Природные ресурсы, как лимитирующий фактор выживания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:32, реферат

Краткое описание

В самом общем виде, применительно к человеку: «Ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний».
Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, например, эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение – удовлетворять материальные потребности, т. е. создание материальных благ, материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ОБЖД_Ресурсы.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

Ряд видных ученых, к числу которых, безусловно, можно отнести Джея Форрестера и Денниса Медоуза, активно стали сотрудничать с Печчеи. Выступив в качестве эксперта Римского клуба, Форрестер создал модель развития человечества в его взаимоотношениях с биосферой, заложив в его основу такие параметры, как численность населения планеты, уровень загрязнения, динамику промышленного производства и строительства. Обобщая данные за период с 1900 по 1970 гг., Форрестер на основании моделирования делал вывод о том, что мировую экономику к 2050 году ждет коллапс, не сравнимый по своему масштабу с самыми  тяжелыми хозяйственными кризисами прошлого.

К аналогичным выводам приходит и Д.Медоуз, с той лишь разницей, что глобальное и необратимое разрушение социально-экономических систем будет наблюдаться на четверть века раньше.

В 1972 году Медоуз в рамках Римского клуба выступил с докладом под названием «Пределы роста», в котором прогнозировал катастрофическую развязку принятой человечеством модели освоения природных ресурсов и освоения земель при учете роста численности населения. Ориентировочным сроком распада современной цивилизации назывался 2025 год.

Концепции, выдвигаемые Форрестером, Медоузом и некоторыми другими экономистами-катастрофистами являются, по своей сути, продолжением мальтузианства. Конечно, современные неомальтузианцы представляют научному миру и общественности более сложные экономические и демографические модели, чем это делал сам Томас Мальтус, ограничивавшийся формулами арифметической и геометрической прогрессии.

Предложения неомальтузианцев по снижению темпов экономического роста и даже поддержанию «нулевого роста» большинство коллег подвергло критике и остракизму. Аргументация противоположной стороны концентрировалась возле следующих тезисов:

а) экономический рост и накопление богатств поможет лучше финансировать природоохранные мероприятия; со временем рост стимулирует разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

б) современное демократическое общество самопроизвольно включает механизмы ограничения рождаемости. Теперь в развитых странах женщины редко рожают по 5-7 детей (хотя полвека назад это было нормой), так как сами делают карьеру и имеют равные с мужчинами права;

в) безотходные и экологически чистые технологии будут все больше востребованы рынком. С уходом старых технологических укладов будут отмирать и «грязные» методы добычи полезных ископаемых, ужесточатся меры государственного регулирования по защите окружающей среды.

Возможно, что в начале XXI века разработки неомальтузианцев выглядят несколько алармистскими. Но то, что эти труды вызвали широкий общественный резонанс и привели к ряду действенных мер, это непреложный факт. В частности, в конце концов был подписан Киотский договор, регулирующий квоты на выброс парниковых газов и создающий предпосылки для купли-продажи этих квот. Индия и Китай стали мерами государственного принуждения и регулирования ограничивать рождаемость. Стало также очевидным фактом изменение климата и исчезновение многих видов животных и растений.

Мы можем также констатировать, что труды ученых-неомальтузианцев стали дополнительным активатором в становлении такой политической и экономической силы, как партии зеленых, которые образовались ныне по всему миру.

Основными теоретическими положениями зеленых стали следующие принципы:

- окружающая нас природа (или, по В.Вернадскому, ноосфера) – живой организм, реагирующий на все стороны человеческой деятельности, полноценный участник экономических и социально-политических процессов нашего общества;

- вода, земля, воздух, недра – общее богатство, которое определяют качество жизни людей;

- на основе бережного отношения к природе должны строиться все промышленные технологии и экономические отношения;

- не может быть благополучной экономики на базе разрушительных и «грязных» технологий. Рыночные отношения не должны строиться на потреблении невоспроизводимых ресурсов, а все природоохранные мероприятия должны находиться под контролем государства, международного права и общественных организаций;

- экология – это устав, по которому строится порядок в семье, экономике и государстве.

 

4. Корнукопианство и пирамида энергетических потребностей общества

 

Корнукопианцы, напротив верят в дальнейший технологический прогресс и считают, что на Земле достаточно ресурсов, чтобы обеспечить безбедное существование растущей численности населения, которая, кстати сказать, по обновленным (2012 г.) прогнозам ООН, в 2062 г. благополучно перевалит за 10 миллиардов человек.

Термин «корнукопианство» происходит от лат. cornu copiae, т.е. «рог изобилия», олицетворяющий изобилие, нескончаемое блаженство, плодородие, собранные плоды земли. Ключевые идеи теории «рога изобилия», были сформулированы Дж. Л. Саймоном в книге «Люди как уникальный ресурс». Опираясь на экономический закон спроса и предложения, Дж. Саймон утверждает, что большее потребление связано с ростом численности населения, которая усиливает дефицит и вызывает рост цен, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Более высокие цены стимулируют изобретателей и предпринимателей искать новые пути для удовлетворения дефицита. В итоге появляются технологические инновации, которые решают возникшие ранее проблемы на качественно новом уровне. Поскольку население растет, запасы полезных знаний также растут.

Сторонники теории «рога изобилия» считают, что развитие человечества и технологический прогресс обусловлены не количеством исчерпаемых природных ресурсов, но:

- количеством людей, потребляющих и производящих товары, знания, технологии;

- общим уровнем благосостояния населения.

Теория «рога изобилия» подвергается резкой критике со стороны антиглобалистов за игнорирование проблем стран третьего мира. Активисты «зеленого движения» полагают, что данная теория не учитывает проблемы, обусловленные увеличением масштабов эксплуатации природных ресурсов. Также данная теория не учитывает, что создание новой альтернативной технологии без развития необходимой инфраструктуры не решает проблемы. Можно спроектировать электромобиль или автомобиль, работающий на водородном топливе, но широкомасштабное строительство необходимой поддерживающей инфраструктуры является гораздо более сложной проблемой.

В свою очередь мрачные предчувствия неомальтузианцев и наше пессимистическое видения будущего человечества, основываются на взаимосвязи двух научных концепций: «транзиентно-пульсовой теории индустриальной цивилизации» или в просторечии «Теории Олдувая», и концепции «Пирамиды энергетических нужд человечества».

Абсолютная зависимость современной цивилизации от дешевого углеводородного сырья – нефти и газа – породило идею о скором истощении углеводородных запасов, после которого последует быстрое скатывание человечества в доиндустриальную эпоху. Эту идею попытался научно обосновать британский инженер-энергетик Р. Дункан. Его концепция получила название «Теории Олдувая». Согласно этой теории, человеческая история делится на три этапа. На первом «доиндустриальном» этапе простые инструменты и слабые машины ограничивали экономический рост. На втором, «промышленном», этапе (современная индустриальная цивилизация), машины и рост энергопотребления до 37% на душу населения (от максимального значения этого показателя, которое было достигнуто в 1977 г.) отменили ограничения на экономический рост. Но далее из-за исчерпания дешевых углеводородных энергоресурсов и роста мирового народонаселения последует этап «деиндустриализации» вследствие снижения производства энергии на душу населения ниже значения 37% от максимума (см. рис. 2).

Таким образом (если расчеты верны), уже при жизни нынешних поколений человечество совершит исторический регресс и отправится в своем историческом развитии назад, к каменному веку и к своей африканской колыбели — Олдувайскому ущелью. Примечательно, что сегодня на Западе дискуссии вокруг пика добычи нефти больше не сводятся к тому, наступит он когда-нибудь или нет. Вопрос сегодня стоит по другому – «пик-ойл» уже случился, случится вот-вот или у нас еще есть в запасе пара десятилетий?

 

Рисунок 2 – Олдувайская теория

 

В свою очередь концепция «Пирамиды энергетических потребностей общества» рассматривает цивилизационную конструкцию нашего Индустриального мира сквозь призму энергонасыщенности топливных ресурсов имеющихся в распоряжении человечества сегодня. С этой целью используется индикатор «окупаемости энергетических затрат» (англ. EROI - energy return on investment, или ERОEI — energy returned on energy invested), показывающего соотношение полученной энергии к затраченной.

Дело в том, что помимо прохождения пика дешевой нефти, человечество поджидает еще одна «энергетическая ловушка» — неуклонное падение энергонасыщенности добываемых нефти и газа. Что это означает? Весьма простые вещи… Например то, что более 100 лет назад, когда в США стали качать нефть, затрачивая на добычу всего лишь одну условную бочку нефти, нефтяники извлекали 100 бочек сырой нефти, т.е. EROI нефтедобычи составлял 100:1. Сегодня же энергонасыщенность добываемой в США нефти снизилась до EROI 3:1. То же самое наблюдается на любом месторождении. В Саудовской Аравии, к примеру, за последние 60 лет EROI упал с 100:1 до 10:1.

Возможно корнукопианцы еще долгое время смогли бы скрывать от общественности эти удручающие обстоятельства, если бы группа дотошных исследователей из Университета штата Нью-Йорк не обнародовала в прошлом году т.н. «Пирамиду энергетических потребностей современного индустриального общества». Оказалось, что для того чтобы поддерживать и развивать современный уровень нашей индустриально-урбанистической цивилизации, необходим не просто избыток энергии, а избыток в большом объеме, что предполагает либо наличие достаточного количества топливных ресурсов с очень высоким EROI либо очень большое количество источников топлива с умеренным EROI ни в ком случае не меньше 15 к 1. Потому что при средневзвешенном EROI энергетических источников цивилизации меньше 12:1, развитое общесто более не в состоянии поддерживать исскуство, культуру и здравоохранение; при EROI меньше 8:1 становится более невозможным функционирование общеобразовательной системы; при EROI меньше 5:1 больше невозможно высокопродуктивное выращивание и переработка сельхозпродукции; ну а при EROI меньше 3:1 вымирает вся дорожно-транспортная инфраструктура и начинается массовое вымирание всего городского населения планеты.

 


Также выяснилось что надежды на альтернативные источники энергии типа биотоплива, сланцевого газа или битуминозной нефти совершенно не оправданы, т.к. значение их EROI колеблется на уровне 5:1 — 3:1, что совершенно недостаточно для полномасштабного поддержания энергетических нужд всех «этажей» общества.

Выводы авторов «энергетической пирамиды» столь же неутешительны как и выводы автора «Олдувайской теории»: если человечество срочно не найдет не просто дешевые но еще и энергонасыщенные источники энергии, то индустриальная цивилизация неминуемо рухнет похоронив под своими обломками всех этих легковерных простофиль — корнукопианцев, впрочем как и их прозорливых оппонентов-пессимистов — неомальтузианцев.

 

Заключение

 

Совершенно очевидно, что полностью избежать глобального дефициты поставок невозобновляемых ресурсов в будущем невозможно. Не слишком отдаленном будущем станет видно увеличение количества постоянных и в конечном итоге фатальных глобальных дефицитов поставок невозобновляемых природных ресурсов.

Если предположить, что в ближайшие 10-20-30 лет продолжится тенденция роста числа невозобновляемых природных ресурсов с постоянным глобальным дефицитом предложения этих ресурсов, и что среди них будет отмечаться фатальная нехватка сырья по одному или нескольким ресурсами ископаемого топлива, минеральных удобрений, первичных металлов, и/или критически важных промышленных материалов, что активно прибегнем к вооруженным конфликтам в качестве основного способы контроля и распределения оставшихся невозобновляемых природных ресурсов и производных товаров и услуг, в то время как глобальная нехватка сырьевой базы становятся все более разрушительной для экономики, а люди становятся все более отчаянными и агрессивными. В таких обстоятельствах парадигма нашего индустриального образа жизни неминуемо продолжит деградировать и разрушаться в течение следующего человеческого поколения (25-30 лет), что неминуемо приведет к полномасштабному глобальному социально-цивилизационному коллапсу в течение последующих двух человеческих поколений (50-60 лет).

Естественно, что любой трезво мыслящий человек, ознакомившись с перечисленными выше сценариями, придет к выводу, что человеческое общество должно стремиться к гармоничному сосуществованию с природой и со своей стороны сделать все необходимое для обеспечения устойчивого развития цивилизации на Земле. Возникает законный вопрос: «Как этого добиться и что непосредственно мешает человеку решить все проблемы сейчас и сразу?». Самый общий ответ на вопрос мы можем получить, если исследуем модель устойчивого развития. Согласно модели устойчивого развития, совершенствуя производство и решая чисто «потребительские» проблемы общества помимо необходимых ему «продуктов» производит еще массу загрязнений в виде отходов, которыми оно активно насыщает природную среду. Однако природная среда изначально обладала способностью перерабатывать или «ассимилировать» эти загрязнения, причем в строго определенных количествах. Поэтому решение экологических проблем зацикленных на удовлетворении своих потребностей людей состоит в том, чтобы не нарушать равновесие между вносимыми в среду и перерабатываемыми ею объемами загрязнений.

Что же касается разумного использования самих природных ресурсов, то здесь дело обстоит сложнее. Предложенная модель развития базируется на том, что возобновимые ресурсы следует активно восстанавливать, не нарушая исходного баланса между ежегодно расходуемым и возобновляемым объемом ресурса. Если же речь вести о невозобновимых ресурсах, то считается, что резервные возможности человечества — это те ресурсы, до которых на настоящий момент просто не дошли его руки, т.е. еще не разведанные ресурсы, а так же не добываемые на данный момент по причине отсутствия соответствующих средств для их добычи.

Информация о работе Природные ресурсы, как лимитирующий фактор выживания человека