отношениях, расстановке классовых сил.
Обращаясь к правительственным архивам, мы найдём, что самой характерной чертой архивного дела в государствах XVII – XVIII вв. является непрерывный рост числа ведомственных архивов и закрепление ведомственного принципа в их организации.
В средневековом государстве при сравнительной малочисленности правительственных архивов над ними осуществляли надзор (хотя и не всегда результативный) королевская канцелярия или органы финансового и судебного управления. В XVII – XVIII вв., когда количество архивов при учреждениях и отдельных канцеляриях непрерывно возрастало при углубляющейся специализации учреждений, такой контроль сделался невозможным. Государство полностью передоверило распоряжение документами отдельным учреждениям. Таким образом, государственная, казённая собственность на документы и архивы принимает видимость ведомственной собственности. Это обстоятельство имело далеко идущие последствия. Ведомственное распоряжение архивным материалом надолго определило организацию архивного дела и в дальнейшем являлось основным препятствием к осуществлению его централизации. Ведомственная организация архивного дела характеризуется рядом специфических черт, к которым относятся: множественность архивов, их раздробленность и обособленность, когда архивы структурных частей одного учреждения не имеют между собой связи; отсутствие контроля и общего руководства даже в пределах ведомства; замкнутость и недоступность архивов для лиц, посторонних учреждению, что делало почти невозможным научное использование документального богатства. В архивах безраздельно распоряжались чиновники, заинтересованные лишь в практическом использовании документов для справок и не имеющие никакой специальной научной подготовки. Всё это в соединении с постоянным недостатком помещений и финансовых ассигнований крайне отрицательно отражалось на состоянии и сохранности архивов и препятствовало совершенствованию методов и приёмов архивной работы.
В Великобритании главным политическим архивом оставался Архив государственных бумаг (State Papers Office), структура которого менялась вслед за структурой государственного секретариата.
Так, в 1768 г. в нём был выделен специальный отдел по управлению колониями, при котором в дальнейшем и откладывалась соответствующая документация. В 1782 г. Государственный секретариат был разделён на департаменты внешних и внутренних дел. Вышедшие из текущего делопроизводства документы продолжали поступать в Архив государственных бумаг, где и хранились по соответствующим сериям внутренних, внешних и колониальных дел. В 1764 г. при архиве начала действовать комиссия по описанию материалов, избравшая для этой цели форму календарей – подробного подокументного описания и строго хронологическим расположением документов (отсюда и название календари).
В 1794 г. в Англии образовано военное ведомство (War Office) объединившее функции, ранее выполнявшиеся несколькими учреждениями. С этого времени началось формирование его архива. Большая масса документов скапливалась в архивах финансовых учреждений, среди которых главная роль принадлежала казначейству. Средневековая часть документации финансовых учреждений к этому времени уже оторвалась от них и была разбросана по ряду хранилищ, так же как и документация других средневековых учреждений, находившаяся в ведении судебных органов. Техническое состояние всех этих старых хранилищ, в том числе Капеллы свитков, стало со временем настолько тяжёлым, что документам в них грозила гибель. В конце XVIII в. по инициативе парламента принимались некоторые меры к выяснению и улучшению состояния старых архивов, но они не имели практических последствий. Всё же они вызвали в обществе некоторый интерес к этому вопросу и послужили толчком к созданию архивных комиссий начала XIX в.
Особенности государственного устройства Англии как конституционной монархии определили важное место архива парламента. При каждой палате существовал отдельный архив.
В 1707 г. в Акте об унии было официально оформлено положение главного архива по управлению Шотландией (Scottish Record Office), в который вошли сохранившиеся документы учреждений королевства Шотландии, действовавших с XIII в. Во главе архива стоял лорд – регистратор.
Во Франции рассматриваемый период характеризуется прежде всего формированием двух крупнейших ведомственных архивов – министерства иностранных дел и военного министерства. В период правления Людовика XIV, стремившегося к усилению бюрократического аппарата, удалось преодолеть устойчивую тенденцию высших чиновников держать служебные документы в своих домашних архивах и осуществить идею Ришелье, издавшего указ от 23 сентября 1623 г. о концентрации основных политических документов в одном хранилище. В конце XVII в. были приняты меры по собиранию и сохранению документов внешней политики. Архив министерства иностранных дел был официально создан в 1710 г. С этого времени он ведёт свою историю как один из богатейших политических архивов Европы нового времени. Он помещался с 1716 г. в Лувре, а с 1763 г. и до революции конца XVIII в. – в Версале.
В государствах Германии и Скандинавскихстранах в весьма чётких формах существовали главные политические архивы, хранившие как старые, восходившие к средневековью документы о правах династий, так и более новые материалы политических кабинетов, канцелярий, советов и т.п. Примером такого архива служит Тайный государственный архив Пруссии, который в XVIII в. был объединён на правах особой части с Кабинето – архивом, хранившим династические и другие документы особой политической важности. Встречались отдельные архивы для династических документов и документов внешней политики, как это было в Баварии. В связи с изменениями в области внутреннего управления в некоторых германских государствах происходила концентрация документов ликвидированных учреждений в так называемых земских архивах (Landesarchive) типа ведомственных исторических архивов. Архивное дело в Итальянских государствах. До воссоединения Италии в одно государство архивное дело развивалось самостоятельно в отдельное итальянских государствах. Но это развитие и сложившаяся система архивов оказали большое влияние на проведение общей архивной реформы. Благодаря политической раздробленности Италии архивное дело развивалось параллельно и независимо в каждом государстве. Однако общие исторические условия политического и культурного развития обусловили многие сходные черты в положении архивов и в мерах по их организации. К концу XVIII в. в большинстве итальянских государств создалась сходная картина. Документация политического характера, в том числе дипломатическая, династическая и т.п. была в значительной степени сконцентрирована в архивах королей, герцогов и других носителей политической власти, находясь обычно в ведении статс-секретарей. С другой стороны, в некоторых государствах были созданы своего рода исторические архивы, где были собраны более старинные материалы, оставшиеся от ликвидированных учреждений и старых династий. Такой архив существовал в Неаполе, где он был создан в 1540 г. и хранил документы анжуйской и арагонской династий. Некоторые из этих исторических собраний носили характер коллекций и содержали отдельные грамоты и документы различного происхождения; таковы были "Дипломатический архив" во Флоренции и "Дипломатический музей" в Милане. Архивы всех перечисленных категорий были в той или иной мере подвергнуты научной обработке в духе традиций XVIII в., т.е. документы были разбиты по группам по предметному или номинальному признаку: иногда по внешним признакам. Эти архивы (а также собрания библиотек) уже использовались для изучения дипломатики и палеографии, для исторических публикаций. Так, немало памятников опубликовано было еще в первой половине XVIII в. известным историком и археографом Лодовико Муратори (1672-1750). Однако в то время публиковались преимущественно повествовательные памятники, эпистолярный материал и т.п., актовый же материал публиковался лишь в очень небольшом количестве.
Архивное дело в Италии после ее воссоединения. После создания единого Итальянского государства сразу встал вопрос организации его архивов, в первую очередь богатейшего документального наследия прошлого. Этот вопрос привлек внимание широких кругов итальянской интеллигенции. С одной стороны, на очереди дня стояла реформа архивного дела в духе его централизации, соответствовавшая общему направлению буржуазных реформ государственного аппарата того периода. С другой стороны, исторически сложившиеся государственные архивы в центрах прежних отдельных государств осложняли проведение реформы. Наличие в Италии на протяжении ее истории целого ряда крупных политических и культурных центров, связь существующих архивов с определенными территориями говорили против концентрации материалов в одном центральном архиве типа Парижского. §6. Архивное дело в Германии
Особенности развития архивного дела в Германии, как и в Италии, определялись особенностями ее политической истории и, прежде всего длительной политической раздробленностью. Созданная в средние века "Священная Римская империя" не являлась централизованным государством, но лишь конгломератом разнородных политических организмов, из которых каждый жил своей отдельной жизнью Империя не имела централизованного аппарата управления, и поэтому не было предпосылок для складывания крупных архивов общеимперского значения. Архивы самих императоров откладывались в их фамильных династических архивах, в родовых замках и дворцах. Архивы отдельных императорских учреждений были рассеяны по разным городам. Наиболее значительными из них были архивы императорского суда и имперского совета, но и они не были сконцентрированы в одном месте, а хранились в архивах нескольких городов. Таким образом, от Империи не осталось значительного архивного наследия. В то же время в отдельных крупных, мелких и мельчайших государствах, из которых состояла Германия, складывались свои архивы. К XVIII в. в немецких государствах сложились три типичных вида архивов:
Особенностью архивов раннего средневековья было то, что в них хранились почти исключительно входящие документы; исходящие обычно не оставляли следа, что вызывало затем большие неудобства. Уважение и доверие ко всему написанному в ту эпоху было очень велико. Авторитет документа считался неоспоримым, тем более что не существовало надежных способов проверить подлинность. Этим порой пользовались недобросовестные люди, подтверждавшие свои претензии при помощи подложных: грамот. Особенно часто к подлогам прибегало духовенство, стремясь расширить свои земельные владения и умножить богатства. В его среде находились люди, искусные в изготовлении документов. Из документов раннего средневековья, дошедших до нашего времени после тщательного изучения весьма значительная часть была признана фальсификатами. Это в основном грамоты о пожаловании земли монастырям и о привилегиях церкви. Caмым крупным подлогом тех времен был знаменитый "Константинов дар", изготовленный, как считают ученые, в 796 г., - грамота, якобы данная в IV в. императором Константином римскому папе, признававшая приоритет духовной власти над светской и предоставлявшая папам навечно права управления Италией. Этот документ долго служил папам для обоснования их притязаний.
Архивные материалы в то время содержались в сундуках, ящиках, мешках и т. п. Не сохранилось сведений о существовании какого-либо справочного аппарата к ним в виде описей; по-видимому, при малом объеме документации, хранившие архивы "канцеляриусы" на память знали местонахождение документов.
Большой интерес вызывали в те времена письма знаменитых людей, главным образом из среды образованных сановников. Эти письма переписывались, размножались в виде сборников. Так, в конце VI в. были, таким образом, опубликованы письма Сидония Аполлинария, известного христианского писателя. Популярностью пользовались сборники писем епископов Фауста Риезского, Руфиция Лиможского и других деятелей церкви. Привлекало внимание и эпистолярное наследие Карла Великого. О его сохранении позаботился сам Карл: по его распоряжению около 791 г. был составлен codex Cardinum (дошедший до нашего времени в копии IX в.); в нем содержались письма византийских императоров и другой материал, извлеченный, по-видимому, из королевского архива.
Судьба архивов раннего средневековья. Как уже говорилось выше, архивы этого времени были малочисленны и нестабильны. Все они рано или поздно подверглись распылению и гибели. Это было неизбежно в условиях постоянных войн, усобиц, набегов, сопровождавшихся пожарами городов и замков (строившихся тогда в основном из дерева). До нашего времени дошли лишь единичные документы, сохранившиеся, как правило, в церковно-монастьрских архивах, общее количество их не превышает нескольких сотен, считая и копии.