Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

1. Страх
2. Способы психологической защиты:
3. Поведение людей в чрезвычайных ситуациях

Прикрепленные файлы: 1 файл

Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.docx

— 22.06 Кб (Скачать документ)

1. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

 

2. Способы психологической  защиты:

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

 

3. Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное  с полным контролем состояния  своей психики и управлением  эмоциями - путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным  поведением и опасным для окружающих  действиями люди увеличивают  число жертв и дезорганизуют  общественный порядок. В этом  случае может наступить “шоковая  заторможенность”, когда масса людей  становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности”  является паника, нередко выливающаяся  в беспорядочное бегство, при  котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного  уровня.

 

4. Паника — результат, как индивидуального, так и массового приступа страха, приводящего к многочисленным проблемам, многие из которых, вполне могут закончится совершенно нелепой смертью.

Методы профилактики панических реакций.

1. Основу профилактики  любых психологических явлений  составляет анализ особенностей  возникновения и течения различных  форм индивидуальных и коллективных  реакций страха (паники).

2. Профотбор лиц для  работы на опасных видах труда  и особенно руководителей производственных  коллективов (существуют личности  с повышенным уровнем риска). Накопленный  опыт изучения катастрофических  ситуаций позволяет утверждать  положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию  несчастных случаев и к неадекватным  действиям в угрожающей ситуации.

3. Обучение проблемам  обеспечения безопасности и воспитательная  работа по формированию в сознании  людей осторожности, предупреждению  и разумному поведению в аварийных  и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах  должен: 

- знать свои обязанности  по профилактике ЧС и нести  ответственность не только за  возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий  при руководстве массами при  пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую  готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или  другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики работы  смен и схемы действий в  критических ситуациях;

- участвовать не только  в деловых играх, но и в аварийных  играх, что способствует познанию  проблемы и формированию автоматизма  действий в ЧС.

4. Основной задачей в  ЧС и во время катастрофы  является сохранение спокойствия  людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными  средствами и примером действий  окружающих лиц. Люди должны знать  и понимать, что народ в условиях  давки гибнет.

5. Руководство массой  людей составляет основу профилактики  паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха , и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7. В острой ситуации  или угрожающей обстановке необходимо  убирать (фиксировать) людей, способных  индуцировать страх и вовлечь  людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8. В структуре руководства  массой людей большую роль  играет система оповещения: громкоговорящее  оповещение, световые и звуковые  сигналы, указатели выходов, направления  движения и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

 

5. СМИ, неся во многие дома информацию об экстремальных событиях, могут играть и играют немаловажную роль (к сожалению, сегодня чаще негативную) в определении степени травматичности тех или иных событий. Рассмотрим несколько моментов.

Начнем непосредственно с контактов журналистов с пострадавшими. Часто при сборе информации, взятии интервью у потерпевших журналисты стремятся добиться описания «самого ужасного, самого тяжелого». Это ведет к повторному «погружению» человека в травмирующую ситуацию, вынуждает его снова переживать тот же ужас, боль, и оставляет его на пике тяжелых переживаний, не помогая справиться с ними. Естественно, журналист – не психотерапевт. Но стремление сделать репортаж более эмоционально насыщенным, захватывающим вступает иногда в противоречие с заботой о психологическом благополучии собеседника.

В подобных случаях можно говорить о «вторичной травматизации» людей вследствие действий журналистов.

Второй аспект травматизирующего воздействия СМИ связан с тем, как влияет на пострадавших интерпретация травматичных событий. Очень часто акцент делается на бессмысленности происходящего, на бессмысленности гибели близких, на отсутствии попыток помочь, на равнодушии окружающих, отсутствии поддержки, т. е. средства массовой информации, подчеркивают и усиливают ощущение беспомощности, бессилия и бессмысленности, тем самым усиливая факторы, ведущие к утяжелению переживания травмы. На практике СМИ часто применяют «приемы ухудшения последствий травмы». Достаточно вспомнить освещение в СМИ гибели подводной лодки «Курск». Даже в то время, когда судьба членов экипажа еще не была известна, постоянно делался акцент на недостаточности и неправильности осуществлявшихся попыток спасения людей, бессмысленности их гибели и т.п. (иногда даже могло показаться, что некоторые журналисты причислили себя к разряду специалистов в области спасения подводных лодок). При этом особенно ужасным было постоянное стремление брать интервью у родственников моряков, находившихся в тяжелейшем состоянии неопределенности.

К сожалению, сегодня гораздо реже и скорее как исключение показывают сопереживание, готовность помочь, поддержать, стремление на всех уровнях найти решение проблем. И еще реже можно встретиться в СМИ, с попытками найти в широком смысле позитивное значение происшедшего. На уровне высоких ценностей даже гибель людей может рассматриваться не как бессмысленная жертва, а как профессиональный подвиг или как возможность что-то изменить, спасти в будущем других и т.д. (Возможно, такая позитивная подача информации кажется некоторым журналистам неинтересной или неправдоподобной.)

Третьим моментом в действиях средств массовой информации, влияющим на переживание психологической травмы, является их ориентация на поиск причин и виновников происшедшего. В определенном отношении это тупиковая ориентация, ориентация на прошлое, которое невозможно изменить. Поэтому вопросы типа «Почему это произошло?» и «Кто виноват?» часто усиливают чувство безысходности, вины или ненависти. А ведь именно с этих позиций, например, часто рассматриваются межнациональные конфликты и их последствия. Ориентация на прошлое в СМИ заставляет людей, переживших чрезвычайные ситуации, фиксировать свое внимание на том, «что было бы, если...», а не на том, как жить дальше, как справиться, какой опыт можно извлечь на будущее, как сделать, чтобы событие не повторилось, как лучше ликвидировать его последствия и т. д. К сожалению, в СМИ почти никогда не делается подобный акцент на «как», т. е. нет и ориентации на будущее.

В некоторых случаях СМИ сами могут вызывать психологическую травму. В первую очередь это касается телевидения. Телевидение «вносит» травматичные события в каждый дом, благодаря ему миллионы людей «приобщаются» к экстремальным ситуациям, при этом порой «благодаря» телевидению мы получаем возможность стать свидетелями (почти участниками) тех событий, от которых были бы отдалены, даже находясь рядом с местом происшествия. Иногда яркий показ травмирующих событий, особенно мертвых и умирающих людей, сам по себе может вызывать у зрителей травматичные переживания, подобные переживаниям у настоящих очевидцев события. А если восприятие репортажа о каком-то ужасающем событии сопровождается осознанием того, что подобное могло случиться и с самим зрителем или его близкими, то последствия для психического состояния человека могут быть достаточно длительными.

 

6. Общеизвестно, что в чрезвычайных ситуациях время есть важнейший фактор, часто определяющий судьбу людей. С другой стороны, нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку и для этого следует найти время. Только тогда можно рассчитывать на осознанные действия людей, эффективно бороться с паникой и другими негативными явлениями. Именно поэтому в 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.

Информация о работе Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях