Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:21, доклад
Архитектура первых лет Октября одухотворена великими демократическими идеалами социалистической революции. Это были годы строительства первых промышленных сооружений, возводившихся по плану электрификации России, и увлечения проектами, в которых воплощались новые принципы расселения в социалистической республике, годы возникновения новых типов общественных зданий для города и деревни, связанных с выполнением программы культурной революции. Это были годы создания первых советских мемориальных сооружений, проникнутых революционным пафосом, годы осуществления ленинского плана монументальной пропаганды.
В это время лишь в немногих работах, посвященных частным проблемам истории советской архитектуры, более объективно освещался опыт архитектуры 1917-1925 гг. Это статьи Л. Ильина о "страницах ленинградской революционной архитектуры"16, некоторые творческие портреты мастеров советской архитектуры, помещенные в журналах 1937-1941 гг.
В дальнейшем архитектура
первых лет революции была в течение
длительного времени почти
Неизвестные изобразительные
материалы из истории советского
монументального искусства
Особое место занимают
известные монографии о мастерах
советской архитектуры, изданные в
1947-1953 гг., в которых содержится фактический
материал о творчестве А. Щусева, И.
Фомина, И. Жолтовского в первые послереволюционные
годы24. В них, как и в вышедшей
в 1953 г. книге М. Цапенко "О реалистических
основах советской архитектуры"
В наши дни ранний период истории советской архитектуры все более привлекает внимание исследователей. Это понятно, так как многие идеи и архитектурные замыслы, родившиеся в те годы, послужили истоками для всего последующего развития советской архитектуры. Однако еще до последнего времени в области истории и теории архитектуры не до конца преодолено крайне узкое понимание проблемы наследия. Опыт развития советской архитектуры первых двадцати лет, тем более период 1917-1925 гг., исследуется недостаточно.
За последние годы вышло лишь несколько. работ, в которых частично освещается история советской архитектуры первых лет революции. Это монографии о братьях Весниных25 и о Л. Рудневе26, автомонография А. Гегелло, где анализируется творческий процесс проектирования одного из первых советских жилых ансамблей и одного из первых рабочих клубов27. Появились статьи, в которых дана объективная оценка деятельности в середине 20-х - начале 30-х годов таких интересных мастеров, как М. Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, А. Никольский, К. Мельников28.
Новые исследования о плане монументальной пропаганды опубликованы арх. А. Стригалевьм29. Отдельные вопросы градостроительства первых лет революции рассмотрены в ряде журнальных публикаций М. Астафьевой30.
В последние годы выходили
труды, в которых было стремление
обобщить опыт послереволюционной советской
архитектуры. В 1957 г. К. Афанасьев, Н. Бачинский,
М. Ильин в двух очерках рассматривают
искусство архитектуры в ряду
других явлений советского искусства
на раннем этапе его развития. Этими
авторами был сделан первый опыт систематизации
наиболее известных произведений и
некоторых материалов истории советской
архитектуры31. В конце 1962 г. вышла "История
советской архитектуры", написанная
коллективом авторов в
Очень краткий очерк во
II томе "Всеобщей истории архитектуры",
вышедшей в 1963 г., весьма противоречиво
оценивает советскую
Как это ни странно, но наиболее серьезный и глубокий анализ развития советской архитектурной теории и практики начала 20-х годов дан в брошюре, обращенной к читателю не профессионалу и посвященной полувековому пути советской архитектуры35. Автор разделов об архитектурной жизни 20-х годов, С. Хан-Магомедов стремился показать прогрессивное в самом процессе становления советской архитектуры, используя интересные неосуществленные ранние архитектурные проекты и замыслы, оказавшие влияние на архитектуру будущего. Он привлекает внимание к творческим поискам первых архитектурных объединений - АСНОВА и ОСА, расширяя круг имен мастеров, стоявших у истоков советской архитектуры. Так на страницах книги появляются несправедливо забытые Н. Ладовский, К. Мельников, И. Леонидов и др., творчество которых еще недавно замалчивалось.
Для дальнейшей работы теоретиков
и историков советской
С 1958 г. в Институте истории искусств Министерства культуры СССР проводится систематический сбор и публикация документов и материалов, а также отдельных статей по истории советской архитектуры первых послереволюционных лет41. Институт рассматривает все эти исследования как подготовительный этап для создания в дальнейшем полной истории советского зодчества. К числу таких работ относится предлагаемая книга.
Автор не задавался целью
написать исчерпывающую историю
советской архитектуры 1917-1925 гг. Главным
представлялось выявление путей, которыми
шло становление ведущих
В те трудные годы невозможно
было реализовать многие замыслы
советских архитекторов и инженеров-строителей.
Правильное понимание архитектурной
жизни тех лет требует изучения
не только немногих осуществленных сооружений,
но и сохранившихся эскизов, проектов,
программ проектирования. Историку архитектуры
эти материалы помогут глубже
понять деятельность государственных
органов и отдельных
Важным было исследование ранее неизвестных документов и материалов42. При подготовке книги были использованы материалы, хранящиеся в архивах Москвы: Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства СССР, Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, Московском областном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства, Городском историческом научно-техническом архиве АПУ г. Москвы; Ленинграда: Центральном государственном историческом архиве, Ленинградском областном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства; Архиве Академии художеств СССР; Ярославля: Ярославском областном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства.
Кроме того, привлечены материалы фондов ряда музеев и учреждений: Музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР, Государственного музея русской архитектуры им. А. В. Щусева (ныне объединенный - Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева), Музея истории и реконструкции города Москвы, Музея истории и реконструкции города Ленинграда, Музея Академии художеств СССР, Союза архитекторов СССР, научного фонда Ленинградского филиала б. Академии строительства и архитектуры СССР.
Наряду с материалами из архивов и музеев использованы публикации периода 1917-1925 гг. в центральной периодической печати (газеты "Правда" и "Известия")43, а также в периферийной периодической печати: "Брянский рабочий" (г. Брянск), "Тверская Правда" (г.Тверь), "Уральский рабочий" (г. Свердловск), "Саратовские известия" (г. Саратов), "Рабочий край" (г. Иваново), "Призыв" (г. Владимир), "Советская Сибирь" (г. Новосибирск), "Нижегородская коммуна" (г. Горький) и др.
Книга посвящена развитию архитектурной мысли в первые послереволюционные годы, истории идей, зародившихся в советской архитектуре на самом раннем этапе. Поэтому не совсем обычен метод исследования, принятый в ней. Чаще всего это не анализ сооружений или архитектурных проектов, а "словесная реконструкция" замыслов, иногда прямые описания утраченных проектов по архивным и литературным источникам, реже - беглые упоминания о второстепенных событиях или фактах. При этом малоизвестным проектам и сооружениям дается относительно подробная характеристика, которая не требуется при рассмотрении хорошо изученных выдающихся произведений архитектуры 1917-1925 гг.
Читателю может показаться,
что книга несколько
Для общей оценки особенно важно выявить положительное в архитектурной практике той поры. Основное внимание обращено на постройки, проекты и идеи, которые могут быть отнесены к прогрессивным явлениям архитектурной жизни периода 1917-1925 гг. Предметом рассмотрения нередко становились скромные по своим художественным достоинствам работы, если в них заключены зерна будущего развития советской архитектуры. Исследователь советской архитектуры имеет право на такое преимущественное выявление прогрессивных сторон каждого рассматриваемого периода; так и в истории мировой архитектуры основное внимание уделяется тем произведениям, в которых наиболее последовательно выражены ведущие тенденции времени, а не эпигонству, эклектике или занимательной фантастике дилетантов. Не все замыслы советских архитекторов первых лет революции зрелы. Большинство произведений отнюдь не совершенно. При оценке их деятельности необходимо помнить слова В. И. Ленина о том, что "исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками"44.
Время с полной ясностью обнаружило силу архитектурных идей первых лет Октября. Источником их было уважение к человеку-гражданину, благородная ответственность зодчих за судьбы государства и народа. В архитектуре тех лет не устарело главное - ее подлинный гуманизм.