Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:57, доклад
Становление древнерусского государства в конце I тысячелетия н. э. было отмечено появлением и стремительным развитием городов, качественно отличных от патриархальных городищ. К X в. на Руси было около 26 городов, а в XI в. их число возросло более чем в три раза. Показательно, что в скандинавских источниках Русь того времени известна как «страна городов». Однако следует иметь в виду, что городами в древнерусскую эпоху называли любые, даже самые незначительные поселения, если только они были огорожены крепостными стенами.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   2
ГРАДООБРАЗОВАНИЕ НА РУСИ                                                       4 
РАЗВИТИЕ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ В XVI-XVII ВВ.   
ГОСУДАРЕВО ПОСАДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В
СТАРЫХ ГОРОДАХ                                                                                  14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        18
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                      
СТАРЫХ ГОРОДАХ                
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                    
ВВЕДЕНИЕ.
Становление древнерусского государства в конце I тысячелетия н. э. было отмечено появлением и стремительным развитием городов, качественно отличных от патриархальных городищ. К X в. на Руси было около 26 городов, а в XI в. их число возросло более чем в три раза. Показательно, что в скандинавских источниках Русь того времени известна как «страна городов». Однако следует иметь в виду, что городами в древнерусскую эпоху называли любые, даже самые незначительные поселения, если только они были огорожены крепостными стенами.
Города стали возникать 
по мере выделения и развития ремесла 
как особой самостоятельной формы 
производства и существенного увеличения 
торгового обмена. Они и явились 
центрами ремесла и торговли, экономически 
и политически подчинившими себе 
сельскую округу. Однако, несмотря на то, 
что города в своей принципиальной 
основе противостояли деревне, в 
Киевской Руси еще не возникло резкого 
антагонизма между тем и 
Помимо экономической функции древнерусские города обладали и судебно - административной, а также культурно - религиозной и военно-оборонительной функциями.
Многие древнерусские города возникли путем слияния (синойкизма) нескольких союзных родовых общин, поселявшихся часто небольшими группами поблизости одна от другой и имевших свой общий вечевой и культовый центр - городище, который становился по мере роста города его детинцем. Примерами тому могут служить Киев, Новгород, Смоленск, Ростов и др.
Таким образом, патриархально - общинные городища, в особенности племенные центры, во многих случаях послужили основой древнерусских городов.
Наряду с этим, некоторые 
города выросли из феодальных усадеб 
или небольших пограничных 
Археологические исследования 
внесли большой вклад в изучение 
проблемы происхождения городов 
Древней Руси. Выяснено, что возникновение 
городов на Руси является результатом 
развития экономики, раннефеодальных 
отношений и государственности 
у восточных славян. Города возникали 
в местах концентрации сельского 
населения, там, где ремесленная 
продукция находила сбыт. Возникновение 
городов в густонаселенных 
Археологические изыскания показали, что единого пути градообразования на Руси не было. Города возникали различными путями: одни вырастали из ремесленно - торговых поселений, другие — из племенных центров, третьи — на основе феодальных замков - крепостей, четвертые — в результате княжеской деятельности, пятые явились следствием слияния нескольких поселений и т. д.
В процессе градообразования 
на Руси можно выделить несколько 
периодов. Одно дело — начальный 
этап градообразования и совсем другое 
— последующие периоды, когда 
возникновение и строительство 
городов переплеталось с 
Начало процесса градообразования в восточнославянской среде невозможно отнести ко времени ранее IX—X вв. В VI—VIII вв., как свидетельствуют археологические материалы, у восточнославянских племен только назревали условия, приведшие к зарождению городов. Основная масса населения в этот период жила на неукрепленных поселениях, занимаясь сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами. Возникновение специализированных поселений, где жили преимущественно ремесленники, работавшие для рынка, относится к VII—VIII вв. Эти поселения постепенно становились средоточием внутренней, а в отдельных случаях и внешней торговли.
Наиболее известными неукрепленными пунктами этого типа являются крупные поселения, специализировавшиеся на изготовлении железного сырья, в Гайвороне (VII—VIII вв.), Григоровке (VIII—IX вв.), Бранештах (VIII—IX вв.), во время раскопок которых открыты десятки железоделательных печей. Продукция железодобычи из таких центров поставлялась, очевидно, в широких масштабах на значительные территории.
В это время появились 
и первые укрепленные поселения. 
Среди них можно назвать 
Новой стадией в развитии торговых связей стало распространение в восточнославянском ареале в VIII—IX вв. восточных монет. К IХ в. русская летопись относит 10 древнейших городов: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Изборск, Ладога, Белоозеро, Ростов, Муром и Любеч. Анализ конкретных условий становления каждого из них имеет первостепенное значение для решения проблемы зарождения раннефеодального города на Руси. [1]
Многолетние раскопочные исследования в Киеве не дали обстоятельных материалов для конкретного решения вопроса о возникновении этого города. Полагают, что древнейшее городище на Старокиевской горе возникло в конце V — начале VI в. По-видимому, это было поселение полян, их племенной и культовый центр. Можно полагать, что в IX—X вв. это городище стало детинцем, в котором находились княжеский двор, городская площадь, а также жилища и хозяйственные постройки горожан. В ближайших окрестностях — на Замковой горе, Детинке, Лысой горе и в других местах — в это время возникли посады.
Раскопки в Новгороде также не раскрыли конкретной картины происхождения этого города. Однако археологические наблюдения, данные геологического бурения и письменные источники позволили В. Л. Янину и М. X. Алешковскому предположить, что Новгороду предшествовали словенский, кривичский и чудский поселки, которые были племенными центрами. Началом Новгорода послужило объединение этих поселений, когда были отстроены общие укрепления. Эта гипотеза находит подкрепление в особенностях политической и административной жизни Новгорода в XII—XV вв. [1]
Полоцк, судя по материалам, которыми ныне располагает археология, вероятно, сложился на основе племенного центра одной из группировок кривичей. В литературе обращалось внимание на то, что он возник в зоне концентрации населения. Можно полагать, что полоцкий детинец, где княжил Рогволод, вырос на основе древнего городища, вокруг которого располагались ремесленно - земледельческие поселения, трансформировавшиеся в X в. в городские посады. Позднее, около рубежа X и XI вв., по-видимому, в связи с возрастающим значением водного пути по Западной Двине детинец был перенесен на другое место, в устье Полоты.
Обстоятельную картину перерастания 
одного из восточнославянских племенных 
центров в раннефеодальный 
Предназначалась она, надо полагать, для вечевых собраний и культовых празднеств, поэтому Изборск VIII — начала X в. можно считать племенным центром одной из группировок кривичей.
Жилища располагались в три-четыре ряда между площадью и валом. Они наземные, срубные, с типично славянским интерьером — отопительные устройства располагались в одном из углов (напротив входа). Печи — глинобитные, сводчатые, реже так называемого «латгальского типа». Некоторые жилища отапливались очагами, сложенными из песка или глины и обставленными плитняковыми камнями.
В середине X в. Изборск становится городом. Укрепленная часть его расширяется и дифференцируется на детинец и окольный город. В детинце, защищенном бревенчатой стеной по периметру, имелась вечевая площадь и около нее сравнительно свободно располагались дома северорусского облика. Следов ремесленной деятельности здесь не зафиксировано.
Окольный город имел земляные укрепления и уличную застройку. Жилища того же типа стояли здесь очень плотно. Судя по вещевым находкам, в них жили и работали преимущественно ремесленники.
Таким образом, Изборск из 
племенного центра превратился в 
типичный раннефеодальный город 
с характерной социально-
Данных археологии для изучения условий возникновения Ростова, Мурома и Белоозера пока нет. Можно только высказывать предположение, что они могли вырасти из племенных центров мери, муромы и веси. Если это так, то можно заключить, что древнейшие города на Руси выросли в основном из племенных центров восточных славян и финноугров, области расселения которых позднее вошли в состав Древнерусского государства. Эти поселения располагались в зонах концентрации земледельческого населения, на этих племенных центрах наблюдалось развитие ремесла и торговли.
Роль магистральных торговых путей в начальном периоде градообразования на Руси была второстепенной. Только Ладога, стоящая на таком пути, эволюционировала в город. Взаимосвязи Гнездова и Смоленска дискуссионные. Начальные страницы истории Любеча остаются темными. [2]
О планировочной структуре 
этого времени можно судить со 
значительно большей 
Важным источником служат также сохранившиеся в натуре фрагменты древних городских структур. Наличие их нетрудно установить либо по аномалиям в городской застройке (несоответствие расположения старых зданий позднейшей регулярной уличной сети), либо путем сопоставления современных планов с доперепланировочными XVIII в.
Еще одна группа источников - прямые исторические свидетельства XVI- XVII вв.: летописные данные, актовый материал, документы строительного характера (сметы, строительные и переписные книги, росписные списки и т.д.). Более того, имеются чертежи XVIII в., в той или иной мере достоверно отображающие планировочную структуру городов. Прежде всего, это известные аксонометрические планы Москвы, Владимира, Смоленска, Киева, Пскова и др. К ним следует присоединить иконографический материал по Новгороду, Пскову, Каргополю и другим городам. Раскрытию некоторых элементов планировки помогают и рисунки XVI-XVII вв., особенно иностранных авторов (С.Герберштейн, А.Олеарий, Я.Пальмквист и др.), запечатлевшие облик Москвы, Новгорода, Пскова, Торжка и других городов.
Чертежи-планы XVI-XVII вв. позволяют 
особо отметить одну важную особенность 
градостроительного мышления русских 
людей того времени. Они обнаруживают 
неравнозначность (в оценке из составителей) 
таких элементов городской 
Города Русского государства XVI-XVII вв. можно подразделить на новые («новоземельные») и старые, возникшие и развившиеся ранее, до образования Московской Руси.
Новые города, основанные прежде всего на вновь осваиваемых землях южной степной окраины, в Поволжье, Сибири и других областях, развивались преимущественно как города-крепости. Их крепостные центры отличались от крепостных ядер старых городов большей регулярностью, геометрически четким построением плана. Правда, это не было всеобщим правилом, так как нередко новые города возводились на сложном рельефе и на местах городищ (использование древних валов запустевших городов диктовало нерегулярный план новой крепости).