Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:47, реферат
Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства – рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности – функциональную, эстетическую и конструктивную.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Республиканский период 5
1.1. Эпоха царей (753—510 гг. до н. э.) и период ранней Республики (V — IV вв.) 5
1.2. Эпоха республики. III – II век до н.э. 8
1.3. Эпоха Суллы (начало I века до н.э.) 11
Глава II. Имперский период 14
2.1. Эпоха Августа (30 г. до н. э.— 14 г. н. э.) 14
2.2. Династия Юлиев-Клавдиев (15 — 68 г. н. э.) 20
2.3. Эпоха Флавиев (69—96 гг.) 21
2.4. Эпоха Траяна (98—117 гг.) - Адриана (117—138) 25
2.5. Эпоха Антонинов (138 — 192) 31
2.6. Эпоха Северов (193 — 217) 33
2.7. Заключительный этап (270 — 337) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гладкая непроницаемая поверхность стены в несравненно большей мере отвечает практической и художественной задаче изоляции здания от окружающего его пространства, чем (хотя бы и конструктивно необходимые) колоннады эллинского периптера, что и делает формы римской архитектуры несравненно более реалистическими, чем формы эллинского зодчества.
Достойно внимания назначение храма служить местом культа не одного божества, а всей совокупности богов. Это явление находится в связи с постепенным включением в орбиту римской религии всех главнейших культов, существовавших на громадной территории империи, и соответствует философии данной эпохи. В это время широким распространением пользуется учение стоиков, выступавших с проповедью космополитизма и выдвигавших положение, что все люди составляют единый организм.
В 123—126 гг. преемником Траяна Адрианом (117—138) сооружается грандиозная вилла в Тибуре (Тиволи), представлявшая собой сложный комплекс построек. Отдельные части виллы должны были увековечить воспоминания Адриана о его путешествиях по Греции и Востоку, воспроизводя Stoa poikile, Академию, Ликей, Каноп, Темпейскую долину. Это стремление повторить некоторые прославленные сооружения древнего зодчества в полной мере отвечают классицистическим тенденциям, господствовавшим в искусстве рассматриваемого периода, имевшим вместе с тем оттенок романтики.
В эпоху Адриана были произведены обширные реставрационные работы на Forum Romanum. В 135 г. около этой площади был построен большой храм Венеры и Ромы. Обрамленный портиками храм стоял на платформе 145 м длиной и 100 м шириной. Обычный для римских храмов подий отсутствовал; взамен него храм со всех сторон окружали ступени.
Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадных сторон по десяти, с длинных — по двадцати колонн. Внутреннее помещение храма было разделено поперечными стенами на две целлы. Перед каждой из них находился четырехколонный портик (пронаос) в антах. Пол в целлах был выше, чем в портиках. Посредине задней стены каждой целлы находилось по большой полукруглой нише; они были отделены одна от другой общей стеной. В одной и этих ниш помещалась статуя Ромы, в другой — Венеры. Длинные стены целлы были украшены колоннадами и нишами. Обе целлы, а также и портики перед ними были перекрыты сводами, что находилось в известном противоречии с двускатной кровлей храма.
Стены храма были построены из кирпича; для облицовки широко применялся мрамор; убранство отличалось большой роскошью.
Ряд выдающихся памятников архитектуры сооружается в эпоху Адриана и в римских провинциях.
В Афинах заканчивается храм Зевса Олимпийского, не доведенный до конца Антиохом Эпифаном и после подвергшийся разрушению. Вокруг этого здания сооружается ряд новых построек, образующих «Город Адриана», который соединялся со «старым» городом большими воротами (18 м в вышину и 13,5 м в ширину), исполненными из пентеликонского мрамора. В нижнем ярусе, представлявшем собой сплошную стену, обрамленную с боков коринфскими пилястрами, был прорезан большой проход. Проход был фланкирован пилястрами, также коринфского ордера, но меньших размеров, над которыми вдоль арки шла профилированная выкружка. Между большими и малыми пилястрами на особых постаментах стояли коринфские колонны, поддерживавшие выступы антаблемента, венчавшего нижний этаж ворот.
Очень легкий сквозной верхний ярус состоял из коринфских колонн и столбов, поддерживавших антаблемент, средняя часть которого была увенчана фронтоном. В этом памятнике мы снова находим уже отмеченную нами попытку дать своеобразное сочетание греческих и римских элементов в утонченно изысканных формах.
Значительно более монументальным характером отличаются сохранившиеся части библиотеки Адриана в Афинах. До нас дошел тянущийся вдоль сплошной стены ряд круглых коринфских колонн. Очень своеобразный антаблемент венчает стену и образует над колоннами небольшие, отвечающие по форме капителям выступы. Этот прием оживления стены мы уже встречали ранее на форуме Нервы.
Из других построек Адриана отметим грандиозный, очень своеобразный по плану храм в Кизике. Этот храм представлял собой периптер, имевший по шести колонн с фасадных и по пятнадцати с длинных сторон. Небольшая целла, имевшая две двери, обращенные к переднему и заднему фасадам, была единственным внутренним помещением храма. Большое свободное пространство между целлой и обоими фасадами заполнялось колоннами, общее число рядов которых с передней стороны было пять, а с задней — три.
2.5. Эпоха Антонинов (138 — 192)
Строительная деятельность при преемниках Адриана Антонинах (138—192) значительно бледнее, чем в первые десятилетия II в. Это не отзывается на сооружениях, имеющих чисто утилитарное назначение, постройка которых идет весьма интенсивно, но от этой эпохи до нас почти не дошло памятников, которые имели бы большое значение в развитии стиля римского зодчества.
При Антонине Пие (138—161) на римском Форуме был сооружен храм Фаустины, украшенный колоннадой. Передняя часть этого храма сохранилась. Портик обрамляли большие колонны коринфского ордера, исполненные из светло-зеленого мрамора; с фасада их было шесть, с боков — по три. Легкий антаблемент был украшен узким рельефным фризом.
Воздвигнутая в Риме колонна Марка Аврелия (161—180) не представляла собой чего-либо нового в архитектурном отношении, являясь в основном повторением Траяновой колонны.
В эпоху Антонинов в Греции был сооружен ряд построек богатым оратором Геродом Аттиком; отметим Одеон (закрытый театр) в Афинах и Экседру в Олимпии; последняя представляла собой полукруглую в плане, обрамленную с боков крыльями постройку с полукупольным перекрытием. Это сооружение резко дисгармонировало со всем ансамблем в Альтисе.
К эпохе Антонинов относится начатый постройкой при Антонине Пие грандиозный комплекс акрополя Гелиополя (Баальбека). Он достигал в длину почти 300 м и состоял из колоссального храма и ряда предваряющих к нему доступ помещений, расположенных строго симметрично.
Широкая лестница вела к двенадцатиколонному портику пропилеи, весьма широких по фасаду, но неглубоких; оттуда три двери вели в шестиугольный, обрамленный колоннадами двор, на противоположной стороне которого были тоже три двери в следующий большой квадратный двор, с трех сторон обрамленный колоннадами. Заднюю сторону двора замыкал большой храм.
Это был колоссальный периптер, имевший по десяти колонн с фасадных и по девятнадцати — с длинных сторон. Колонны до 19 м высотой стояли на больших базах; гладкие стволы увенчивались пышными коринфскими капителями. Легкий коринфский антаблемент был богато орнаментирован украшениями, отличающимися, подобно капителям колонн, беспокойным динамическим характером.
К югу от большого храма находился второй периптер, значительно меньших размеров; на коротких сторонах этого храма было по восьми и на длинных — по пятнадцати колонн. Высота колонн равнялась 16 м. Храм стоял на высоком подии; с восточной стороны в него вела лестница, за которой находился глубокий портик. Пронаос был обрамлен антами; богато орнаментированная дверь вела из него в целлу. В глубине целлы находилась широкая лестница, по которой поднимались в адитон.
Внутренние стороны боковых стен целлы оживлялись приставленными к ним коринфскими колоннами. Колонны стояли на особых цоколях и имели небольшие базы, каннелированные стволы и очень пышные капители. По стене, над колоннами, проходил такой же уступчатый антаблемент, как на форуме Нервы. В промежутках между колоннами находились расположенные в два яруса ниши и табернакели, что придавало стенам сходство с фасадом сцены римских театров.
Чрезмерно загруженные тяжеловесными роскошными украшениями, полными беспокойной динамики, грандиозные постройки Гелиополя имеют торжественный, несколько напыщенный характер.
Эти явления в архитектуре любопытно сравнить со скульптурным портретом эпохи Антонинов; контрастное сопоставление формы придает ему беспокойный характер, который усиливается игрой светотени, создающей иногда чисто декоративные эффекты.
2.6. Эпоха Северов (193 — 217)
При Септимии Севере (193—211) в Риме производились большие реставрационные работы. Из вновь построенных сооружений самое видное место занимал дворец, вход в который был украшен грандиозной трехъярусной кулисой, именовавшейся Septizodium (или Septizonium), сооруженной в 203 г. Она представляла собой сложное сочетание массивов стен, арок и колонн и помимо этого была обильно украшена скульптурой; в композицию, кроме того, были введены фонтаны.
Так же обильно была украшена большая (23 м в вышину) трехпролетная арка, воздвигнутая в честь Септимия Севера и его сыновей, Геты и Каракаллы. Пролеты арки были обрамлены коринфскими каннелированными пилястрами и коринфскими колоннами, стоявшими на особых постаментах и поддерживавшими выступы антаблемента. Постаменты колонн были украшены рельефами; на стенах же, между колоннами, сплошь покрывавшие их рельефы располагались в несколько рядов. С этой крайней загруженностью украшениями нижних средних частей здания контрастировала гладкая поверхность покрытого длинной надписью аттика.
Каракалла (211—217) достроил начатые еще его отцом термы. Эта грандиозная, прекрасно оборудованная, роскошно украшенная постройка находилась в большом (350 м в длину) почти квадратном парке, со всех сторон обрамленном постройками. Термы Каракаллы представляли сложный комплекс разнообразных помещений, строго симметрично расположенных и дававших сочетание различным образом организованных объемов и пространств.
В эпоху Северов шла интенсивная строительная деятельность в Северной Африке, в результате которой появился ряд городов-лагерей. Среди них особенно интересна Тебесса, где в начале III в. был построен небольшой (9 м ширины, 14,7 м длины) храм коринфского ордера.
Храм имел довольно глубокий шестиколонный портик, причем четыре колонны стояли по фасаду; стены целлы снаружи украшены пилястрами. Пышным капителям колонн и пилястров отвечает обилие рельефных украшений антаблемента, сплошь покрывающих не только фриз, но и архитрав; эти украшения не идут непрерывной лентой и разделены соответственно колоннам особыми цезурами.
Из других построек в Тебессе укажем еще триумфальную арку, воздвигнутую в 214 г. в честь Каракаллы. Эта арка — однопролетная, но открывается воротами не в две, а в четыре стороны (тетрапил).
2.7. Заключительный этап (270 — 337)
Эпоха, последовавшая за династией Северов, крайне беспокойна и полна военных столкновений. Характерно, что в это время строится ряд оборонительных сооружений. Император Аврелий (270—275) окружает Рим крепостной стеной. Близки ей по времени городские ворота Вероны (известные под названием Porta dei Borsari) и Трира (Porta Nigra).
В III в. пышно расцветает Пальмира, распланированная по заранее составленному плану и богато украшенная грандиозными колоннадами; Decumanus (главная улица) этого города образовала грандиозный проспект в 1135 м длиной, по обе стороны которого стояло триста семьдесят пять колонн, поддерживавших довольно тяжелый антаблемент. Высота колонн равнялась 17 м. На гладких стволах их, несколько выше середины, помещались сильно выступавшие консоли. За колоннадами располагались дома, склады, лавки и другие здания. Колоннады заканчивались трехпролетной триумфальной аркой, обрамленной пилястрами и богато украшенной орнаментами.
Эпоха Диоклетиана (284—305) и его ближайших преемников являет собой заключительный этап развития античного искусства вообще и архитектуры в частности.
Главнейшим сооружением Диоклетиана в Риме были грандиозные термы, сооруженные в 302—305 гг. По плану они были близки термам Каракаллы, но вмещали вдвое большее количество посетителей (свыше 3 000 человек). Довольно значительные части терм Диоклетиана сохранились до настоящего времени. Tepidarium (теплая баня) этих терм, служащий в настоящее время церковью (S. Maria degli Angeli), дошел до нас в очень хорошем состоянии. Это помещение перекрыто очень смело выведенными крестовыми сводами.
Другим памятником архитектуры, связанным с именем Диоклетиана, является его дворец в Салоне (Спалато). Он резко отличается от резиденций римских императоров I — II вв. и всецело отвечает новым условиям превращающейся в восточную деспотию Римской империи.
Дворец занимает обширное прямоугольное пространство (более 37 000 м2), укрепленное стенами и башнями. Распланировка помещений была проведена по принципу военного лагеря. Всюду господствовала симметрия. Две широкие улицы делили лагерь-дворец на четыре равные части. В одной из таких прямоугольных частей находилась большая восьмиугольная в плане постройка, около которой стояли весьма характерные для позднего античного зодчества, поддерживавшие ряд арок, колоннады.
Преемник Диоклетиана, Максенций (206—212), сооружает в Риме базилику, законченную, возможно, уже после его смерти. Это грандиозное здание делилось на три нефа, причем средний неф был значительно шире и выше боковых (ширина его была 25 м, высота 35 м). Средний неф был перекрыт тремя крестовыми, а каждый боковой — тремя бочарными сводами.