Социальные и архитектурные утопии Ивана Леонидова и Миса ван дер Роэ 20-30ых годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:10, реферат

Краткое описание

20-30ые годы в истории ХХ века – это время между двумя мировыми войнами, период грандиозных социальных преобразований, время грандиозных утопий. Очень важную роль в этот период играли архитекторы, так как именно они должны были создать внешний вид «светлого будущего», «рая», «утопии».

Прикрепленные файлы: 1 файл

утопии.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

 

Город Солнца

Мечта о городе будущего преследовала архитектора всю жизнь. Последний, самый утопический проект Леонидова - Город Солнца. Он начал работу над ним еще до войны. Он это делал для себя, без конкурсов и заказов.

Сохранились эскизы Города Солнца, сделанные  архитектором в 50-ых годах. Но они почти не опубликованы. 

Город Солнца описал Томмазо Кампанелла в начале 17 века. Город Солнца Кампанеллы – это идеальная община, руководимая кастой ученых-жрецов, где нет частной собственности, семьи, где дети воспитывались государством, где был обязательный 4-х часовой рабочий день и высоко развиты наука и просвещение.  

Город Солнца Леонидова – это идеальная страна, Утопия, «страна, которой нет». Это страна, где среди лесов и полей возвышаются  стеклянные башни небоскребов, похожие на стволы деревьев. Это «рядовые города». Они небольшие, их можно обойти пешком.  «Рядовые города» соединены скоростными магистралями между собой и со столицей – Городом Солнца. Город Солнца – общественный и культурный центр страны, который имеет свои филиалы, равномерно распределенные между рядовыми городами. Филиал Города Солнца – общественный форум, где сосредотачивается культурная и научная жизнь. Каждый филиал имеет свою направленность, т.е. в нём сосредоточена определенная область культуры, науки или искусства. Центр просвещения – Город Солнца – распространяет свое культурное влияние на всю территорию страны подобно тому, как Солнце согревает землю своими лучами. На единственном эскизе, который можно увидеть в книге о Леонидове, Город Солнца напоминает Древний Египет с его культом Солнца и пирамидами. Египетская культура создана жрецами – хранителями тайного научного знания. Для Леонидова Солнце – символ науки и техники. Мне кажется, что он уподобляет Солнце всемогущему богу, но, в отличие от жрецов, он против тайного знания. Он придумал модель организации общества, где знание распространяется очень быстро, неся свет науки людям.

 

Ни один из рассмотренных проектов Леонидова не был реализован. В этом смысле его можно считать самым «утопическим» архитектором.

Мис ван дер Роэ

Мис  ван дер Роэ –  один из основателей новой западной архитектуры ХХ века – построил много сооружений в Европе и Америке. Леонидова можно назвать «фантастом» в архитектуре. Мис – практик.

Людвиг Мис – по отцу, по матери – ван дер Роэ, родился в 1886 году. Он старше Леонидова на 16 лет. Отец был тесальщиком камня в старинном немецком городе Аахене. Будущий архитектор окончил ремесленную строительную школу. Работал подручным на стройках. Он хорошо знал ремесло строителя, чертежника. Работал в проектном бюро Беренса – архитектора, который одним из первых начал проектировать  промышленные сооружения «в соответствии с требованиями времени». В 27 лет открыл собственное проектное бюро. В 1918 году в Германии произошла революция. Открылись границы, начали устраиваться выставки. Германия стала одним из центров европейского авангарда. Мис ван дер Роэ формулирует новое представление об архитектуре: «Проблема, стоящая перед нами, заключается в революционных преобразованиях самой сущности строительной индустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских условиях; работа на строительной площадке ограничится монтажом. Тогда-то новая архитектура и вступит в свои права».

 

Стеклянные небоскребы 1919 и 1921.

В 1919 и 1921 он сделал проекты  двух  небоскребов. Он исследовал возможности нового строительного материала – стекла. Его небоскребы похожи на кристаллы, сверкающие посреди города. Они рассекают тесное темное городское пространство, разрушают его. Они похожи на мираж, внезапно явившийся среди города. В планах небоскребов архитектор использовал биоморфные формы. План небоскреба 1919 года напоминает кленовый лист. Он состоит из трех клиновидных корпусов, объединенных транспортным ядром – шахтой лифтов. Мис ван дер Роэ не обозначает на плане расположение внутренних перегородок, но форма кленового листа, взятая архитектором за основу, диктует структуру прожилок на листе. Поскольку здание центрическое и симметричное, то создается впечатление, что оно управляется из некоего центра. Здание, по-видимому, предназначалось для административных целей, где вся работа организовывается из «кабинета начальника». Если сравнить эту концепцию планировки с концепцией Леонидова, представленной им в Доме Промышленности, то видно, что у Леонидова все построено на «равенстве и братстве», а у Мис ван дер Роэ – строгое подчинение единому центру. План небоскреба 1921 года напоминает биоморфные рельефы скульптора Ганса Арпа, или, попросту говоря, обыкновенную амебу. В отличие от «административного» здания здесь две транспортные развязки, которые связывают 3 корпуса. Композиция ацентричная, ассиметричная, «живая», она может развиваться в любом направлении. Я думаю, что это план жилого дома, где жизнь развивается сама по себе. Мне кажется, Мис противопоставляет работу частной жизни. Сфера работы для Миса – строгая организация и беспрекословное подчинение, сфера частной жизни – море неконтролируемых спонтанных желаний. 

Административное здание из железобетона.

Интересно сравнить проект административного здания из железобетона Мис ван дер Роэ и эскизы Дома Промышленности Леонидова. Эскиз Леонидова выполнен белым по черной бумаге Он кажется прозрачным, невесомым, космическим. Эскиз Миса выполнен в технике коллажа. Коллаж в принципе тяжелее рисунка. И здание Миса выглядит ещё более тяжелым из-за  горизонтальных полос железобетона. Они придают ему монотонность. Кажется, что жизнь в нем давно организованна и идет своим чередом. Для Леонидова важен принцип разнообразия. Он открывает некоторые этажи, выносит лифтовые шахты за пределы основного объема, что обогащает силуэт, на крыше устроены «висячие сады». В здании Леонидова люди не только работают, они там «живут». Дом промышленности на эскизе Леонидова кажется обжитым, поэтому оно красиво. У Мис ван дер Роэ эта тема отсутствует. Он «сосредотачивает» красоту в иной сфере

Павильон на архитектурной  выставке в Барселоне

В 1929  Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для международной выставки в Барселоне. Уникальный случай, когда архитектор не был ограничен ни условиями заказа, ни выбором материалов, ни ограничением денежных средств. Барселонский павильон - воплощение мечты Мис ван дер Роэ об идеальном пространстве, самый «утопический» проект самого практического архитектора этого времени.

Павильон не имел никакого практического назначения, он не содержал никаких экспонатов, обязательных для выставочного зала. Мис ван дер Роэ так объяснял свой замысел: «Здание имеет длинную жизнь. Оно переживает большинство из своих первоначальных функций и потому должно будет отвечать другим целям, и единственным неизменным фактором при этом течении времени должна оставаться его красота». Может, именно поэтому архитектор использовал дорогие красивые строительные материалы – итальянский травертин, черный оникс, зеленый мрамор, привезенный с острова Тинос, и стекла различных цветов и фактур. Архитектор приподнимает  павильон на цоколе из травертина. Два бассейна, устроенные во внутренних дворах, облицованы черным стеклом. Это огромные зеркала, которые отражают небо. Плоскую кровлю держали тонкие стальные стойки и отдельно стоящие стены-перегородки из оникса, травертина, зеленого мрамора, стекла. Камень был хорошо отшлифованный, а стекла прозрачные, дымчато-серые, бутылочно-зеленые и травленые. Из-за этого возникала игра отражений: отражения накладывались на вид за окном, это многократно отражалось, накладывалось на другие отражения и появлялось в самых неожиданных местах, иногда выступая, как вид за окном. На фотографиях трудно уловить грань между реальным и отраженным. Пространство напоминает лабиринт, похожий на Зазеркалье, по которому блуждала Алиса. В данном случае в роли Алисы выступает «Танцовщица» скульптора Георга  Кольбе – статуя, высеченная из зеленого мрамора. Она застыла над зеркальной гладью малого бассейна на фоне глухих стен. Она, как дух этого дома или, как говорили римляне, гений места. Такие статуи украшали атриумы римских домов. Но атриум с «Танцовщицей» расположен не в центре, а спрятан архитектором в самый дальний укромный угол. Это напоминает скорее святилище храма. Архитектор так выстраивает пространство дома, что тишина и покой этого «святилища» ощущается особенно остро после пройденных «порогов». В этом помещении пространство динамичное, бурное, похожее на водоворот. Кажется, что напор этого потока разрушает стены, превращая их в перегородки. Он сметает и уносит с собой все на своем пути, и только тот, кто удержится на плаву, сможет попасть в «тихую заводь» к танцовщице. Я думаю, что Мис ван дер Роэ выстроил в Барселоне не бытовое пространство. Оно особенное. Его можно сравнить с японским садом камней, где можно придаваться созерцанию, или с храмом, где происходит общение человека с высшими силами. Мне кажется, что настроение Барселонского павильона Миса ван дер Роэ похоже на то, что выразил Райнер Мария Рильке, современник архитектора, в своих «темных стихах»:

 

Древнюю дружбу богов – этих великих, незримо

и ненавязчиво сущих (мы их не слышим в азарте

гонки, в гуденье машин)… Что  ж, их отринуть

                                                    должны мы

или начать вдруг искать их поселенья  на карте?

 

                                Из «Сонетов к Орфею»

 

 

Подводя итоги, можно сказать, что мечта Леонидова – это разумная организация жизни коллектива, состоящего из людей сильных, здоровых, активных, чье счастье в труде. Его проекты напрямую связаны с мечтой о «светлом коммунистическом будущем». Мис ван дер Роэ представляет «рай» иначе. Его утопия - это место, где человек может оторваться от обыденного и прикоснуться к божественным тайнам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные и архитектурные утопии Ивана Леонидова и Миса ван дер Роэ 20-30ых годов