Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:45, контрольная работа
Гринмейл, или, как его иначе именуют, – корпоративный шантаж, в классическом понимании представляет собой комплекс различных корпоративных действий, предпринимаемых миноритарным акционером (участников общества) в целях вынудить общество или основных его акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по весьма высокой цене. Иными словами, гринмейл является разновидностью высокоинтеллектуального вымогательства. Целью данной работы является изучение термина «гринмейл» и выявление особенностей национального гринмейла.
Введение 3
Глава 1. Гринмейл 4
1.1. «Гринмейл» как термин 4
1. 2. «Отец гринмейла» 5
Глава 2. Национальный гринмейл 8
2.1. Особенности национального гринмейла 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Содержание
Введение
Глава 1. Гринмейл
1.1. «Гринмейл»
как термин
1. 2. «Отец гринмейла»
Глава 2. Национальный
гринмейл
2.1. Особенности
национального гринмейла
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
«Не надо ругаться нехорошими словами типа «гринмейл». Нет у нас гринмейла (пока). Есть самозащита акционеров от произволаэмитента» [Цит 1, с. 20] – такое мнение встречается на форуме «Акционерные войны».
Гринмейл, или, как его иначе именуют, – корпоративный шантаж, в классическом понимании представляет собой комплекс различных корпоративных действий, предпринимаемых миноритарным акционером (участников общества) в целях вынудить общество или основных его акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по весьма высокой цене. Иными словами, гринмейл является разновидностью высокоинтеллектуального вымогательства. [4, с. 87]
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современное общество вынуждено существовать в условиях гринмейла, понятие которого становится все более популярным у нас в стране.
Целью данной работы является изучение термина «гринмейл» и выявление особенностей национального гринмейла .
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) изучить определения термина «гринмейл»;
2) выявить основные
особенности национального
Предметом изучения являются особенности национального гринмейла.
Объект изучения – национальный гринмейл.
Методологическая база: “Акционер против акционерного общества” Александра Осиновского и научно-практическое пособие «Противодействие недружественным поглощениям».
Глава 1. Гринмейл
1.1. «Гринмейл» как термин
Жаргонное слово
«greenmail» давно стало
Словарь рыночной экономики [2] трактует этот термин следующим образом: «Гринмейл (greenmail) — корпоративный шантаж путем скупки значительного числа акций какой-либо компании с предложением продать их по повышенным ценам при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве ».
С точки зрения среднего россиянина возможно мнение, что в этих действиях ничего противозаконного нет, но «за бугром», в странах, где история фондового рынка и корпоративных отношений насчитывает века, к таким вещам отношение несколько иное. В США, например, гринмейл, как тактика поглощения, был законодательно запрещен еще в 1987 году установлением налогов, поглощающих всю прибыль, которую позволяет получить данная стратегия.
Гринмейл, или, как его иначе именуют, - корпоративный шантаж, в классическом понимании представляет собой комплекс различных корпоративных действий, предпринимаемых миноритарным акционером (участников общества) в целях вынудить общество или основных его акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по весьма высокой цене. Иными словами, гринмейл является разновидностью высокоинтеллектуального вымогательства. В отличие от обычного вымогательства, гринмейлера крайне сложно привлечь к ответственности. Эта проблема давно изучена в западных странах, где деятельность в области гринмейла обычно пресекается с помощью установления крайне высоких налоговых ставок на подобные сомнительные доходы. Первые упоминания о враждебных корпоративных действиях с целью получения отступных в отношении акционерных компаний в Великобритании относятся к 19 столетию. Сам термин «гринмейл» получил широкое распространение в 80-х годах прошлого столетия. Схема действия гринмейлера, как правило, не отличается особым разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций (долей) общества, а потом по заранее разработанному сценарию начинает борьбу с ним, которую ведет до тех пор, пока не получит предложение о продаже своих акций (долей) по более высокой цене.
Обычный арсенал мелкого гринмейлера включает в себя постоянные требования о проведении внеочередных общих собраний акционеров, жалобы в различные органы с целью инициировать проверки в отношении общества, его должностных лиц и крупнейших акционеров, беспричинное судебное обжалование решений и действий органов управления общества.
Случается так, что одно и тоже решение общего собрания акционеров обжалуется в нескольких судебных процессах одновременно, при этом каждый акционер-истец имеет всего по одной акции общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» предоставляет такие права любому акционеру, чем с большой охотой пользуются доморощенные гринмейлеры. [4]
1. 2. «Отец гринмейла»
Изобретателем гринмейла принято считать Кеннета Дарта.
Несмотря на всемирную известность, про самого выдающегося гринмейлера известно очень немногое.
Отец Кеннета Уильям Дарт был изобретателем одноразовых пластиковых стаканчиков и основателем компании Dart Container, крупнейшего в мире производителя подобной продукции. Кеннет Дарт при помощи тонкой семейной интриги заставил отца выкинуть из компании его старшего брата, Тома, а затем отправил отца на пенсию, в одночасье став распорядителем своих первых 4,5 миллиардов долларов.
Получив эти деньги, Кеннет не стал вкладывать их в долгосрочные проекты, раз и навсегда решив для себя, что на разрушении можно заработать больше, чем на созидании. Вкладывать средства следует, по Дарту, только в то, что можно высосать до предела, а затем смять и выбросить, как пластиковый стаканчик.
Когда в США были введены
фискальные меры против гринмейла, и
налоговое ведомство США
Теперь он гражданин Белиза
и Ирландии одновременно, но живет
постоянно в международных
Кабинет Дарта не имеет
иллюминаторов и абсолютно
Самая скандальная история, связанная с именем Кеннета Дарта, началась в 1992 году, когда он выкупил около 4% внешнего долга Бразилии. Спустя два года, когда эта страна договорилась со всеми 700 кредиторами о реструктуризации своего долга, один Дарт с предложенным планом не согласился и потребовал для себя особых условий. Вести с ним переговоры было невозможно, Дарт заламывал за свое согласие такую астрономическую сумму, что правительство Бразилии реструктурировало свои долги без участия Дарта. Тот подал в суд и в результате получил более 800 млн. долларов. А затем еще и сорвал подписку на государственные облигации этого государства, выпустив забесценок облигации собственные, связанные с внешним долгом Бразилии. Это стало проявлением еще одной типичной черты настоящего гринмейлера — маниакальной настойчивости в наказании жертвы, не выполняющей навязываемые ей условия. Ведь если один раз дать слабину и выпустить жертву, то следующие будут менее сговорчивы.
В середине девяностых годов Кеннет Дарт скупил через подставных лиц небольшие пакеты российских предприятий топливно-энергетического комплекса. Затем Дарт мощно атаковал нефтяную компанию «Сибнефть», менеджмент которой намеревался перевести всех акционеров на единую акцию. Гринмейлер владел небольшим пакетом акций общества, дочернего по отношению к «Сибнефти », но эти акции позволяли ему блокировать процесс слияния. Противостояние продолжалось около года. Судя по всему, окончательное согласие Дарта обошлось «Сибнефти» в 200 миллионов долларов.
Воодушевленный своей победой, пошел он войной на нефтяную компанию ЮКОС, оказавшуюся в сходной ситуации. Однако Дарта здесь ждало разочарование. Всему виной наши законы. Михаил Ходорковский, глава компании, отказался платить и просто принял решение о дополнительной эмиссии, размыв тем самым долю Кеннета. Однако некоторые аналитики все же считают, что и здесь грин-мейлер сорвал куш порядка 150 миллионов долларов.
Судя по материалам, появившимся в печати в 2001 году, последователем, а возможно, и партнером Кеннета Дарта, является член совета директоров РАО «Газпром», глава Объединенной финансовой группы (ОФГ) Борис Федоров. К таким выводам авторы различных статей приходят на основании анализа структуры собственного капитала ОФГ, а также целей и методов, которые использует Борис Федоров.
Но, тем не менее, гринмейл в его классической форме в России применим только к крупным корпорациям, публично размещающим свои акции и являющимся в достаточной степени открытыми.
Когда же мы говорим о российских реалиях, то можно привести достаточно примеров того, что и цели, и методы, используемые при разрешении конфликта интересов различных групп акционеров, у нас разительно отличаются оттого, что происходит «у них».
Глава 2. Национальный гринмейл
2.1. Особенности национального гринмейла
Справедливо ли любые действия отечественных акционеров по шантажу российских компаний с целью получения ими «отступного» или с целью продажи акций по более высокой цене именовать термином «русский гринмейл» или «национальный гринмейл»?
Можем ли мы четко разграничить действия агрессора по шантажу компании от действий, направленных на поглощение компании, которые уже не являются гринмей-лом в его классическом понимании?
Поскольку корпоративные отношения в любезном отечестве нашем разительно отличаются от общемировых, то использование термина «гринмейл» скорее может ввести в заблуждение, чем прояснить суть дела. Очень уж велики различия между классическим гринмейлом и отечественной практикой корпоративных отношений.
Главная особенность российского гринмейла, по мнению автора книги «Акционер против акционерного общества» Александра Осиновского [1], заключается в том, что объектом шантажа выступают структуры, бизнес которых мельче по своим масштабам, чем у агрессора. Это во многом объясняет и то, что действия захватчика редко кто объявляет шантажом. Кому придет в голову именовать шантажистами, например, менеджмент «Сибирского алюминия» или группы «Альфа»? Практика показывает, что именно крупные компании часто прибегают к методе корпоративного шантажа; хотя бы потому, что у них для этого гораздо больше возможностей, в первую очередь, финансовых.
Далее, к особенностям национальных корпоративных отношений следует отнести полную неразборчивость компаний-агрессоров в способах нападения. Все — от публикации компромата на менеджмент атакуемой компании до фальсификации документов, являющихся основанием для подачи заявления кредитора о признании атакуемой компании банкротом — идет в дело. «Русский гринмейл» не признает ограничений морального плана.
Третья особенность заключается в том, что порой невозможно разграничить корпоративный шантаж от недружественного поглощения. Поскольку агрессорами, как это уже отмечалось выше, зачастую выступают мощные финансовые структуры, то для них смена целей в процессе нападения является вполне нормальным явлением, как говорится, не съем, так покусаю. И наоборот, если попытка шантажа оказалась успешной, то почему бы не пойти дальше, и не попробовать захватить весь бизнес целиком?
И, наконец, исконной национальной особенностью является то, что корпоративный шантаж может являться ответной, оборонительной реакцией на попытки эмитента, а точнее того, кто контролирует эмитента, избавиться, выжить недружественного акционера и, тем самым, усилить свой контроль над компанией.
Так что лишь
отчасти верно утверждение
Противостояние акционера и компании, атакующих попеременно друг друга, может продолжаться достаточное время и при этом акционер будет категорически не согласен с тем, что он шантажирует эмитента, хотя методы его контратаки при самообороне ничем не отличаются от методов, используемых при нападении.
Но, с другой стороны, по некоторым оценкам, до 30% крупных скандалов с переделом собственности скрывали под собой действия компаний, открывших для себя простую истину: вложив 3-4 млн. долларов в покупку крупного пакета акций предприятия, путем вполне законных действий можно добиться рентабельности инвестиций в 150-300% годовых.