Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа
Изучая творчество Михаила Васильевича Нестерова одного из крупнейших русских живописцев, можно сделать вывод, что свое пристанище Нестеров искал , обращаясь к образам, связанным с жизнью православной Руси. Происходит развитие, увеличение его образов. Художник следует легендам, записанным и сохранившимися в рукописной литературе тех лет. Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему характеру, было совершенно необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий. Его жизнь имеет некую многогранность, преемственность между искусством 19 века и советским. „ Можно с полным правом утверждать, что он, по сути, прожил не одну, а две «жизни в искусстве» “ – А. Русакова .
Введение
-Цели и задачи.
-Обзор литературы.
Глава I.Характеристика творчества Нестерова .
Глава II.Святая Русь.
-История создания картины.
-Художественно- стилистический анализ картины «Святая Русь»
Заключение.
Список использованной литературы
Сам образ Христа был взят Нестеровым из тогда известного произведения Иванова
Анализ картины Святая Русь.
Картина «Святая Русь» Н.В.Нестерова проповедует идею духовного возрождения и духовного падения, жизненной трагедии личности. Название картины – намек на богатую христианскую культуру Руси ,так же автор подчеркивает социальные категории людей .
Полотно как бы разделено на три сюжета , в каждом сюжете присутствует свой художественный персонаж . Далее можно видеть, что композиционный центр смещен в правую часть холста, в которой располагается святые и Христос. Таким образом, полотно легко анализировать следуя естественному движению взгляда. Березы – центральная ось картины, разделяющие пространство. В каждой из которых симметрично располагается группа людей, придавая целостность и равновесие композиции.
Далее внимание зрителя переключается на первую группу , которая является сюжетно-смысловым композиционным центром, представляющий собой- Христа , со святыми. Композиционный центр в картине один, он сильно выделен благодаря различной силе контрастов тона и цвета, тем самым достигается уравновешенность и целостность произведения. Расположен он на втором плане, где фигуры этого плана отличаются тонкой психологической характеристикой.
Первым воспринимается
фигура Христа - весь этот
торжественно строгий силуэт
определяет дальнейшее
На следующем этапе зрительного восприятия взгляд переходит на группу стоящих людей перед Христом. Здесь изображены очень разные люди, различного возраста характера и поведения, но все они объединены единым созерцанием и спокойствием. Состояние души своих персонажей Нестеров передает через удивительную слитность их переживаний с настроением, разлитым в природе. Сколь глубоко сосредоточены люди, мерно движущиеся к «освободителю», столь же тиха и спокойна в своем неспешном пробуждении окружающая их природа. Но в этой тишине и ясности чувствуется ожидание. Перед нами не зима в миру, не готовящаяся забить через край жизнь, а зима духовная, словно затаившаяся перед прекрасным мнгновением.
Далее взгляд касается вторую группу фигур, которые в свою очередь образуют отдельную композиционную сцену: старец монах и дети. Некоторые внешние подробности, такие как сгорбленная спина старца, посох, на который он опирается, очки, указывают нам на крайнюю его немощь, может быть даже на серьезный недуг. Но всем этим красноречивым деталям составляет контраст необычайно доброе, благодатное, светящееся тихим внутренним светом лицо.Тут же фигуры детей с любопытством и уважением и какой то детской наивностью смотрящих на Христа. В композиционном отношении фигуры детей равнозначны, но визуально первым воспринимается девочка. Её аккуратная головка в повязанном белом платке с тонким голубым орнаментом, сложенные ручки ,ангельские голубые глаза – ассоциируются с хрупкостью и чистотой образа. Думаю что здесь соредаточен глубокий подтекст. Зрелость передающая свою мудрость юности . Визуально это выраженно в положенной руке старца на плече девочки.
Следом внимание выделяет фигуру молодой женщины, чей лик написан с особым вниманием. Строгая красота лица ее отмечена невыразимой печалью. Взгляд героини медленно скользит вниз, руки сжаты возле груди, что говорит о её соредоточенности . Холодная бледность в сочетании с хрупкостью фигуры, создают некую возвышаность , а темный расшитый наряд девушки приземляет и придает драматичность образу. Она глубоко погружена в свои внутренние переживания сопричастности к великой тайне происходящего момента.
Далее мы можем пронаблюдать за происходящим в глубине пространства холста, где последовательная многофигурность определила тональную плотность . Где виднеются более обезличенные не похожие друг на друга строгие фигуры людей. Так же стоит заметить , что данная группа помещена художником на третий план, несущий так же как и второй значительную композиционную и смысловую нагрузку. Это два наиболее сильных акцента в ритмическом строе картины. В композиционном отношении фигуры монахов равнозначны, но визуально первым воспринимается молодой.
Композиция является многофигурной, тем не менее художник нашел такую конструктивную идею композиции, где вряд ли можно найти совпадающие элементы.
Черные фигуры женщин играют в картине ту же роль, что синкопа в музыкальном произведении. Это два наиболее сильных акцента в ритмическом строе картины. В композиционном отношении фигуры задают определенный ритм. Три фигуры в левом краю холста, создают третью композиционную сцену. Художник поставил их чуть - выше всех остальных фигур. Они представляют собой женщин поддерживающих больную.
Ритм - это не только организующее начало композиции , но и эстетическое. Ритм данного произведения , неоднороден .Он делит полотно на некие смысловые группы, так например чередование черных и светлых пятен в произведении. Усиление внимания к светотени и цветовому звучанию композиции позволило объединить линии, тон и цвет в единое гармоническое целое, в котором ритм выполняет организующие и эстетические свойства.
Извилистая дорога позади процессии подчеркивает движение и путь людей , который довелось им пройти.
Сравнивая людей, мы невольно подвергаем анализу, прежде всего первый план, ограниченный обочиной дороги и деревьями, посаженными вдоль нее. Построение этого плана напоминает фриз: фигуры поставлены в профиль и движутся в одном направлении друг за другом.
Интересной особенностью композиции картины является некое закручивание пространства картины слева направо. Композиционно это расширение передается целым рядом средств. Прежде всего, бросается в глаза следующее. Границы дороги сами по себе параллельны, но Нестеров взял такой ее ракурс, что линия снижается по ходу движения людей. Эффект расширения пространства еще более усиливается.
Принцип пространственного расширения поддерживается и особой ритмической организацией в изображении молодых березок, расстояние между которыми также увеличивается слева направо. Все это создает впечатление некоторого "разряжения" пространства, его очищения по мере уменьшения количества деталей на полотне. Березам вообще принадлежит особая роль в замысле картины. В значительной степени благодаря им полотно приобретает законченность, уравновешенность и симметрию. Они словно так же являются героинями произведения, написаны с любовью и одушевлением. Присутствие стволов берез на разных планах создает единство произведению. Так же на переднем плане мы видим росток молодой сосенки и совсем ещё тоненький росток вербы. И самым последним штрихом являются снегири сидящие на ветках, как символ пришедшей зимы.
Нестеров применяет высокий горизонт, при котором фигуры людей вписываются в пейзаж, а тот, несмотря на свою пространственность, лишается глубины. Пространство как бы идет вглубь по картинной плоскости. Оно образовано многими планами, расположенными ярусами один над другим.
Вдалеке наше внимание привлекает к себе виднеющаяся церковь. Она не несет в себе какой-либо архитектурной конкретности. Это образ тех древних церквушек, которыми Нестеров мог любоваться в Переславле-Залесском, Ярославле, Угличе, Ростове Великом, где он путешествовал незадолго до написания картины.
Композиционный прием использования горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины.Статичнось фигур
На этом прочтение композиции можно закончить и приступить к пейзажу.Все изобразительные средства картины отвечают ее содержанию. Это относится не только к композиции, но и к пейзажу в целом, к колористическому и тональному решениям картины.
Пейзаж неоднозначен. Он пронизан таинственной туманностью, как бы легкая дымка окутывает все вокруг, тем самым складывается безграничное ощущение пространства. Снежные сугробы придают картине мягкость и свежесть. Будто настроение природы предшествует таинству.
Композиционно пейзаж картины сливается в один художественный образ с изображенными людьми. Вертикали хрупких березок и пушистых елей перекликиваются с темными образами женщин, создается игра контрастов темного и светлого. Композицию гармонизирует стремления к горизонтальности, к плавности линий , к легкой бездонности приводящих к духовному смыслу их взаимосвязи,
Цветовая гамма произведения сдержанная, характерная для работ Нестерова того периода. Художник избегает сложного развития цвета, придает плавное развитие цвета и невесомый характер форм. В связи с этим размывается грань между жизненным и материальным изображением. Главным становится декоративный строй произведения.
Окружающий людей пейзаж
разрабатывается тремя
Ранее уже говорилось о связи состояния души нестеровских героев с настроением, которым проникнута окружающая природа.. В картине Нестерова "Святая Русь" особый живописный интерес для художника представляла задача изображения природы поздней зимой, когда в ней есть особая прозрачность и нежная хрупкость. В картине нет резкой разницы между тонами. Все они плавно переходят один в другой. Более того, тональный контраст второго плана , теряет свою силу, потому что мы видим на полотне все развитие тона от черного к белому. Яркость и выразительность образов действующих лиц основана на игре белоснежных одежд и платков с темными сарафанами и рясами. В фигурах , имеющих второстепенную значимость , этот контраст отсутствует. Они обобщенно , цельно выделяются силуэтами на фоне среднего тона окружающего пейзажа.
С точки зрения манеры письма , можно отметить ,что Нестеров мастерски применяет разные способы нанесения мазка. Нестеров особой пространстевенной глубины добился засчет сочетания прозрачности красок и особой моделировки теней.Даже, казалось бы , одноцветных черных рясах и сарафанах, автор искуссно моделирует форму прозрачными мазками,выевляя форму складок обращенных к свету.В этом случае форма становится предельно убедительной, даже если тон едва различим.
Нестеров пишет пейзаж, в котором господствует сдержанная гамма , млжно сказать что доминируют оттенки зеленовато-охристых, коричневато-красноватых, бурых тонов, используя многочисленные градации белых и серых цветовых тональностей. Именно такая приглушенность гаммы и тонкость цветовых отношений могли выразить тихую лирику картины. Эта цельность пейзажа не нарушается и сильным контрастом первого плана, который смягчается не только тонально, но и колористически. Черного цвета как такового в картине мало. Черная, на первый взгляд, одежда на самом деле состоит из многих цветов (коричневого, зеленого, синего) и их оттенков, что выражено более четко на фоне окружающего пейзажа. План, на котором разворачивается действие, выдержан в многотонной гамме : варианты черного , тепло-холодные оттенки ,и белый ,с включением золота в одеяниях, так же видно добавления теплого красновато-розового цвета, который поддерживается в старо-русских одеждах и предметах, а так же можно заметить растяжку розового цвета в пейзаже.
В целом колорит выдержан в холодных тонах , влияние которых усиливается на переднем плане, в верхней части холста начинает приобретать теплые оттенки красноватого и желтого, появляющиеся от света заходящего солнца. При этом атмосфера наполнена зимней свежестью и прохладой. Производимые светом теплые колористические пятна смотрятся скорее декоративными, чем реально происходящими от какого-либо источника света. Влияние освещения прослеживается лишь в тех местах, на которых, в связи с каким-то своим внутренним чувством, хотел заострить внимание сам художник.
В глубину пейзаж растворяется в голубоватой дымке ,с учетом воздушной перспективы. Цельность пейзажа не нарушается сильным контрастом второго и первого плана. Художник выбирает неброские цвета при этом особо их не усложняя. Колорит строится на гармоничном соотошении цветовых нюансов и их различной интенсивности.
Что касается роли света в произведении , то в данном случае ,эта задача решается довольно нейтрально. Мы не видим на картине указания на конкретный источник освещения .Свет равномерно рассеян по картинной плоскости .От этого изображение предельно целостное , и заостряет внимание на идейном содержании .
Говоря о роли света в картине, можно отметить одну живописную "несуразность", которая, однако, не является (по всей очевидности) профессиональным просчетом, а характеризует особенности художественного мышления живописца. Это цвет лица и рук монахов – темно-коричневый. Такой эффект не может производить садящееся, еще холодное по-весеннему солнце, это не может быть и загаром, нереальным в такую раннюю пору года. Данная подробность, по-видимому, объясняется влиянием Нестерова-иконописца. По византийской традиции, лики святых на иконах писались именно такого цвета в знак нетленности их мощей. Ассоциируя в своем и зрительском воображении этих людей с иконописными образами, Нестеров подчеркивает их отрешенность от всего земного и принадлежность миру иному. Телесно они еще здесь, но духом – уже в мире вечном.
Заключение
За свою жизнь Нестерову довелось выслушать немало упреков не только относительно выбора сюжетов произведений, но и по поводу якобы бедности и малокровности своей живописи. Даже в благожелательных отзывах о творчестве художника чувствуется убеждение в его недостаточном живописном мастерстве.
Конечно, нельзя это нестеровское замечание полностью принимать на веру. Известно, сколько трудов положил Нестеров, ища свою собственную манеру письма, подбирая свою цветовую палитру. И будучи большим мастером, он тонко и выверено применял изобразительные средства, даже если и не ставил живописные задачи на первый план. Приведенное же высказывание следует понимать в том смысле, что художника более всего в его полотнах волновало воплощение идеи, владевшей им, а это всегда была душа человеческая. Чужая душа это всегда тайна. Печать тайны несут на себе все нестеровские произведения раннего периода. О чем вспоминает запрокинувшая голову "белица" - участница процессии в картине "Великий постриг", что означает блаженная улыбка на лице Дмитрия – царевича убиенного или другая улыбка, читающаяся в чистых детских глазах Пустынника? В каждом случае эта тайна приоткроется только