Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 17:45, реферат
Россия позже иных государств приступила к формированию системы государственной службы. Лишь Петр I в первый раз в России стал решать вопросы государственной службы. Его Указ от 4 февраля 1722 г. «Табель о рангах» заложил базу государственной службы в России.
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Длительные годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в муниципальных органах, правил и методов замещения должностей, подбор сотрудников определение сроков службы правил увольнения.
История государственной службы в Российском Государстве
Оглавление
Россия позже иных государств приступила к формированию системы государственной службы. Лишь Петр I в первый раз в России стал решать вопросы государственной службы. Его Указ от 4 февраля 1722 г. «Табель о рангах» заложил базу государственной службы в России.
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Длительные годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в муниципальных органах, правил и методов замещения должностей, подбор сотрудников определение сроков службы правил увольнения. При этом подходе государственная служба охватывала все группы сотрудников, занимающихся не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как своеобразного организационно-правового средства формирования и организации работы собственного состава всего государственного аппарата.
Цели и задачи государственной службы царской России содержали:
Рождение Российского централизованного государства и обеспечение его работы обусловили потребность создания государственной службы. Формирование государственной службы России охватывает ряд разных по собственному общественному характеру периодов и считается итогом долгого исторического процесса.
По характеристике А. Яновского, государственная должность представляла собой неизменную и обязательную деятельность служащего по реализации одной из многофункциональных задач административного органа, для чего служащему устанавливаются требуемые полномочия, права и обязанности1. Государственная должность постоянно связана непосредственно либо опосредованно с реализацией зоны ответственности того административного органа, в котором она учреждена и которому подчинена.
Развитие государственной статской (гражданской) службы потребовало исследования и утверждения ключевых основ ее организации. В нормативных правовых актах XVIII—XIX вв., приуроченных к формированию и функционированию государственной службы, были определены главнейшие принципы ее организации2. К ним относились полное соответствие поступков госслужащих законам российского государства; централизм в управлении главными сферами государственной жизни; обязательность решений вышестоящих учреждений и должностей; подконтрольность государственных органов и государственных служащих управляющим властным институтам; ответственность персонала государственных структур за порученный участок управления; иерархичность системы государственной службы.
Одна из отличительных черт процесса формирования государственной службы в самостоятельную ветвь содержалась в том, что ее развитие происходило в обстановке утверждения централизованного государства.
Процесс развития государства ускорялся трудоемким внешнеполитическим положением страны. Важные задачи защиты от агрессивных соседей в условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных взаимосвязей, территориальной рассредоточенности населения непрерывно ставили царское правительство перед потребностью скорейшей мобилизации людских и финансовых ресурсов3.
Данные обстоятельства обусловили зарождение специфичной социальной организации, при которой любое сословие населения могло сохранить себя только в том случае, когда несло «службу» либо «тягло» (налог) в пользу страны. Конкретные повинности в пользу государства выполняли бояре, дворянство, крестьянство, купечество, городской посадский люд и др.
Правительство и общество были так плотно связаны между собой, что их практическое слияние привело к утверждению в допетровской Руси XVI—XVII вв. «служилого государства» как особенного вида государственности. Служилое государство характеризовало статус ключевых общественных слоев и групп в социальной иерархии, официально закрепляло за ними те или иные служебные повинности, что утверждалось законодательными актами, например знаменитым Соборным уложением 1649 г4.
Непрерывно увеличивая роль административно-управленческих органов в жизни государства и сообщества как субъекта верховной власти, государь опирался на систему административных органов. В нее входили Боярская дума, отраслевые и территориальные указы в центре, местные приказные избы, воеводские городские либо уездные администрации, которые для решения их управленческих задач непрерывно нуждались в «служилых людях» на разные должности.
Главным поставщиком «начальных» (управляющих) людей на высокие должности был Государев двор, образовавшийся в XIV— XVI вв. вследствие слияния удельно-княжеских дворов с двором московских великих князей. Государев двор в рамках царской власти считался неким подобием центрального аппарата. Он был своего рода объединением высочайших государственных служащих вплоть до Петровских реформ начала XVIII века5.
Входившие в Государев двор «служилые люди» делились на чины. В первую их категорию входили думные чины Боярской думы, такие как думные бояре, окольничие, думные дворяне. Вторая категория состояла из придворных чинов — дворецких, казначеев, кравчих, постельничих и других. В третью категорию входили московские чины, а именно стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки и иные.
На руководящие должности выдвигались люди в основном из высочайших слоев общества. Для боярских родов служебные чины определялись исходя из таких показателей, как древность либо знатность рода. Так как основная масса дворян принадлежали к титулованным княжеским родам, перешедшим на службу к московскому князю, то показатель знатности заполучил приоритетное значение. Вследствие этого представители титулованных княжеских родов занимали, обычно, высочайшие государственные должности, кроме того относились к данному как к своему потомственному праву.
Местничество мешало выдвижению на государственные должности профессиональных управленцев. Попытка в 1682 г. отменить прием на службу по знатности и заменять незамещенные должности на базе деловых достоинств встретила яростное сопротивление титулованного боярства и успеха не имела6.
До конца XVII в. государственное управление не предъявляло собой общего механизма, и государственная служба не была системной. Не было кадров государственных служащих. Развитие государственной службы не имело возможности быть одномоментным актом. В XVI в. и начале XVII в. еще преобладала практика временных служебных поручений. Хотя уже с середины XVII века все более активно складывался институт постоянных служебных должностей в указах и прочих государственных учреждениях того времени7. В среде служилых людей происходили специализация по отраслям управления (финансы, военное дело, дипломатия, делопроизводство и т.п.). Группа приказных, либо служилых, людей этим методом эволюционировала в направлении грядущего профессионального корпуса государственных служащих.
Она со временем преобразовывалась в специальный слой, который непрерывно занимался государственной службой и концентрировал в собственных руках управление важнейшими сферами жизни государства.
Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») – закон о порядке государственной службы в Российской империи, соответствие чинов по старшинству, очередность чинопроизводства 24 января 1722 утверждена императором Петром I, просуществовала с множественными изменениями практически до революции 1917 года8.
Пётр I непосредственно участвовал в редактировании закона, в базу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Своими руками, исправив черновой план, Пётр I подписал его 1 февраля 1721 года, хотя повелел перед опубликованием внести его на обсуждение Сената. Помимо Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в табель и старых российских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места повыше собственного ранга. Эти все замечания были оставлены без рассмотрения. К каждому классу приписывался чин, впрочем, само понятие «чин» не разъяснялось, вследствие чего одни историки его рассматривали дословно и просто в системе чинопроизводства, иные же – как какую-нибудь должность.
Петровская «Табель о рангах» содержала 262 должности, но понемногу должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века пропали вовсе. Наименования же ряда гражданских должностей трансформировались в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя9.
Петровская «Табель», характеризуя место в иерархии государственной службы, отчасти давала возможность выдвинуться профессиональным людям из низших сословий. «Чтобы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и бездельникам получать», — гласила одна из описательных статей закона.
Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новейших чинов по 14 классам либо рангам и из 19 пояснительных пунктов к данному расписанию. К любому классу порознь были приписаны опять введённые воинские чины (к тому же подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные10.
Чины делились на:
Был установлен чин реального тайного советника I класса. Данное предпочтение выразилось и в том, что, в случае если в армии наследственное дворянство получалось именно с чином 14 класса, то в статской службе – лишь с чином 8 класса, т.е. c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г., чтобы достичь желаемого результата, требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В том же отношении показателен и сравнительно низкий ранг, который надеялся президенту «статской» коллегии, т.е., по европейским понятиям, министру. После чего министры имели чин не ниже действительного тайного советника.
При внедрении в действие табели о рангах старинные русские чины – бояре, окольничьи и т. п. – не были формально упразднены, хотя пожалование этими чинами прекратилось.
Издание табели оказало значительное воздействие и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала собственная выслуга; знатность рода утратила в этом отношении всякое значение. Военная служба была полностью изолирована от гражданской и придворной службы. Узаконено было приобретение лицом дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что воздействовало на проведение демократизации дворянского класса, на укрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые категории – дворянства наследственного и собственного.
При Петре I чин низшего 14 класса в военной службе выделял право на наследственное дворянство. Гражданская служба в чине до 8 класса выдавала лишь собственное дворянство, а право на наследственное дворянство начиналось с чина 8 класса11.
Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года увеличил планку: «собственное дворянство начиналось по всем видам служб с 9 класса, а право на наследственное давал чин полковника в военной службе либо чин действительного статского советника по гражданской службе. Чины с 14 по 10 класс назывались теперь просто «почётными гражданами».
Последующее законодательство о чинопроизводстве немного уклонилось от первоначальной мысли Табели о рангах.
По идее чины значили сами должности, распределённые по 14 классам, но со временем чины получили самостоятельное значение почётных титулов, вне зависимости от должностей. Если взглянуть под другим углом, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; после этого были повышены чины, дававшие право наследственного дворянства.
Данные мероприятия имели целью ограничить демократизирующее влияние табели на состав дворянского сословия.
Определенные в царствование Петра I основы формирования профессиональной государственной службы, определения должностного и сословного положения чиновничества, требований к профессиональной подготовленности государственных служащих получили развитие в дальнейшее время.
Россия вступала в новое столетие, в котором реформы государственного агрегата потребовали последующего развития государственной службы. Российская государственная служба вступала в XIX столетие - в свой "золотой век".
Институт государственной службы невозможно рассматривать вне контекста ситуации развития государства и права, поскольку он имеет непосредственное отношение и к государству, и к праву. С целью обобщения исторического опыта, соблюдения преемственности норм права институт государственной службы нужно рассматривать в 3 периодах: дореволюционном, советском и постсоветском.
Дореволюционная Россия представляла собой унитарное государство с отлаженным муниципальным механизмом, при помощи которого обеспечивалось государственное управление обществом. До конца 1905 г. исполнялась форма правления Россией — безграничная монархия, а учреждение Государственной Думы и Государственного совета превратило ее в конституционную монархию. В России была нормативно-правовая база, которая устанавливала правовые, организационные и общественные основы государственной службы12.
Под государственной службой понималось выполнение прямых обязанностей общественного характера, возлагаемых государством и исполняемых от имени государства. Она пользовалась особенными правами и льготами в сравнении с частной службой: пенсией, чинами, орденами и пр. Присутствовал жесткий порядок отбора в государственную службу. Любой государственный служащий имел чин Роспись чинов, состоящих на государственной службе, была установлена Петром I в 1722 г. в Табели о рангах. Все чины были разделены по 14 классам13.
Информация о работе История государственной службы в Российском Государстве