Животный мир азиатской пустыни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Животный мир среднеазиатских пустынь богат и своеобразен, но, чтобы оценить это в полной мере, надо оказаться в пустынях весной, когда животные наиболее активны. Тогда над пустыней звенят голоса жаворонков, в кустах вдоль долин рек мелькают пустынные воробьи и розовые скворцы, проносятся в воздухе сверкающие яркими, тропическими красками зеленые и золотистые щурки. По барханам снуют сотни ящериц, кипит жизнь на колониях самых многочисленных грызунов пустыни — песчанок.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Животный мир среднеазиатских пустынь богат и своеобразен.docx

— 19.08 Кб (Скачать документ)

Животный мир  среднеазиатских пустынь богат  и своеобразен, но, чтобы оценить  это в полной мере, надо оказаться  в пустынях весной, когда животные наиболее активны. Тогда над пустыней звенят голоса жаворонков, в кустах вдоль долин рек мелькают пустынные  воробьи и розовые скворцы, проносятся в воздухе сверкающие яркими, тропическими красками зеленые и золотистые щурки. По барханам снуют сотни ящериц, кипит жизнь на колониях самых многочисленных грызунов пустыни — песчанок. 
  
С наступлением летней жары пустыня замирает. Многие животные переходят на ночной образ жизни, и только причудливая вязь следов на песке выдает их присутствие. Но ночью в свете фар едущего по пустыне автомобиля можно заметить то яркие, как угольки, глаза ночных ящериц — сцинковых гекконов, то тушканчиков, мячиками скачущих по барханам, то деловито спешащих по своим делам ушастых ежей. С наступлением зимних холодов многие птицы откочевывают на юг, пресмыкающиеся и часть грызунов погружаются в спячку, а те из них, кто остался бодрствовать, выходят из нор только в самую хорошую погоду. 
  
Одна из самых характерных птиц среднеазиатских пустынь — саксаульная сойка, которая нигде в мире, кроме этих пустынь, больше не встречается. Это птица размером с дрозда, сверху пепельно-серая, с розоватым брюшком, черной манишкой и иссиня-черным хвостом. Летает саксаульная сойка плохо и неохотно, зато по земле бегает замечательно. Движения ее такие плавные и стремительные, что местное население называет эту птицу «жорга» — «иноходец». Питается она всевозможными насекомыми и их личинками, которых выкапывает из песка, паукообразными, мелкими ящерицами, семенами трав. Если пищи много, саксаульная сойка устраивает кладовые в песке или в трещинах стволов саксаула. Саксаульные сойки даже на зиму не откочевывают на юг, и присутствие этих подвижных, нарядных птиц и их негромкие звенящие голоса очень оживляют ландшафты среднеазиатских пустынь, особенно в те сезоны, когда жизнь в пустынях замирает. 
  
Еще в конце XIX — начале XX в. одним из наиболее массовых и заметных животных в пустынях были грациозные газели — джейраны. Путешествуя по пустыне, можно было за день увидеть несколько сотен этих животных. Джейраны могут месяцами обходиться без водопоя, а в самое жаркое время года довольствуются даже соленой водой. Однако выпас скота лишил джейранов их привычных пастбищ, и численность животных начала быстро сокращаться. Способствовала этому и не ограниченная никакими законами охота. Особенно тяжело пришлось джейранам, когда охотники с лошадей пересели на обладающие хорошей проходимостью автомобили. Хищнические охоты с автотранспорта привели к тому, что джейраны в пустынях стали очень редки. Чтобы спасти животных от полного исчезновения и восстановить их численность, в 1977 г. в Кызылкуме был создан специальный питомник. Для этого большой участок пустыни обнесли изгородью и выпустили туда несколько десятков отловленных в природе и выкормленных людьми молодых джейранов. Новоселы быстро освоились в питомнике, а уже год спустя дали первый приплод. Оказалось, что джейраны довольно плодовиты: самки становятся половозрелыми уже в возрасте одного года и ежегодно приносят по два, а иногда и по три детеныша. Очень скоро численность искусственного стада возросла в несколько раз, и джейранов стали выпускать на волю. Так джейраны получили шанс выжить. 
  
Едва не разделили участь джейранов очень древние представители фауны Евразии — антилопы сайгаки. На вид эти дожившие до наших дней современники мамонтов неуклюжи и нескладны. У сайгаков удлиненное туловище, довольно короткие ноги, низко посаженная шея. Но самая примечательная особенность сайгаков — это их огромные горбатые носы. Таких носов нет больше ни у одной антилопы в мире! Массивный нос сайгака выступает далеко вперед за нижнюю челюсть, кончик его раздвоен и очень подвижен, напоминает хобот. Очень большая носовая полость покрыта множеством волосков, обильно смоченных слизью. В этой полости вдыхаемый воздух очищается от пыли, а зимой согревается. Такие носы совершенно необходимы сайгакам, потому что они живут большими стадами, и при беге им поневоле приходится дышать очень запыленным воздухом. 
  
Под неказистой внешностью скрывается одно из самых быстроногих и выносливых животных на Земле. На коротких дистанциях сайгаки способны развивать скорость до 75—80 км/ч! Они легко переносят 40градусную жару, а на зиму обрастают длинной теплой шерстью, которая защищает их от 40градусных морозов. 
  
В отличие от джейранов, круглый год обитающих в пустынях, сайгаки большую часть года проводят в примыкающих к пустыням районах полупустынь и степей. Стада их перемещаются в пустынные районы в зимнее время, когда степные пастбища укрывает снежный покров. 
  
Сейчас в это трудно поверить, но еще в XVII столетии стада сайгаков можно было встретить от Карпат до восточных окраин центрально-азиатских степей и пустынь. А в 1849 г. М. Житков писал: «Это животное ходит такими многочисленными стадами, что покрывает все пространство, какое человек в состоянии окинуть взглядом». Но последние 200—300 лет судьба была неблагосклонна к сайгакам. Человек осваивал все новые пространства, и стада домашнего скота вытесняли антилоп из обжитых районов. Все больше совершенствовались и способы охоты на сайгаков, причем добывали их в огромных количествах даже не из-за мяса, а ради рогов, которые издавна применялись в тибетской и китайской медицине. В результате к началу XX в. сохранились только небольшие разрозненные стада сайгаков, чудом уцелевшие в засушливых районах Азии и в Прикаспийской низменности. В довершение несчастья, одна за другой следовали холодные многоснежные зимы. Днем снег подтаивал, и на его поверхности образовывалась прочная ледяная корка, так что сайгаки не могли добраться до травы и погибали от голода. По мнению большинства зоологов, этот вид был обречен на полное вымирание в природе, несмотря на то что охота на него в России была полностью запрещена. 
  
Но случилось чудо: сайгаки выжили, и 30—40 лет спустя численность их стала расти, так что сейчас они довольно обычны в степях Казахстана и Калмыкии, а зимой, как и прежде, их можно встретить в пустынях. 
  
Что послужило причиной увеличения численности сайгаков, до сих пор не вполне понятно. Одной из основных причин этого ученые считают исчезновение кожного овода, паразитировавшего на сайгаках. Эта муха откладывала под шкуру антилоп яйца, из которых выводились личинки, причинявшие страшные страдания животным и нередко приводившие их к гибели. Сокращение численности сайгаков лишило оводов возможности размножаться, и они полностью вымерли. 
  
В Каракумах, на территории Бадхызского заповедника, обитает несколько сотен куланов. Куланы похожи на стройных, высоконогих ослов песчано-желтого цвета, но зоологи считают, что куланы — это скорее примитивные лошади, чем ослы. Куланы кормятся разнообразными травянистыми растениями. Весной и в начале лета, когда травы достаточно сочны, эти животные могут вообще не пить, но, когда растения высыхают, куланы перекочевывают поближе к водопоям. 
  
Куланы — очень быстрые и выносливые животные. Русский путешественник М. Леваневский писал: «Легкости и быстроте бега кулана нужно поражаться. Он как бы шутя, играя, удаляется от преследующего охотника. Как ни скачи за ним, какой быстроты ни будь под седоком лошадь, а расстояние между ним и убегающим куланом остается одно и то же. Но вот, видимо, своенравному животному надоело видеть за собой назойливую погоню — он на минуту останавливается, как бы с удивлением оглядывается назад, затем, ударив себя хвостом по одному, другому боку, вскидывает задними ногами, еще минута — и перед удивленным человеком облако пыли на далеком горизонте показывает направление, по которому унеслось благородное животное».


Информация о работе Животный мир азиатской пустыни