Вирхов Рудольф Людвиг Карл - вклад в биологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:17, доклад

Краткое описание

Вирхов Рудольф Людвиг Карл родился 13 октября 1821 в Шифельбейне в небогатой купеческой семье. (Померания; ныне Свидвин в Польше). Начальное образование получил в семье и в частных школах. В возрасте 14 лет поступил в четвертый класс гимназии в Кешлине. В школе он был первым по успеваемости в классе, но последним по поведению. В 1839 поступил в Берлинский университет, выбрав при этом тему сочинения «Жизнь, исполненная труда и борьбы, есть не иго, но благословение». В 1843 защитил докторскую диссертацию, в том же году поступил на работу в клинику Шарите в Берлине.

Содержание

Биография.
Деятельность.
Основатель «Целлюлярной теории».

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия биология.docx

— 19.20 Кб (Скачать документ)

Сообщение

На  тему:

  «Вирхов Рудольф Людвиг Карл вклад в биологию»

План:

  1. Биография.
  2. Деятельность.
  3. Основатель «Целлюлярной теории».

 

Вирхов Рудольф Людвиг Карл родился 13 октября 1821 в Шифельбейне в небогатой купеческой семье. (Померания; ныне Свидвин в Польше). Начальное образование получил в семье и в частных школах. В возрасте 14 лет поступил в четвертый класс гимназии в Кешлине. В школе он был первым по успеваемости в классе, но последним по поведению. В 1839 поступил в Берлинский университет, выбрав при этом тему сочинения «Жизнь, исполненная труда и борьбы, есть не иго, но благословение». В 1843 защитил докторскую диссертацию, в том же году поступил на работу в клинику Шарите в Берлине. С первых же дней доктор Вирхов с большим энтузиазмом взялся за изучение клеточных материалов, он сутками не отходил от микроскопа. Работа грозила ему слепотой. В результате такой самоотверженной работы он обнаружил в 1846 году клетки глии, из которых состоит мозг.

Непопулярными персонажами мозга  оказались клетки глии. Не повезло же им потому, что только через работу нейрона традиционно объясняли все способности мозга, и все методики были нацелены и приспособлены к нейрону — подслушивание его импульсивной речи и выделение медиаторов, выслеживание приводящих путей и регуляция периферических органов. Глия же лишена всего этого. И поэтому, когда Р. Галамбос предположил, что глиальные клетки, а не нейроны составляют основу сложнейших способностей мозга: приобретенного поведения, обучения, памяти, его мысль показалась совершенно фантастической, и всерьез ее никто из ученых не принял. Рудольф Вирхов счел глию опорным скелетом и «клеточным цементом», поддерживающим и скрепляющим нервную ткань (отсюда и название: в переводе с древнегреческого «глион» — клей).

Получив в 1847 году звание приват-доцента, Вихров ушел с головой в патологическую анатомию: занялся выяснением тех  изменений, которые происходят в  материальном субстрате при различных  болезнях. Он дал несравненные описания микроскопической картины разных больных  тканей и побывал со своей линзой в каждом грязнейшем закоулке двадцати шести тысяч трупов. Вирхова, плодовитейшего ученого, опубликовавшего тысячу трудов на самые разные медицинские темы, избирают в этом же году членом Берлинской Академии наук.

Вместе с Рейхардтом в 1847 году Вирхов основал журнал «Архив патологической анатомии, физиологии и клинической медицины», известный под названием «Вирховского архива», в котором он печатал свои работы. Этот журнал продолжает издаваться и поныне.

во время буржуазной революции 1848 г. он сражался на баррикадах. За участие в ней он был уволен в Берлине, но принят профессором анатомии в более либеральный Вюрцбург (Бавария). Удаленный этой ситуацией из политики, он погрузился в науку. Уже в 1849 г. он создал концепцию клеточной патологии. В 1850 г. вышла его знаменитая книга «Клеточная патология на основе гистологии». В 1856 г. он вернулся в Берлин как профессор и директор университетского Института патологии. Король махнул рукой: «Пусть остается демократом для своих трупов». Вирхов подвизался в городском совете. Его заботами в Берлине была введена канализация. С 1880 по 1893 г. он был депутатом парламента от прогрессистов (радикальных либералов) как один из их лидеров и достаточно резко выступал против политики Бисмарка. Бисмарк даже вызвал его на дуэль, но Вирхов отказался от этого старорежимного способа решения споров. Позже, однако, он заключил альянс с Бисмарком против католической церкви: Бисмарк соревновался с Римом за власть в католической части Германии, Вирхов же был против церкви как ученый-естественник и даже изобрел для этого антицерковного движения название Kulturkamf (борьба за культуру).

Конечно, это был до мозга костей естествоиспытатель и позитивист. Это  вело его как к прогрессивному мышлению, так и к реакционным  взглядам; так, он был против женской эмансипации: он приравнивал женщин по функциям к самкам животных. Отношение его к религии было скептическим. Он шутил, что при вскрытии трупов ни разу не обнаружил души. Впрочем, в трупе ее ведь и не должно быть даже с религиозной точки зрения.

Интенсивно занимался Вирхов физической антропологией, что ему было близко как анатому, коллекционировал и  охотно измерял черепа. Но занимался  он и первобытной археологией  в тесной связи с антропологией  — физической и культурной, т.е. с  этнологией. Эти науки были объединены в названии основанного им общества и журнала. Он говорил, что преисторию надо развивать естественнонаучными  методами. Для него первобытная археология была естественнонаучной дисциплиной. В 1884 г. он заявлял так: «Не обходится  без трудностей перевод естественнонаучного  метода в поприще, где в течение  тысячелетий почти исключительно  проводились классические штудии, которыми занимались в известной мере филологи, частично историки… Филологи не были так уж расположены к нам, а историки немногим больше…» . Вирхов и его первобытная археология болезненно ощущали конкуренцию классической археологии, раньше развившейся и тесно связанной с двором, соперничество за общественное внимание и фонды. В 1886 г. он саркастически рассказывал своим единомышленникам о конгрессе археологов, на котором преобладали античники: «Тут появились мы, худородные антропологи, как незваные гости на паркете классической археологии»

Профессор Вирхов обобщил в 1855 году свои научные взгляды и изложил  их в своем журнале в статье под названием «Целлюлярная патология». В 1858 году его теория выходит отдельной книгой (2 тома) под названием «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии». Тогда же были изданы его систематизированные лекции, в которых впервые в определенном порядке была дана характеристика всех основных патологических процессов под новым углом зрения, введена новая терминология для ряда процессов, сохранившаяся и до сего времени («тромбоз», «эмболия», «амилоидное перерождение», «лейкемия» и др.). Книга эта, оказавшая огромное влияние на дальнейшее развитие медицины, была немедленно переведена почти на все языки мира; в России первое издание «Целлюлярной патологии» вышло в 1859 году. С тех пор она регулярно переиздавалась почти во всех странах и в течение десятков лет была основой для теоретического мышления многих поколений врачей.

 

Целлюлярная патология Вирхова  оказала огромное влияние на дальнейшее развитие медицины; согласно теории целлюлярной  патологии, патологический процесс  — сумма нарушений жизнедеятельности  отдельных клеток. Вирхов описал патоморфологию и объяснил патогенез основных общепатологических процессов. Целлюлярная патология представляет широкую теоретическую систему, охватывающую все основные стороны жизнедеятельности организма в нормальных и патологических условиях.

В общих представлениях о сложных  организмах Вирхов исходил из сформировавшегося  в то время учения о клеточном  строении организмов. По Вирхову, клетка является единственным носителем жизни, организмом, снабженным всем необходимым  для самостоятельного существования. Вирхов утверждал, что «клеточка  действительно представляет последний  морфологический элемент всего  живого» и что «настоящая деятельность все же исходит от клеточки как  целого, и деятельна клеточка только до тех пор, пока она действительно  представляет самостоятельный и  цельный элемент». Он утвердил преемственность  образования клеток в своей, ставшей  знаменитой формуле: «всякая клетка из клетки».

Профессор Вирхов разрушил существовавшие до него мистические представления  о природе болезней и показал, что болезнь — это тоже проявление жизни, но протекающее в условиях нарушенной жизнедеятельности организма, то есть перекинул мост между физиологией  и патологией. Вирхову принадлежит  самое краткое из известных определений  болезни, как «жизни при ненормальных условиях». В соответствии с его  общими представлениями, материальным субстратом болезни он сделал клетку: «Клетка — осязаемый субстрат патологической физиологии, она —  краеугольный камень в твердыне научной  медицины». «Все наши патологические сведения необходимо строже локализовать, свести по изменению в элементарных частях тканей, в клеточках».Общетеоретические взгляды Вирхова встретили ряд возражений

Великий ученый и общественный деятель  Рудольф Вирхов скончался 5 сентября 1902 года.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. М., 1956
  2. http://murzim.ru/nauka/biologiya/citologija/24440-kletochnaya-teoriya.html
  3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54472
  4. http://bio.freehostia.com
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Вирхов Рудольф Людвиг Карл - вклад в биологию