Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:54, доклад
Статистика такова – 1 ребенок из 100 – ребенок с аутизмом и эта цифра с каждым годом становится все более угрожающей. На 1 девочку приходится 4 мальчика с аутизмом. Если начинать специальные занятия с детьми в 2-3 года, у них есть шанс в 60 процентов на успешную социализацию. Если в 4-5 лет это уже только 30 процентов и почти не остается шансов после 6 лет.
Статистика такова – 1 ребенок из 100 – ребенок с аутизмом и эта цифра с каждым годом становится все более угрожающей. На 1 девочку приходится 4 мальчика с аутизмом. Если начинать специальные занятия с детьми в 2-3 года, у них есть шанс в 60 процентов на успешную социализацию. Если в 4-5 лет это уже только 30 процентов и почти не остается шансов после 6 лет.
Летний пляж. Много семей с детьми. Среди них выделяется красивый отец с малышом «ангелочком» - толстым, кудрявым бутузом. На вид мальчику года 3, но речи нет, он руководит папой исключительно в ручном режиме – беря за руку, и ведя туда, куда хочет. Если что-то не так, начинает кричать, мычать и топать ногами, легко впадает в истерику. Наблюдаю за ними часа два. Речи нет. Оказываемся с сыном на той же горке, что и мальчик. Спрашиваю у папы, сколько лет мальчику - 3.2 года. А были ли вы у логопеда, психолога? А зачем, у нас в семье были случаи, поздно начинали говорить. Вручаю визитку центра, рассказываю, что это проблема и надо действовать, но вижу, что все напрасно. Не пойдут они ни куда.
Все мы люди, все мы боимся проблем. Все мы стараемся отодвинуть их признание далеко- далеко. Но время неумолимо. А время наших детей просто драгоценно. Они за первые 6 лет проживают просто эпоху – эпоху своего развития!!! За первый год – овладение телом, таким непослушным после рождения, неспособным даже самостоятельно перевернуться… Горизонтальный мир. Незнакомые образы – которые становятся лицами родных людей. Потом, ребенок, все больше и больше стремится в наш мир вертикальной ходьбы. Его мир расширяется от колыбели до комнаты и двора. И надо – надо взаимодействовать со всем этим, надо овладевать речью. К году появляются первые слова, ко второму в норме запас должен быть 300-400 слов, к трем ребенок уже сам изобретает новые слова… Начинается эра почемучек… Но это норма – усредненное значение. Каждый из нас проходил ее по-своему.
Еврейский мальчик Нейт Цеглин страдает нервным недугом — легкой степенью аутизма, синдромом Аспергера. Как и многие другие аутисты, парень (ему 17) плохо общается с людьми, зато очень талантлив. Школьный учитель стучит на семью, которая «неправильно» лечит сына. Итог? Нет, не детдом. На этот раз поместили в стационар для умственно больных...
Во имя детей
Но все чаще появляются «странные» дети (чаще мальчики) – они не тянутся ручками к маме, не улыбаются родителям, могут ночами напролет кричать и не спать сутками, а могут просто быть безучастными ко всему. Эти дети могут быть привязаны к маме на столько, что ее отсутствие вызывает у них болезнь, но при этом не замечать остальных людей. Они могут часами раскачиваться из стороны в сторону или ловить у окошка солнечных зайчиков. Могут есть только одну пищу, отказываясь пробовать все новое.
Играя, они строят башенки из консервных банок, расставляют машинки длинными рядами, сортируя их по цвету и размеру. Но при этом у них отсутствует фантазия и ролевая игра. Они не катают кота в машине и не сажают кукол за стол на чаепитие… Они немного «странные» эти дети, чуть-чуть…
И мы принимаем эту странность как данность. Ну и что, что в два он не говорит? Это же мальчик, успокаиваем мы себя, и в три он не говорит – а дядя у него заговорил в 6 и теперь директор фабрики… Мы не хотим признавать проблему, когда малыш из дня в день хочет ходить только одним маршрутом и впадает в истерику, если мы повернули не там. Ему просто так нравится, говорим мы себе, что тут такого… Мифы и суеверия, тетушки во дворе и родные нам люди, говорящие, что мы даром беспокоимся, все служит для одного – прикрыть наш страх – а вдруг, с моим ребенком не все так уж и хорошо, а вдруг это ПРОБЛЕМА!!! При этом мы не понимаем лишь одного – мы теряем драгоценность, которую не вернуть никогда – это ВРЕМЯ!!! Часы и минуты, которые утекают из жизни «странного» ребенка, мгновения которые уносят возможности помочь ему!
Увы, когда наступит час идти в школу, а ребенок, все так же не говорит, и его не терпят в детском саду, а мама дома уже просто не знает, что ей делать с его странностями и кидается искать волшебную таблетку, шансов практически не остается. Путь, который ребенок должен был пройти за первые 6 лет, не пройден. И впереди годы инвалидности и тяжелой социализации.
К нам в центр "Дети Радуги" регулярно приводят детей которым 5-6 лет, со словами – Нам скоро в школу, помогите, мы не понимаем что делать. И я смотрю на ребят и думаю – господа родители, ну где же вы были все эти годы. Где были участковые врачи педиатры, которые не смогли дать вам совет и послать к специалисту. Почему подобно страусам, вы «прятали голову в песок» и не признавали проблемы. При этом не играет роли социальный статус родителей – боятся все – учителя, врачи, продавцы, с образованием и без. Увы, у ребят в этом возрасте, практически не остается шансов сравняться с остальными детьми. Мы можем лишь попытаться сделать то, с чем наверное легко справились бы, если бы занятия начались на три года раньше.
Статистика такова – 1 ребенок из 100 – ребенок с аутизмом и эта цифра с каждым годом становится все более угрожающей.
На 1 девочку приходится 4 мальчика с аутизмом.
Мозг аутиста изначально «работает по-другому», какие бы результаты ни показывало тестирование IQ. Аутистам чрезвычайно трудно улавливать при общении не только нюансы вроде иронических намёков или игры интонаций, но и явные невербальные сигналы (поза, мимика, жесты и т.п.). Поэтому они почти не ориентируются в социальной обстановке; контекст и подтекст коммуникационной ситуации для них чаще всего недоступны. Аутистка Темпл Грандин однажды сказала, что чувствует себя в подобных случаях словно антрополог на Марсе. Это, кстати, не помешало ей стать профессором зоологии.
Антропологи с Марса
Если начинать специальные занятия с детьми в 2-3 года, у них есть шанс в 60 процентов на успешную социализацию. Если в 4-5 лет это уже только 30 процентов и почти не остается шансов после 6 лет.
Вот, что должно вас насторожить!
— ребенок не смотрит в глаза;
— говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
— все время повторяет слова, фразы;
— ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
— не произносит слова, мычит;
— не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
— ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
— трясет головой, руками, раскачивается;
— ходит на носочках;
— грызет пальцы, руки;
— бьет себя по лицу;
— у ребенка истерики, приступы агрессии;
— боится незнакомых/ чужих;
— пугается звуков, вздрагивает;
— боится света, все время выключает его.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
— Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
— Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
— Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту.
Поэтому, я очень прошу всех кто, прочтет эту статью, если вы родитель маленького ребенка - читайте нормы развития, наблюдайте за своими детьми и не стесняйтесь обращаться к специалистам – логопеду, психологу, психиатру. И даже если один логопед сказал, что все в порядке, а вы таки сомневаетесь – найдите лучшего врача и покажитесь ему. В ваших руках главное бесценное время. Не бойтесь клейма больного ребенка, бойтесь упустить шанс для него!!!! Если вы замечаете проблемы у детей знакомых, друзей, соседей - не стесняйтесь сказать им об этом в мягкой форме, попытайтесь убедить. Не слушайте бабушек на скамейке у подъезда, что все это норма! Не будьте страусами!!!