Приоритетное направление бюджетной политики Китая на 2014 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 15:17, доклад

Краткое описание

Тема исследования является особенно актуальной, в силу того, что опыт Китая в сфере институциональных рыночных преобразований и антикризисных мер заслуженно привлекает все больше внимания со стороны научного и предпринимательского сообщества в России и других странах. Китай – одно из немногих государств, где мировой кризис не вызвал резкого экономического спада. Экономика по—прежнему растет темпом близким к 10%, наблюдаются явные успехи в росте инвестиций в основной капитал и в расширении внутреннего спроса.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема исследования прохождения стажировки в КНР.docx

— 160.67 Кб (Скачать документ)

 

Тема исследования прохождения  стажировки в КНР: «Приоритетное направление бюджетной политики Китая на 2014 год»

 

Тема исследования является особенно актуальной, в силу того, что  опыт Китая в сфере институциональных рыночных преобразований и антикризисных мер заслуженно привлекает все больше внимания со стороны научного и предпринимательского сообщества в России и других странах. Китай – одно из немногих государств, где мировой кризис не вызвал резкого экономического спада. Экономика по—прежнему растет темпом близким к 10%, наблюдаются явные успехи в росте инвестиций в основной капитал и в расширении внутреннего спроса.

Китайские экономисты определяют происходящие в стране процессы как «планируемое рыночное развитие», а складывающуюся общественную систему как «самобытный социализм». Государство в экономике находится на первом месте, и это аксиома для всех. При этом под государством понимается вся структура управления — центральное правительство, правительства провинций, руководство более низких административных образований. Для современного Китая оказались непригодными западные теории сокращения присутствия государства в экономике. Такое сокращение, как считают в Китае, допустимо только выборочно, в отдельных конкретных производствах, не требующих специального государственного контроля.

Начало реформирования финансовой сферы приходится на 1990-е годы. С 1 января 1994 г., согласно постановлению  Госсовета «О разноканальной бюджетной  системе», в Китае был введен порядок  деления налогов на центральные  и местные. Именно они стали служить  базой для формирования центрального и местных бюджетов. Реформа была нацелена на то, чтобы разные административные органы власти выполняли свои обязанности  за счет собственных доходных источников. Пропорции расщепления отдельных  налогов между центром и провинциями и между самими провинциями периодически менялись. В настоящее время на региональном уровне остается примерно 52% налогов, а из направляемых в центр еще около 30% возвращается в местные бюджеты на санкционированные инвестиционные цели. Схема распределения бюджетных средств соответствует классической «вертикали»: из центра в провинции, далее в города, потом в уезды и волости. В Китае считают, что в финансовой системе рыночные отношения не могут все определять, решающая роль всегда остается за государство Реформа 1994 г. привела и к некоторым негативным последствиям в виде снижения бюджетных доходов в ВВП и разрастания внебюджетных доходов, выпавших из-под государственного контроля.

Непосредственно к упорядочиванию внебюджетных средств приступили только после 2000 г. Согласно постановлению  Госсовета, внебюджетные средства пяти высших административных органов, включая  Министерство госбезопасности и  Таможенное управление, были перенаправлены в госбюджет, и их распределением стало заведовать Министерство финансов. К новому порядку формирования отраслевых бюджетов в дальнейшем присоединились еще 28 государственных учреждений. С 2001 г. стала налаживаться работа Государственного Казначейства как составной части формирующегося консолидированного бюджета. Сейчас в эту систему, помимо государственного (общественного) бюджета, входят бюджет сферы государственного имущества, формируемый из части дивидендов государственных предприятий, и бюджет социального обеспечения, образуемый из отчислений на социальные нужды, части прибыли предприятий, дотаций госбюджета, спонсорской помощи и других средств.

Идет становление процедур дальнейшего перераспределения  налогов между центральным и  местными бюджетами. В 1994 г. соотношение  между этими налогами было установлено  в пользу центрального бюджета. При  этом центр (Центральный банк) не мог  правильно перераспределять на места  сконцентрированные средства и не был  способен учесть реальные потребности  регионов. Фактически решения часто  зависели от силы региона: провинции, которые  перечисляли больше налогов в  центр, претендовали и на больший  возврат. Сейчас вырабатываются нормативные  основы финансовых рансфертов из центра в регионы, регионы борются за включение в инвестиционные программы  по строительству крупных государственных  объектов на своих территориях (включение  в план централизованных капитальных  вложений).

Денежными агентами государства  в центре и на местах являются банки. Доля государства в банковской сфере  сохраняется на уровне почти 100%. В  банковской сфере действуют 4 «политических» банка, полностью государственных. Из 9 наиболее крупных банков Китая  только один коммерческий. На местах кредитных  и банковских учреждений множество, но их доля в объеме операций очень мала (около 5%). Кроме того, распространенные в Китае кредитные кооперативы – это не частная в принятом смысле слова, а коллективная собственность. Бюджетные средства на развитие (инвестиционные ресурсы) направляются в банки, которые затем перераспределяют их на различных условиях экономическим агентам в зависимости от общенациональных и региональных приоритетов, то есть значимости инвестиционных проектов для государства, а также репутации заемщиков и сложившейся конкретной ситуации. Через разветвленную централизованную банковскую систему государство точно учитывает, сколько денег обращается на «низовом уровне», вплоть до кредитных кооперативов.

Как отмечалось, одна из важнейших  задач государственной экономической  политики состоит в переходе от экстенсивного  к интенсивному типу экономического роста. Ее решению препятствует структура  экономики, на изменение которой  направлена инвестиционная политика. По оценкам Института количественной и технической экономики АОН  Китая (ИКТЭ), сейчас общие инвестиции составляют 60% объема ВВП. При этом важно, что государственная инвестиционная политика адресуется главным образом  крупным государственным предприятиям, составляющим основу структуры экономики. Так, 95% объектов инфраструктуры строятся правительственными компаниями. Государственные  предприятия получают подавляющую  часть кредитных ресурсов. Они  также обеспечивают занятость. Раньше решению проблем занятости способствовал  некоторый рост числа малых и  средних предприятий, в т.ч. частных, особенно в сельской местности. Теперь их доля снизилась, а получение кредитов существенно затруднено. Преимущественная сфера действия частного капитала – жилищное строительство. Здесь возможно и льготное кредитование частного инвестора. Частный капитал может также привлекаться в сферу реализации населению общественных услуг, например, в эксплуатацию автомагистралей с правом получения частником части дохода (своеобразный вариант концессий).

 

До недавнего времени  в Китае не было случаев банкротств предприятий. Угроза безработицы этого  не допускала. Перед убыточными предприятиями  ставилась задача производить новые  продукты, провести перепрофилирование и реорганизацию. Зачастую убыточность  и сейчас закономерно возникает  в процессе перехода на новое производство.

В этом случае предприятие  тоже не оставляют на волю рыночных сил, помогают выжить и перестроиться, думая об интересах работников и  населения. В настоящее время  есть специальный закон о банкротстве. Правда, для жизненно важных предприятий (оборона, производство продовольствия) он не работает. Руководители госпредприятий назначаются 

конкурсной комиссией, которая  учитывает требования к кандидату, опыт работы и послужной список. Демократические процедуры выбора при этом не задействуются.

Потребность в проведении структурных реформ в КНР назрела  как раз в тот момент, когда  период двузначного экономического роста, импульс которому давали стремительная  урбанизация (в рамках инвестиционной модели роста экономики) и высокие  темпы роста кредитования, завершился. Более конкретные целевые показатели позволили бы получить представление о потенциальном спросе на сырьевые ресурсы, необходимые для строительства и развития инфраструктуры. На сегодняшний отношение объема выданных кредитов к ВВП Китая достигло 200%, значительно увеличившись за последние несколько лет. Государственное регулирование процентных ставок и высокая степень бюрократизации банковской системы привели к расцвету кредитования через так называемый теневой банковский сектор. Правда, последняя статистика свидетельствует о том, что Народный банк КНР начинает сдерживать спрос на кредитование, тем самым ограничивая рост цен на недвижимость и общее инфляционное давление.

На этом фоне китайское  руководство противится сколько-нибудь значительному расширению бюджетной  политики, а увеличение госдолга на местном и национальном уровнях  уменьшает пространство для бюджетного маневра. Именно по этой причине для  реализации следующего этапа поразительной  трансформации китайской экономики  требуется провести структурные  реформы, которые сдвинули бы с мертвой  точки неповоротливые госпредприятия и обеспечили бы гладкость процесса либерализации финансовой системы. Переход к модели экономического роста, основанного на потреблении, заложил бы основу для его устойчивой динамики, и руководство Китая  уже согласилось с этим, поставив задачу достижения годового роста ВВП  на уровне 7.0–7.5%. При этом вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе  темпы роста будут составлять 4–5%.

 

Необходимо подчеркнуть, что ближайшей задачей китайских властей на 2014 год является ограничение роста кредитования и уменьшение долговой нагрузки на корпоративный сектор. Быстрое расширение кредитования обычно ведет к заметному падению качества активов и, как следствие, к проблемам для балансов банков. В опубликованном в прошлом месяце Докладе по вопросам финансовой стабильности МВФ отмечает, что увеличение количества новых кредитных инструментов и рост теневого банковского сектора в Китае происходит на фоне отсутствия развитого рынка посреднических услуг. По мнению авторов доклада, возможность дефолта имеет принципиальное значение для адекватной оценки кредитных рисков. Среди участников финансовой системы Китая распространено мнение, что альтернативные сберегательные инструменты, включая продукты по управлению благосостоянием, гарантированы эмитентами. Вместе с тем очевидно, что эти продукты также связаны с финансовыми рисками, поэтому более жесткое регулирование и надзор в их отношении вполне уместны. При столь высоких темпах роста, которые показывала китайская экономика в последние годы, нерационального распределения капитала, неэффективных инвестиционных решений и, конечно, финансовых спекуляций было не избежать. По мере увеличения ВВП на душу населения растет и имеющийся объем сбережений, а это в свою очередь требует развития сектора финансовых услуг и банковской системы, которые и должны обеспечить управление этими сбережениями и перенаправление их в инвестиции. В перспективе китайская финансовая отрасль будет несомненно адаптироваться и изменяться в соответствии с требованиями времени, причем дерегулирование процентных ставок уже фактически происходит. Стоит отметить, что ряд китайских банков входит в число крупнейших в мире. Увеличение объема сбережений и развитие сберегательных продуктов также неизбежно требует формирования ликвидных и прозрачных рынков капитала.

Помимо этого  финансовая либерализация предполагает открытоcть счета операций с капиталом  и возможность свободного движения капитала. Китай постепенно движется и в этом направлении. Примечательно, что в данный момент, когда крупнейшие экономики мира желали бы ослабления своих национальных валют, китайский  юань по отношению к доллару дорожает. Такая тенденция может быть на руку китайским властям по ряду причин. Прежде всего укрепление валюты помогает сдерживать инфляцию. На фоне ослабления доллара это также дает сигнал международным инвесторам о том, что на международном рынке существуют и альтернативные валюты, которые  могут быть использованы в качестве резервных.

Опыт реформирования китайской экономики и общества является уникальным по значимости и  важности для России. Несмотря на различие уровней начального развития стран  к моменту реформ и культурно–цивилизационные  особенности, Россия и Китай характеризуются  сходством базовых институциональных  структур. Более того, на начало реформ наши страны имели аналогичные проблемы институционального дисбаланса, а именно преимущественно централизованную плановую экономику, высокий уровень  унитарности политического устройства и тотальное доминирование коммунистической (социалистической) идеологии. В то же время при сходстве изначальных  макроинституциональных условий, наши страны пришли к различным результатам  по уровню и динамике социально–экономического развития. Китай, несомненно, является более успешным в своих преобразованиях. В силу этого осмысление и определение  направлений использования китайского опыта является критически важным для  России

 




Информация о работе Приоритетное направление бюджетной политики Китая на 2014 год