Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:33, доклад
Я анализирую Постановление Конституционного суда от 24 октября 2013 №22-П по делу о проверке конституционности абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
Субъектом данного обращения в Конституционный Суд РФ является Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, а так же Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
Анализ постановления Конституционного Суда РФ №22-П
Я анализирую Постановление Конституционного суда от 24 октября 2013 №22-П по делу о проверке конституционности абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
Субъектом данного обращения в Конституционный Суд РФ является Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, а так же Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы вышеупомянутых субъектов. В связи с обжалованием одного и того же предмета, Конституционным Судом в рамках федерального конституционного закона эти дела были объединены в одно.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Несоответствие статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" статьям 6 (часть 2), 7 (часть 2), 18, 30 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации заявители по настоящему делу усматривают в том, что ее положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - устанавливают исчерпывающий перечень структурных подразделений профсоюза и тем самым препятствуют созданию иных, не поименованных в них структурных подразделений, т.е. ограничивают его право самостоятельно определять в уставе свою внутреннюю структуру.
Профсоюзы путем сотрудничества с работодателями и институтами публичной власти обеспечивают участие работников в установлении условий труда и тем самым - взаимодействует гражданское общество и государство в сфере управления трудом, стабильность трудовых отношений. Конституция Российской Федерации в свою очередь защищает не только свободу создания профсоюзов, но и свободу их деятельности, с тем, чтобы граждане, объединившись, имели возможность эффективно отстаивать свои социально-трудовые права и интересы. Исходя из этого федеральный законодатель определяет с учетом требований международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, основы реализации ее гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, создания и деятельности профсоюзов, их правовое положение, права и обязанности.
Общественные отношения,
возникающие в связи с
Деятельность профсоюзов подчинена целям их создания, а правовая природа и статус профсоюзов как общественных объединений обусловливают их правомочие самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру, причем так, чтобы обеспечить осуществление возложенных на них законом и уставами представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов, в том числе решать вопросы о необходимости создания конкретных структурных подразделений и закреплять в уставе соответствующие положения. Гарантии, установленные пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и частью первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяются исключительно на руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы; иные же гарантии для членов профсоюза могут быть установлены только в рамках коллективных договоров, соглашений по взаимному волеизъявлению социальных партнеров.
В статье 3 «Основные термины» Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» приводятся значения применяемых для целей данного Федерального закона терминов, которыми определяются возможные виды профсоюзных организаций (их статус), такие как первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюза (абзацы первый - восьмой). Включение в текст вышеназванного Федерального закона этих положений было направлено на достижение определенности и ясности правового регулирования, обеспечение единообразия в понимании соответствующих терминов, исключение возможности их произвольного использования в организационном построении профсоюзов. В течение длительного времени они применялись в соответствии с их буквальным смыслом и ни сами по себе, ни в системе действующего правового регулирования не рассматривались как устанавливающие исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений.
Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в 2011 году положения абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" были истолкована Министерством юстиции Российской Федерации, органами прокуратуры и судами как определяющая структурное построение профсоюза, содержащая исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и не допускающая возможность создания профсоюзов других видов, а также создания в их структуре, не предусмотренных ею подразделений.
В результате такого истолкования
были признаны противоречащими федеральному
законодательству Устав Нефтегазстройпрофсоюза
России в части, предусматривавшей
создание объединенной профсоюзной
организации и межрегиональной
профсоюзной организации, цеховой
профсоюзной организации и
Тем самым в правоприменительной
практике положениям абзацев первого
- восьмого статьи 3 Федерального закона
"О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности" был
придан смысл, расходящийся с целями,
которые преследовал
Оспариваемые нормы в
таком истолковании, которое сложилось
в правоприменительной
Правоприменительные решения,
вынесенные в отношении Общероссийского
профессионального союза
Данное Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Так же подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Анализ Постановления Конституционного Суда №23-П.
Настоящее Постановление
окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после
провозглашения, действует непосредственно
и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами. Так
же подлежит незамедлительному опубликованию
в "Российской газете", "Собрании
законодательства Российской Федерации"
и на "Официальном интернет-портале
правовой информации".
Информация о работе Анализ постановления Конституционного Суда РФ №22-П