Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:13, контрольная работа
В энергоблоке №4 Чернобыльской АЭС непосредственно перед катастрофой: 26 апреля 1986 г. в один час двадцать три минуты сорок секунд оператор реактора нажал кнопку остановки реактора. После этого реактор вместо того, чтобы остановиться, начал быстро наращивать мощность, превратился в подобие ядерной бомбы и в один час двадцать три минуты сорок семь секунд взорвался. Через 1-2 секунды последовал второй взрыв, и реактор разрушился.
В энергоблоке №4 Чернобыльской АЭС непосредственно перед катастрофой: 26 апреля 1986 г. в один час двадцать три минуты сорок секунд оператор реактора нажал кнопку остановки реактора. После этого реактор вместо того, чтобы остановиться, начал быстро наращивать мощность, превратился в подобие ядерной бомбы и в один час двадцать три минуты сорок семь секунд взорвался. Через 1-2 секунды последовал второй взрыв, и реактор разрушился.
Согласно официальной версии, в катастрофе был виноват персонал АЭС. В действительности же кататстрофа произошла из-за недостатков конструкции управляющих стержней ядерного реактора РБМК-1000, который использовался в энергоблоке №4 Чернобыльской АЭС. Эти стержни были сделаны так, что при введении их в активную зону реактора они при определённых условиях не тормозили ядерную реакцию, как должны были бы, а напротив, ускоряли её на протяжении нескольких секунд. Ядерные реакции ускоряются очень быстро, поэтому при управлении реактором несколько секунд эквивалентны вечности. Катастрофа наподобие Чернобыльской могла произойти и раньше на любом реакторе РБМК, но спасало то, что в силу случайных стечений обстоятельств при нажатии кнопки остановки реактора у реакторов присутствовал большой запас реактивности, и количество пара в реакторе было малым (для реакторов РБМК эти параметры очень важны). В силу достаточно случайного стечения обстоятельств 26 апреля 1986 г. конструктивные недостатки реактора РБМК проявились в полную силу, ядерная реакция быстро усилилась, мощность реактора в 100 раз превысила номинальную, и произошёл взрыв.
Официальную версию о виновности персонала ЧАЭС готовили создатели реактора во главе с директором Института атомной энергии имени И.В. Курчатова, президентом Академии наук СССР А.П. Александровым. Естественно, создатели официальной версии умолчали о конструктивных недостатках реактора РБМК-1000, который они сами разработали и который эксплуатировался на Чернобыльской АЭС. Главный разработчик реактора А.П. Александров превосходно знал о недостатках реакторов РБМК ещё до катастрофы, так как ему много раз указывали на них сотрудники Института атомной энергии В.П. Волков и В.Л. Иванов, а также специалисты Минсредмаша СССР. Ещё в 1970-е гг. к А.П. Александрову поступали предложения по усовершенствованию управляющих стержней реакторов РБМК, но он не давал этим предложениям хода. Таким образом, А.П. Александров виновен в преступной халатности, проявившейся в пренебрежении указаниями на недостатки конструкции реакторов РБМК. Он является виновником катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, разработчики реактора не предупредили персонал реактора о дефектах конструкции реактора РБМК, хотя знали о них, поэтому персонал не мог предотвратить возникновение аварийной ситуации.
В 1975 г. на первом блоке Ленинградской АЭС (ЛАЭС) произошла авария, приведшая к радиоактивным выбросам, но со значительно меньшими последствиями, чем у Чернобыльской катастрофы. В результате локального перегрева зоны разгерметизировался технологический канал. Но в той ситуации могли разгерметизироваться 3-4 канала одновременно. Одновременный разрыв 3-4 каналов привёл бы к возникновению катастрофы уровня Чернобыльской. Данные об аварии на ЛАЭС были неуместно засекречены, что тоже содействовало возникновению Чернобыльской катастрофы, так как операторы ЧАЭС не получили доступа к данным о причинах аварии на ЛАЭС, и, как следствие, не знали о недостатках реакторов РБМК. Таким образом, гнилая коммунистическая система с её склонностью к засекречиванию проблем, как минимум, внесла вклад в возникновение катастрофы на ЧАЭС.
Сразу после катастрофы разработчиками реактора на других АЭС с реакторами РБМК (Смоленская, Ленинградская, Курская АЭС) были заменены управляющие стержни и некоторые другие системы, что должно предотвратить возникновение катастроф, аналогичных Чернобыльской.
Формирование радиоактивного загрязнения природной среды на территории Беларуси началось сразу же после взрыва реактора. Особенности метеорологических условий в период 26 апреля - 10 мая 1986 года, а также состав и динамика аварийного выброса радиоактивных веществ обусловили сложный характер загрязнения территории республики.
Анализ радиоактивного загрязнения территории Европы цезием-137 показывает, что около 35 % чернобыльских выпадений этого радионуклида на европейском континенте находится на территории Беларуси. Загрязнение территории Беларуси цезием-137 с плотностью свыше 37 кБк/м2 составило 23 % от всей площади республики (для Украины – 5 %, России - 0,6 %). Учитывая масштабность и тяжесть последствий катастрофы на ЧАЭС, Верховный Совет Беларуси в июле 1990 года объявил территорию республики зоной экологического бедствия.
С учётом специфики радиоактивного загрязнения отдельных регионов, их ландшафтно-геохимических особенностей и других факторов в республике организована сеть постоянного мониторинга окружающей среды, включающая 181 реперную площадку и 19 ландшафтно-геохимических полигонов. С состоянием текущей радиационной обстановки, в том числе картографическими материалами, можно ознакомиться здесь.
Загрязнение радиоактивным йодом
В первый период после катастрофы значительное повышение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения регистрировалось практически на всей территории Беларуси. Объем имеющихся экспериментальных данных по измерениям активности йода-131 в выпадениях ограничен, что потребовало разработки специальных подходов к реконструкции радиоактивного загрязнения йодом.
Наибольшие уровни выпадения йода-131 имели место в ближней зоне ЧАЭС, в Брагинском, Хойникском, Наровлянском районах Гомельской области, где его содержание в почвах составило 37000 кБк/м2 и более. В Чечерском, Кормянском, Буда-Кошелевском, Добрушском районах уровни загрязнения достигали 18500 кБк/м2. Значительному загрязнению подверглись также юго-западные регионы - Ельский, Лельчицкий, Житковичский, Петриковский районы Гомельской области, а также Пинский, Лунинецкий, Столинский районы Брестской области. Высокие уровни загрязнения имели место и на севере Гомельской и Могилевской областей. В Ветковском районе Гомельской области содержание йода-131 в почве достигало 20000 кБк/м2. В Могилевской области наибольшее загрязнение отмечалось в Чериковском и Краснопольском районах (5550-11100 кБк/м2).
В течение первых месяцев после катастрофы йод-131 полностью распался. Однако загрязнение территории этим изотопом обусловило большие дозы облучения щитовидной железы ("йодный удар"), что привело в последующем к значительному увеличению её патологии, особенно у детей.
Загрязнение цезием-137
После катастрофы на ЧАЭС на 136,5 тыс.км2 (66 %) территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 (137Cs) превышали 10 кБк/м2 (0,3 Ки/км2). Загрязнение носит весьма неравномерный, "пятнистый" характер. Основные пятна: прежде всего это ближняя зона Чернобыльской АЭС, куда входит и 30-км зона вокруг самой станции. Уровни загрязнения почвы цезием-137 этой территории чрезвычайно высоки, максимальные значения в отдельных точках превышали 37000 кБк/м2 (1000 Ки/км2). В то же время значения загрязнения в некоторых точках не превышают 185 кБк/м2 (5 Ки/км2). Часть загрязнения именуется как северо-западный след (второе пятно). К нему относятся южная и юго-западная часть Гомельской области, центральные части Брестской, Гродненской и Минской областей. Уровни загрязнения в этом следе существенно ниже, чем в ближней зоне ЧАЭС. Третье пятно находится на севере Гомельской и центральной части Могилевской областей.
Неравномерность загрязнения может наблюдаться даже в пределах одного населенного пункта. Так, в населенном пункте Колыбань Брагинского района Гомельской области уровни загрязнения почвы цезием-137 колеблются от 170 кБк/м2 (4,6 Ки/км2) до 2400 кБк/м2 (65 Ки/км2).
Максимальный уровень загрязнения почвы цезием-137 в ближней зоне ЧАЭС обнаружен в населенном пункте Крюки Брагинского района - 59200 кБк/м2 (1600 Ки/км2), а в дальней зоне (локальное пятно на расстоянии 250 км от ЧАЭС) - в населенном пункте Чудяны Чериковского района Могилевской области - 59000 кБк/м2 (1595 Ки/км2).
В Брестской области на территории 6 районов обнаружено загрязнение почвы цезием-137 более 37 кБк/м2 (1 Ки/км2). В основном уровни загрязнения здесь колеблются в пределах 37-185 кБк/м2 (1-5 Ки/км2) и лишь в отдельных точках достигают уровня 400 кБк/м2 (10 Ки/км2). Максимальный уровень зарегистрирован в населенном пункте Барсуково Лунинецкого района. В отдельных населенных пунктах Гродненской, Минской и в 4-х населенных пунктах Витебской области содержание цезия-137 составило более 37 кБк/м2 (1 Ки/км2). Наибольшие уровни зарегистрированы на территории Воложинского района Минской области. После катастрофы на ЧАЭС для 137 тыс. кв. км (66 %) территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 превышали 10 кБк/м2, доаварийное же загрязнение почвы этим радионуклидом составляло от 1,5 до 3,7 кБк/м2 в отдельных точках.
Загрязнение стронцием-90
Загрязнение территории республики стронцием-90 (90Sr) носит более локальный, по сравнению с цезием-137, характер. Уровни загрязнения почвы этим радионуклидом выше 5,5 кБк/м2 (0,15 Ки/км2) обнаружены на площади 21,1 тыс. км2, что составило 10% от территории республики. Максимальные уровни стронция-90 обнаружены в пределах 30-км зоны ЧАЭС и достигали величины 1800 кБк/м2 (48,6 Ки/км2) в Хойникском районе Гомельской области. Наиболее высокая активность стронция-90 в почве в дальней зоне обнаружена на расстоянии 250 км - в Чериковском районе Могилевской области и составила 29 кБк/м2 (0,78 Ки/км2), а также в северной части Гомельской области, в Ветковском районе - 137 кБк/м2 (3,7 Ки/км2).
Загрязнение трансурановыми элементами
Загрязнение почвы изотопами плутония-238,-239,-240 (238, 239, 240Pu) с плотностью более 0,37 кБк/м2 охватывает около 4,0 тыс.кв.км, или почти 2 % площади республики. Эти территории преимущественно находятся в Гомельской области (Брагинский, Наровлянский, Хойникский, Речицкий, Добрушский и Лоевский районы) и Чериковском районе Могилевской области. Загрязнение изотопами плутония с высокой плотностью характерно для 30-км зоны ЧАЭС. Наиболее высокие уровни наблюдаются в Хойникском районе - более 111 кБк/м2.
В результате бета-распада 241Pu на радиоактивно загрязненных территориях происходит образование америция-241 (241Am) в количествах, сравнимых с количеством основных источников. В связи с тем, что 241Am по радиотоксичности близок к изотопам плутония, актуальной стала проблема оценки последствий его нарастания. В настоящее время вклад 241Am в общую альфа-активность составляет около 50 %. Рост активности почв, загрязненных трансурановыми изотопами, за счет 241Am будет продолжаться до 2060 г., и когда его вклад в общую альфа-активность составит 66,8 %. Через 100 лет после аварии на ЧАЭС, в 2086 году, общая активность почвы на загрязненных территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период. Снижение ?-активности почвы от 241Am до уровня 3,7 кБк/м2 ожидается после 2400 года.
Зоны радиоактивного загрязнения
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 ноября 1991 г. № 1227-XII
О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
Статья 4. Зоны радиоактивного загрязнения
Территории в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия (величины эффективной дозы) радиации на население подразделяются на следующие зоны:
1) зона эвакуации (отчуждения)
– территория вокруг
2) зона первоочередного
отселения – территория с
3) зона последующего отселения
– территория с плотностью
загрязнения почв цезием-137 от 15 до
40 Ки/кв. км либо стронцием-90 от 2 до
3 Ки/кв. км или плутонием-238, 239, 240
от 0,05 до 0,1 Ки/кв. км, на которых среднегодовая
эффективная доза облучения
4) зона с правом на
отселение – территория с
5) зона проживания с
периодическим радиационным
Дополнительные критерии по определению границ указанных зон в зависимости от степени загрязнения территории другими долгоживущими радионуклидами, включая дочерние изотопы (с учетом их суммарного воздействия и других факторов), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в данных зонах, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет.
Карты указанных зон, перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в этих зонах, публикуются в республиканской и местной печати.
Принятое зонирование используется при планировании и проведении мероприятий по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и по обеспечению радиационной безопасности населения.
Оценка состояния здоровья основных категорий пострадавших проводится путем анализа результатов диспансеризации 1,6 млн. человек, в том числе 344 тысяч детей, данных, поступающих в Государственный регистр лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы (180 тысяч человек), и результатов исследований, выполняемых научными учреждениями Минздрава в рамках государственных программ и международных проектов.
Информация о работе Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке