Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа
Все живые существа состоят из клеток – окруженных мембраной полостей, запол-ненных концентрированным водным раствором химических веществ. Простейшие формы жизни – это одиночные клетки, размножающиеся делением. В более высокоразвитых организмах специализированные функции осуществляют группы клеток, связанные между собой.
Существующие ныне биологические молекулы позволяют судить об эволюцион-ном пути, демонстрируя фундаментальное сходство между наиболее далекими живыми организмами и клетками и выявляя некоторые различия между ними.
Таким образом, клетка обладает тонкой и весьма сложной организацией. Обширная сеть цитоплазматических мембран и мембранный принцип строения органоидов позволяют разграничить множество одновременно протекающих в клетке химических реакций. Каждое из внутриклеточных образований имеет свою структуру и специфическую функцию, но только при их взаимодействии возможна гармоничная жизнедеятельность клетки. На основе такого взаимодействия вещества из окружающей среды поступают в клетку, а отработанные продукты выводятся из нее во внешнюю среду – так совершается обмен веществ. Совершенство структурной организации клетки могло возникнуть только в результате длительной биологической эволюции, в процессе которой выполняемые ею функции постепенно усложнялись.
Простейшие
одноклеточные формы
Помимо
организмов с типичной клеточной организацией
(эукариотические клетки) существуют относительно
простые, доядерные, или прокариотические,
клетки – бактерии и синезеленые, у которых
отсутствуют оформленное ядро, окруженное
ядерной мембраной, и высокоспециализированные
внутриклеточные органоиды. Особую форму
организации живого представляют вирусы
и бактериофаги (фаги). Их строение крайне
упрощено: они состоят из ДНК (либо РНК)
и белкового футляра. Свои функции обмена
веществ и размножения вирусы и фаги осуществляют
только внутри клеток другого организма:
вирусы – внутри клеток растений и животных,
фаги – в бактериальных клетках как паразиты
на, генетическом уровне.
К
прокариотам относят бактерии и
сине-зелёные водоросли (цианеи). Наследственный
аппарат прокариот представлен одной
кольцевой молекулой ДНК, не образующей
связей с белками и содержащей по одной
копии каждого гена гаплоидные организмы.
В цитоплазме имеется большое количество
мелких рибосом; отсутствуют или слабо
выражены внутренние мембраны. Ферменты
пластического обмена расположены диффузно.
Аппарат Гольджи представлен отдельными
пузырьками. Ферментные системы энергетического
обмена упорядоченно расположены на внутренней
поверхности наружной цитоплазматической
мембраны. Снаружи клетка окружена толстой
клеточной стенкой. Многие прокариоты
способны к спорообразованию в неблагоприятных
условиях существования; при этом выделяется
небольшой участок цитоплазмы содержащий
ДНК, и окружается толстой многослойной
капсулой. Процессы метаболизма внутри
споры практически прекращаются. Попадая
в благоприятные условия, спора преобразуется
в активную клеточную форму. Размножение
прокариот происходит простым делением
надвое. Средняя величина прокариотических
клеток 5 мкм. У них нет никаких внутренних
мембран, кроме впячиваний плазматической
мембраны. Пласты отсутствуют. Вместо
клеточного ядра имеется его эквивалент
(нуклеоид), лишенный оболочки и состоящий
из одной молекулы ДНК. Кроме того бактерии
могут содержать ДНК в форме крошечных
плазмид, сходных с внеядерными ДНК эукариот.
РИС.
2
В прокариотических клетках, способных к фотосинтезу (сине-зеленые водоросли, зеленые и пурпурные бактерии) имеются различно структурированные крупные впячивания мембраны – тилакоиды, по своей функции соответствующие пластидам эукариот. Эти же тилакоиды или – в бесцветных клетках – более мелкие впячивания мембраны (иногда и сама плазматическая мембрана) в функциональном отношении заменяют митохондрии. Другие, сложно дифференцированные впячивания мембраны, называют мезасомами; их функция не ясна.
Только
некоторые органеллы прокариотической
клетки гомологичны соответствующим органеллам
эукариот. Для прокариот характерно наличие
муреинового мешка – механически прочного
элемента клеточной стенки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, можно провести сравнение
представлений об эукариотической
и прокариотической клетках (таблица 1)
таблица 1
Признаки | Прокариоты | Эукариоты |
ЯДЕРНАЯ МЕМБРАНА | Отсутствует | Имеется |
ПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА | Имеется | Имеется |
|МИТОХОНДРИИ | Отсутствуют | Имеются |
ЭПС | Отсутствует | Имеется |
РИБОСОМЫ | Имеются | Имеются |
ВАКУОЛИ | Отсутствуют | Имеются (особенно характерны для растений) |
ЛИЗОСОМЫ | Отсутствуют | Имеются |
КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА | Имеется, состоит из сложного гетерополимерного вещества | Отсутствует в животных клетках, в растительных состоит из целлюлозы |
КАПСУЛА | Если имеется, то состоит из соединений белка и сахара | Отсутствует |
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ | Отсутствует | Имеется |
ДЕЛЕНИЕ | Простое | Митоз, амитоз, мейоз |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день известно более 2-х тысяч ферментов, и количество их продолжает увеличиваться. Все ферменты относятся к глобулярным белкам, причем каждый фермент выполняет специфическую функцию, связанную с присущей ему глобулярной структурой. В любой клетке процесс расщепления или синтеза вещества, как правило, состоит из нескольких этапов или химических операций.
Каждую операцию в клетках организма выполняет отдельный фермент. Группы таких ферментов составляют своего рода биохимический конвейер. Кроме того каждый фермент представляет собой своеобразную молекулярную машину. Фермент узнает свой субстрат, присоединяет его и ускоряет его превращение благодаря определенной пространственной структуре молекулы ферментного белка и определенному расположению аминокислот в этом белке.
Еще одним важным свойством фермента является то, что он способен количественно определять продукт на выходе (после переработки с помощью фермента), и в соответствии с полученной информацией тормозить (если такого продукта слишком много), или наоборот, усиливать действие начального фермента (если продукта мало). Это обратные связи, которые обеспечивают саморегуляцию. Так регулируется большинство биохимических процессов.
Современные классификация и номенклатура ферментов были разработаны Комиссией по ферментам Международного биохимического союза и утверждены на V Международном биохимическом конгрессе в 1961 г. в Москве.
Необходимость систематики номенклатуры диктовалась прежде всего стремительным ростом числа вновь открываемых ферментов, которым разные исследователи присваивали названия по своему усмотрению. Более того, одному и тому же ферменту часто давали два или несколько названий, что вносило путаницу в номенклатуру. Некоторые названия ферментов вообще не отражали тип катализируемой реакции, а при наименовании фермента исходили из названия субстрата, на который действует фермент, с добавлением окончания -аза: в частности, амилазы (ферменты, гидролизирующие углеводы), липазы (действующие на липиды), протеиназы (гидролизирующие белки) и т.д.
До 1961 г. не было и единой классификации ферментов. Трудности заключались в том, что разные исследователи за основу классификации ферментов брали различные принципы. Комиссией были рассмотрены 3 принципа, которые могли служить основой для классификации ферментов и их обозначения. Первый принцип – химическая природа фермента, т.е. принадлежность к флавопротеинам, гемопротеинам, металлопротеинам и т. д. Однако этот принцип не мог служить общей основой для классификации, так как только для небольшого числа ферментов известны простетические группы, доступные идентификации и прямому определению. Второй принцип – химическая природа субстрата, на который действует фермент. По этому принципу трудно классифицировать фермент, так как в качестве субстрата могут служить разнообразные соединения внутри определенного класса веществ (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты) и бесчисленное множество промежуточных продуктов обмена. В основу принятой классификации положен третий принцип – тип катализируемой реакции, который является специфичным для действия любого фермента. Этот принцип логично использовать в качестве основы для классификации и номенклатуры ферментов.
Таким
образом, тип катализируемой химической реакции в сочетании с названием субстрата
(субстратов) служит основой для
систематического наименования ферментов.
Согласно Международной классификации, ферменты делят на шесть главных классов, в каждом из которых несколько подклассов: 1) оксидоредуктазы; 2) трансферазы; 3) гидролазы; 4) лиазы; 5) изомеразы; 6) лигазы (синтетазы) (таблица 2).
таблица 2
Оксидоредуктазы. К классу оксидоредуктаз относят ферменты, катализирующие с участием двух субстратов окислительно-восстановительные реакции, лежащие в основе биологического окисления. Систематические названия их составляют по форме «донор: акцептор оксидоредуктаза». Например, лактат: НАД+ оксидоредуктаза для лактатдегидрогеназы (ЛДГ).
Различают следующие основные оксидоредуктазы: аэробные дегидро-геназы или оксидазы, катализирующие перенос протонов (электронов) непосредственно на кислород; анаэробные дегидрогеназы, ускоряющие перенос протонов (электронов) на промежуточный субстрат, но не на кислород; цитохромы, катализирующие перенос только электронов. К этому классу относят также гемсодержащие ферменты каталазу и пероксидазу, катализирующие реакции с участием перекиси водорода.
Информация о работе Строение эукариотической и прокариотической клеток