Диагностика и прогнозирование состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 02:47, курс лекций

Краткое описание

диагностика и прогнозирование функциональных состояний.Проблема оценки функциональных состояний тесно связана с проблемой их прогнозирования, а правильный прогноз, очевидно, является необходимым условием эффективности упреждающих воздействий. Такое положение, на наш взгляд, можно в полной мере отнести к рассматриваемой в данной работе проблеме, т. е. к психофизиологическому обеспечению стрессоустойчивости в экстремальных условиях.
«Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы действовать», - так сформулировал тесную связь планирования и прогнозирования французский философ XIX столетия Опост Конт.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.docx

— 19.69 Кб (Скачать документ)

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

 

 для оценки функциональных состояний используют три типа методов: физиологические, поведенческие и субъективные. К этим методам обычно добавляются показатели работоспособности, получаемые путем прямых профессиографических измерений, либо с помощью экспертных оценок. Физиологические методы рассматриваются многими исследователями в качестве базовых. Они в большинстве случаев позволяют раздвинуть рамки условно-рефлекторных и поведенческих подходов в изучении функциональных состояний, а также подойти к исследованию количественных показателей состояний различных функциональных систем (Илюхина В. А., 1986).

 

Среди огромного количества физиологических методик оценки функционального состояния человека все чаще используется электроэнцефалография (ЭЭГ). По пространственно-временной  организации биоэлектрической активности в диапазоне ЭЭГ определяют изменения  состояния мозга в соотношении  с протеканием того или иного  вида приспособительной деятельности. Однако, как показывает накопленный  опыт, ЭЭГ адекватна анализу изменений функционального состояния головного мозга в течение секунд и десятков секунд. Анализ больших массивов данных ЭЭГ (регистрация их в течение часов, дней, месяцев) с учетом ее пространственной организации в условиях многоканальной регистрации, как правило, осуществляется путем усреднения результатов и сопряжен с большими трудностями даже при использовании ЭВМ. Кроме того, как справедливо замечает В. А. Илюхина (1986), нельзя не отметить ограничения информативной значимости ЭЭГ в оценке функционального состояния ЦНС. В исследованиях на человеке до настоящего времени не обнаружено сходства динамики биопотенциалов головного мозга (в диапазоне ЭЭГ) в существенно различающихся ситуациях. Это прежде всего относится к широко распространенному (особенно в неврологической клинике) типу ЭЭГ, т, е. низковольтной, дезорганизованной, полиморфной электроэнцефалограмме, которая с одинаковой вероятностью может регистрироваться и при повышении, и при снижении уровня активации головного мозга, Аналогичные результаты получены и нами при регистрации низковольтной ЭЭГ у одних и тех же испытуемых как в состоянии относительного покоя, так и в предстартовом состоянии, По нашему мнению, это может указывать на неспецифичность динамики биопотенциалов как показателя функционального состояния головного мозга.

 

Более тонким индикатором  функциональных состояний ЦНС являются вызванные потенциалы, импульсная активность нейронов и сверхмедленные физиологические  процессы. В целом очевидно, что динамика биоэлектрической активности в диапазоне ЭЭГ, вызванные потенциалы, импульсная активность нейронов и сверхмедленные процессы имеют взаимодополняющее значение для характеристики функциональных состояний головного мозга, его образований и отдельных элементов (Бехтерева Н. П., 1980).

 

Учитывая важную роль симпатоадреналовой и гипофиз-адреналовой систем в  механизмах стрессорных реакций при оценке функциональных состояний, наряду с физиологическими, применяются и биохимические методы. В качестве типичных корреляторов повышенной напряженности и стресса обычно является увеличение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостероидов, «гормонов стресса» - адреналина и норадреналина.

 

Поведенческие методики исследования функциональных состояний предусматривают  использование коротких тестовых испытаний, характеризующих эффективность  различных психических процессов. В этом случае проблема оценки функционального  состояния выступает как типичная психометрическая задача: описать и  количественно оценить происшедшие  под влиянием определенных причин сдвиги исследуемых психических процессов. Основными показателями выполнения психометрических тестов являются успешность и скорость выполнения заданий.

 

Результативность оценки функциональных состояний значительно  возрастает при использовании, наряду с поведенческими методиками, методик  субъективной оценки. Перспективность  применения субъективных методик в  диагностических целях объясняется  многообразием проявлений симптоматики различных состояний во внутренней жизни индивида – от хорошо знакомого  каждому комплекса ощущений усталости  до специфических изменений самоафферентации, возникающих в необычных условиях деятельности. Подтверждая истину этих положений, С. Г. Геллерштейн писал, что субъективные <…> есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека.

 

Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод  шкалирования субъективных переживаний.

 

Среди поведенческих и  субъективных методик оценки функциональных состояний наиболее часто применяют  методики самооценки состояний по В. А. Доскину, Спилбергеру-Ханину и др. С помощью простейших методик исследования памяти, внимания и мышления оценивается «интеллектуальный компонент функционального состояния». В исследованиях по определению функционального состояния довольно часто учитывается и сенсомоторный компонент. Приведенный выше краткий анализ использования физиологических, биохимических, поведенческих и субъективных методик для оценки функционального состояния показывает, что использование одной из них в отдельности не дает полной и всесторонней информации. Преодолеть этот недостаток можно только путем использования комплексных методов диагностики. При этом для оценки функциональных состояний рекомендуют использование интегральных оценок, коэффициентов или критериев работоспособности, которые учитывают изменение как психофизиологических параметров, так и прямых показателей эффективности деятельности.

 

Проблема оценки функциональных состояний тесно связана с  проблемой их прогнозирования, а  правильный прогноз, очевидно, является необходимым условием эффективности  упреждающих воздействий. Такое  положение, на наш взгляд, можно в  полной мере отнести к рассматриваемой  в данной работе проблеме, т. е. к психофизиологическому обеспечению стрессоустойчивости в экстремальных условиях.

 

«Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы действовать», - так  сформулировал тесную связь планирования и прогнозирования французский  философ XIX столетия Опост Конт.

 

 

Перефразируя О. Конта, можно  сказать так: «Хорошо знать исходное функциональное состояние, чтобы лучше  предвидеть. Лучше предвидеть для  того, чтобы правильно действовать», - ибо возможность оперативного предсказания последующего состояния обусловлена  его закономерной связью с предшествующим состоянием. При этом медицинский  или медико-биологический прогноз  не является окончательной рекомендацией  или выбором, это только одна из многовариантных, научно обоснованных оценок. В настоящее  время возможности прогнозирования  в медицине и физиологии существенно  возросли в связи с использованием современной вычислительной техники  и математических методов.

 

Однако для получения  объективных результатов прогнозирования  необходимо выбрать методики, наиболее соответствующие объекту прогноза. Прогнозирование функционального  состояния, надежности и эффективности  профессиональной деятельности, как  и оценка функционального состояния, о которой говорилось выше, не может  быть достигнуто применением одной  какой-либо методики. Использование  нескольких методик прогнозирования  существенно повышает достоверность  прогнозов. Только комплексные методы могут решить проблемы прогнозирования  в медицине и физиологии. Кроме  того, достоверность прогнозов значительно  возрастает при исследовании взаимосвязи  отдельных компонентов функционального  состояния с уровнем работоспособности  или эффективности деятельности. Так, показана важная роль исходного  уровня самооценки для правильного  понимания закономерностей реагирования человека в стрессовых ситуациях (Пейсахов Н. М., 1984); высокая степень связи уровня реактивной тревожности оператора перед работой с эффективностью его деятельности в режиме экстремальной информационной нагрузки (Попов С. Е., 1983), а также у летного состава корабельной авиации с условиями их профессиональной деятельности (Михайленко А. А. с соавт., 1990), прогностичность показателей интеллектуальной сферы, в частности, кратковременной памяти, внимания, мышления, скорости переработки информации, показателей сенсомоторики, типа ВИД в эффективности военно-профессиональной и спортивной деятельности (Егоров А. С., Заг-1рядский В. П., 1973). Все это позволяет сделать вывод о том, что для достоверного прогнозирования любой профессиональной деятельности по исходному функциональному состоянию необходима комплексная его оценка с учетом всех без исключения компонентов. Таким образом, индивидуальное и групповое прогнозирование эффективности деятельности по исходному функциональному состоянию является комплексной психофизиологической и медико-биофизической проблемой. Наглядным примером индивидуального и группового прогнозирования по исходному функциональному состоянию является прогнозирование спортивных результатов в зависимости от форм предстартового состояния спортсмена или спортивной команды. Так, повышению спортивных результатов способствует состояние готовности – умеренное эмоциональное возбуждение. Со стояние стартовой лихорадки – резко выраженное возбуждение способствует как повышению, так и понижению спортивных результатов, а стартовая апатия – угнетение и депрессия – ведет к снижению спортивных результатов. Анализ рассмотренных выше положений показывает, что существует реальная возможность прогнозирования последующей деятельности по исходному функциональному состоянию. Вместе с тем при решении практических задач диагностики и прогноза функциональных состояний нельзя забывать о нелинейной природе связей между различными функциями и свойствами системы психики (Забродин Ю. М. 1983).

 

Функциональное состояние  как объект диагностики и прогнозирования  должно рассматриваться в качестве иерархической системы. К высшему  уровню относится субъективный компонент, отражающий личностное отношение человека к самому себе и окружающему. На втором и третьем местах находятся соответственно интеллектуальный и сенсомоторный  компоненты, характеризующие наличный уровень способностей индивида к  деятельности. Наконец, четвертое место  в иерархии занимает физиологический  компонент, информирующий о функциональных резервах и «цене» предстоящего состояния  и правильном соотношении его  со структурой предстоящей деятельности. В связи с вышеизложенным о возможности прогнозирования функциональных (стрессовых) состояний, нами высказана гипотеза о том, что интимные механизмы психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости и прогностические признаки его зависят от исходного функционального состояния организма и заложены в нем.


Информация о работе Диагностика и прогнозирование состояний