Основные циклы кризиса: Кондратьева, Жугляра, Китчина, Кузнеца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Все циклы в своей сущности различны, каждый цикл имеет свои особенности. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо «особыми» обстоятельствами. В периоде между кризисами, возможны волнения, в виде частичных, малых и промежуточных спадов, что дало основание говорить о разных типах экономических кризисов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

циклы кризисов.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Все циклы в своей сущности различны, каждый цикл имеет свои особенности. При этом каждый кризис возникает как бы неожиданно и вызывается какими-либо «особыми» обстоятельствами. В периоде между кризисами, возможны волнения, в виде частичных, малых и промежуточных спадов, что дало основание говорить о разных типах экономических кризисов.

Современная экономика в основном оперирует четырьмя типами цикличности:

  • краткосрочным;
  • среднесрочным;
  • длинноволновым;
  • столетним.

В таблице 1 отмечены четыре наиболее часто упоминаемых1.

 

Таблица 1. Основные типы циклов

Тип

Длина цикла

Главные особенности

Китчина

3-4 года

Величина запасов колебания  ВНП, инфляции, занятости, товарные циклы

Жуглара

7-12 лет

Инвестиционный цикл колебания в ВНП, инфляции и занятости.

Кузнеца

16-25 лет

Доход Иммиграция Жилищное строительство совокуп. спрос доход

Кондратьева

40-60 лет

Технический прогресс, структурные  изменения


 

Циклы Дж. Китчина – краткосрочные (малые) циклы рыночной конъюнктуры в 3–4 года, открытые в 1920-е годы английским экономистом Джозефом Китчином. Их обычно связывают с нарушением и восстановлением равновесия на товарном рынке вследствие периодического массового обновления номенклатуры продукции.

Сам Китчин объяснял существование  краткосрочных циклов колебаниями мировых запасов золота, однако в наше время такое объяснение не может считаться удовлетворительным. В современной экономической теории механизм генерирования этих циклов обычно связывают с запаздываниями по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами.

На улучшение конъюнктуры  фирмы реагируют полной загрузкой  мощностей, рынок наводняется товарами, через какое-то время на складах  образуются чрезмерные запасы товаров, после чего принимается решение  о снижении загрузки мощностей, но с определенным запаздыванием, так как информация о превышении предложения над спросом сама обычно поступает с определенным запаздыванием, кроме того требуется время на то, чтобы эту информацию проверить; определенное время требуется и на то, чтобы принять и утвердить само решение. Кроме того наблюдается определенное запаздывание между принятием решения и актуальным уменьшением загрузки мощностей (на приведение решения в жизнь тоже требуется время). Наконец, ещё один временной лаг существует между моментом начала снижения уровня загрузки производственных мощностей и актуальным рассасыванием избыточных запасов товаров на складах. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра  наблюдаются колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей, но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал2.

Циклы Н. Кондратьева – длинноволновые (большие) циклы, охватывающие примерно 50 лет. Их существование связано с необходимостью смены базовой инфраструктуры рыночного хозяйства: мостов, дорог, зданий и сооружений, которые служат в среднем 40–60 лет.

Теорию длинных циклов развития мирового рыночного хозяйства  разработал Н.Д.Кондратьев, изложив  ее основы в докладе "Большие циклы  экономической конъюнктуры" 6 февраля 1926 года в Институте экономики Российской ассоциации НИИ общественных наук, где он отмечал: "Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная причина их лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных производительных сил".

Динамика и ритм больших  циклов обладает внутренней закономерностью  – это отражение ритма объективного развития экономики в процессе развития производительных сил общества. Этот процесс не может протекать непрерывно одним и тем же темпом, т.к. он протекает в конкретных условиях капиталистического общества, т.е. в условиях конкретного накопления и инвестирования капитала. "Каждая последующая фаза цикла есть следствие кумулятивно накапливающихся условий в течение предыдущего времени, - писал Н.Д.Кондратьев, - и каждый новый цикл при сохранении принципов капиталистической организации хозяйства столь же закономерно следует за другим, как одна фаза одного и того же цикла за другой. Но при этом необходимо помнить, что каждый новый цикл протекает в новых конкретно-исторических условиях, на новом уровне развития производительных сил и потому вовсе не является простым повторением предыдущего цикла"3.

Большие циклы Н.Д.Кондратьев разделил на две стадии или две волны: понижательную и повышательную. В понижательную волну мировая экономика попадает тогда, когда происходит насыщение мировой экономики и наступает предел ее развития для данного ТУ, что приводит к распылению и непроизводительному потреблению капитала, когда он уходит из реальной сферы экономики в виртуальную и начинает "делать деньги из воздуха", надувая "финансовые пузыри". Поэтому требуется осуществить процесс "перезагрузки" мировой экономики с целью аккумуляции, накопления и концентрации капитала для формирования нового ТУ.

Повышательная волна  цикла начинается с того момента, когда "накопление и аккумуляций  капитала достигают такого напряжения, при котором становится возможным  рентабельное инвестирование капитала (Н.Кондратьев)" в создание производительных сил нового, более высокого уровня, осуществляющее качественное, радикальное перевооружение производства и переход на новый ТУ. Таким образом, все разговоры об инновационной экономики не имеет под собой никакого основания, т.к. для внедрения инноваций в экономику любой страны мира должны созреть необходимые предпосылки, говоря языком Н.Кондратьева, "накопление и аккумуляция капитала должны достичь такого напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала в инновации". Должна созреть не только потребность, но и абсолютная необходимость в этих инновациях, чтобы без внедрения конкретных инноваций рост мировой экономики был бы невозможен4.

В своей основной работе, Кондратьев проанализировал некоторые макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 годы (более полной статистики на тот момент не было). Построив и сгладив графики, устранив краткосрочные колебания, он обнаружил, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873, а минимумы - в 1845 и 1896 гг. Кроме того, во время подъема длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и в мировое разделение труда. На основании этих наблюдений Кондратьев сделал долгосрочный прогноз до 2010 года, предсказав, в частности, Великую депрессию 1930-х годов.

I. К-цикл: понижательная  волна с сер. XVIII века до конца  1780-х гг.

повышательная волна: с кон.1780-х гг. до 1814-20 гг.

II. К-цикл: понижательная волна:  с 1814-20 гг. до 1844-51 гг.

повышательная волна: с 1844-51 гг. до 1870-75 гг.

III. К-цикл: понижательная волна:  с 1870-75 гг. до 1890-96 гг.

повышательная волна: с 1890-96 гг. до 1914-20 гг.

IV. К-цикл: понижательная волна:  с 1914-20 гг. до 1939-45 гг.

повышательная волна: с 1939-45 гг. до 1966-71 гг.

V. К-цикл: понижательная волна: с  1966-71 гг. до 1980-85 гг.

повышательная волна с 1980-85 гг. до 2003-08 гг.5

До сих пор так  и не найдено объяснения подобной зависимости. Особенно непонятно почему, несмотря на заметное изменение экономики по мере ее развития, ритм Кондратьевских волн не меняется и почему волны Кондратьева синфазны для разных стран мира.

Волны Кондратьева не стоит рассматривать только как одну из форм цикличной экономической динамики. Это одна из разновидностей исторических циклов, охватывающих всю структуру общества.

К настоящему времени  предложено значительное число объяснений наблюдаемой динамике кондратьевских волн. На ранних стадиях исследований волн кондратьевские циклы были с наибольшей надежностью выявлены для ценовых индексов, большинство объяснений, предложенных в этот период, были монетарного плана. В частности, их связывали с инфляционными шоками, порожденными наиболее масштабными войнами. В дальнейшем такие объяснения утратили свою популярность, так как кондратьевская волновая структура в колебаниях ценовых индексов перестала прослеживаться после Второй мировой войны, а фактически процесс трансформации динамики цен начался еще в 1920-х гг., когда отсутствие видимой инфляции вводило в заблуждение даже выдающихся экономистов.

Сам Н.Д. Кондратьев объяснял динамику длинных волн прежде всего на основе динамики капитальных инвестиций (уделяя в то же время определенное внимание и динамике технологических инноваций). Это направление в объяснении кондратьевской волновой динамики получило свое дальнейшее развитие в работах Э. Мандела, Дж. У. Форрестера и его коллег, А. ван дер Цвана, Х. Глисмана, Х. Родемера, Ф. Уолтера и т.д.

Однако в последние  десятилетия наиболее популярным стало объяснение динамики кондратьевских волн, связывающее ее с волнами технологических инноваций. Это направление получило значительное развитие в исследовании Й. А. Шумпетера, который стал видеть именно в волнах технологических инноваций важнейшее объяснение причин больших циклов. В рамках этого подхода каждая кондратьевская волна связана с определенным ведущим сектором (или ведущими секторами), технологической системой, технологическим стилем или технико-экономической парадигмой.

Было предпринято и  несколько попыток объединить инвестиционное и инновационное объяснения волновой динамики Кондратьева в рамках единого теоретического подхода.

Тем не менее, объяснение природы кондратьевских волн сегодня едва ли не так же далеко от приемлемого объяснения, как это было во времена Кондратьева6.  

Циклы Кузнеца, или  ритмы Кузнеца, – экономические циклы продолжительностью 15-25 лет, третьи по продолжительности после циклов Китчина и Жюгляра.

Первооткрыватель этих волн деловой  активности американский экономист  российского происхождения, нобелевский  лауреат Саймон Кузнец связывал их появление с демографическими процессами, такими как эмиграция, а также  с этапами капитального строительства.

В настоящее время многие экономисты сходятся в другом мнении: основа циклов Кузнеца – это технологические  изменения, происходящие в связи  с новыми научными открытиями.

Циклы Кузнеца не раз подвергались критике. Так, их существование оспаривалось другим американским экономистом Е. Филиппом Хорвеем в 60-х годах прошлого века. Однако более поздние данные, когда появилась возможность использовать компьютерные модели спектрального анализа, все-таки подтвердили наличие ритмов Кузнеца, в частности при анализе мирового ВВП, а также стоимости на недвижимость таких стран, как Япония.

Циклы Кузнеца могут объяснить  нынешний спад мировой экономики. Действительно, последнее десятилетие XX века было отмечено бурным развитием компьютерных технологий, созданием Всемирной сети и др. Мир стал другим. Однако в самом начале 2000-х происходит перенасыщение рынка высоких технологий, что сопровождалось так называемым кризисом доткомов. В 2000-х в экономике наметился спад. С точки зрения волновой теории это происходит из-за того, что технологии XX века исчерпали себя. Для дальнейшего подъема нужны научные открытия, которые должны воплотиться в новых продуктах или услугах7.

Циклы Жюгляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра  наблюдаются колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина, здесь добавляются еще и временные задержки между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей (а также между возведением и актуальным запуском соответствующих мощностей). Дополнительная задержка формируется и между спадом спроса и ликвидацией соответствующих производственных мощностей. Данные обстоятельства и обуславливают то, что характерный период циклов Жюгляра оказывается заметно более продолжительным, чем характерный период циклов Китчина. Циклические экономические кризисы/рецессии могут рассматриваться в качестве одной из фаз цикла Жюгляра (наряду с фазами оживления, подъёма и депрессии). Вместе с тем от фазы кондратьевской волны зависит глубина этих кризисов.

В цикле Жюгляра достаточно часто выделяют четыре фазы, в которых  некоторые исследователи выделяют подфазы:

  1. фаза оживления (подфазы старта и ускорения);
  2. фаза подъема, или процветания (подфазы роста и перегрева, или бума);
  3. фаза рецессии (подфазы краха/острого кризиса и спада);
  4. фаза депрессии, или застоя (подфазы стабилизации и сдвига).

Фазе оживления. В данной происходит выход экономики из застоя (после более или менее длительной фазы депрессии), после того, как в ней уже накопились необходимые капиталы, прошли основные банкротства, установилось определенное соответствие (равновесие) между спросом и предложением, ценами и затратами; за прошедший период произошло определенное переоборудование предприятий, а также уже могли быть сделаны выводы из предыдущего кризиса, например изменены некоторые правовые нормы.

Фаза подъема. Рост ускоряется, оживление становится всеобщим. Для активного подъема очень часто нужен внешний фактор, например в виде нового емкого внешнего рынка сбыта. Повышается спрос на ресурсы и товары, значительно увеличиваются инвестиции. Это обычно ведет к повышению цен. Растет спрос и на кредит, создаются новые предприятия, происходят активные спекуляции на бирже. Если рост продолжается и становится бурным, то экономика переходит в подфазу бума (перегрева), что ведет к напряжению денежного рынка, так как свободных денежных ресурсов не хватает. В итоге цены быстро растут, создаются т.н. «пузыри», усиливаются спекуляции.

Фаза рецессии. В конечном счете в процесс вмешиваются какие-то факторы (например, неожиданное падение спроса или цен, банкротство крупной фирмы, дефолт иностранного государства, дополнительный спрос на деньги при осложнении политической обстановки), в результате начинаются крах и острый кризис. Далее происходят спад в промышленности, банкротства, резкое уменьшение заказов, закрытие или частичная приостановка многих предприятий, рост безработицы и т.п.

Фаза депрессии – период застоя и очень вялого течения экономической жизни, когда экономика постепенно как бы приходит в чувство, отходит от горячки и краха, запасы рассасываются, цены обычно сильно падают (в современную эпоху, правда, цены ведут себя во многом уже по-другому, чем раньше).

Для J-циклов часто характерен быстрый, иногда просто взрывной подъем (бум), сопровождающийся разгулом спекуляций с товарными и фондовыми ценностями и огромным увеличением рискованных операций, и затем еще более быстрый крах8.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Информация о работе Основные циклы кризиса: Кондратьева, Жугляра, Китчина, Кузнеца