Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:56, реферат
Воздействие канцерогенных этиологических факторов само по себе недостаточно, чтобы вызвать опухоль. Далеко не всякий возникший в организме клон опухолевых клеток превращается в злокачественную опухоль. Организм располагает определенными средствами противодействия. На первых этапах действует система естественной неспецифической резистентности, способная элиминировать небольшое количество опухолевых клеток.
Эти обе реакции неодинаковы в зависимости от фазы развития опухоли и ее структуры. По мере увеличения размеров опухоли, углубления инвазии местная иммунная реакция слабеет и с началом метастазирования сходит на нет.
Клеточный иммунный ответ ведет к разрушению и гибели клеток опухоли, а роль противоопухолевых антител двоякая: в одних случаях они проявляют защитное действие, а в других – способствуют росту опухоли, что объясняют, исходя из концепции «блокирующих антител». Согласно этой концепции, гуморальная и клеточная формы иммунного ответа находятся при опухолях в антагонистических взаимоотношениях:
а) иммунные лимфоциты распознают антигенные детерминанты опухолевых клеток и уничтожают их,
б) гуморальные антитела также соединяются с этими детереминантами, но не оказывая при этом вредного влияния на клетки опухоли, «экранируют», защищают их от цитопатогенного действия иммунных лимфоцитов (феномен иммунологического усиления)
Факторы, способствующие опухолевой прогрессии
Кроме иммунодепрессии, для продолжения роста опухоли и усиления малигнизации важное значение имеют и другие факторы:
1. ^ Иммунологическая
2. Дисбаланс между скоростью
развития иммунного ответа и
опережающим ростом опухоли. В
результате этого происходит
истощение регулирующего
3. Прогрессия опухоли связана
также со снижением иммунных
реакций, о чем свидетельствует
угнетение функции Т-
4. Промоции и опухолевой
прогрессии способствует
Влияние кейлонов на опухоль по мере ее прогрессии снижается, что объясняется отбором клона опухолевых клеток, утративших специфические мембранные рецепторы кейлонов. В итоге, «кейлонный надзор» за опухолью ослабевает или даже полностью утрачивается.
Клетки самих опухолей также способны синтезировать кейлоны, но эти кейлоны не ингибируют собственные опухолевые клетки, что связывают с нарушением наружных клеточных мембран, ведущим к «утечке» кейлонов (их количество в плазме крови возрастает). Кейлоны опухолевых клеток, достигнув определенной критической величины, могут сдерживать темпы последующего роста опухоли. Эти можно объяснить нередко возникающий «взрывной» характер роста метастазов после удаления первичного опухолевого узла.
5. Важную роль в опухолевой
трансформации и прогрессии
Как известно, нервная система выполняет трофическую функцию благодаря внутриаксональному току цитоплазмы. В жидкости, движущейся по аксонам, содержатся биогенные амины, фосфолипиды, циклические нуклеотиды, глутаминовая кислота, аденилатциклаза, фосфодиэстераза, простагландины и др., а поскольку аксоплазма перемещается в двух направлениях (от нейрона к исполнительным органам и в обратном направлении), то не вызывает сомнений, что опосредованно через нервную систему можно изменить направленность метаболических процессов, что имеет немаловажное значение в патогенезе опухолей. Возможно два варианта участия нервной системы в канцерогенезе:
Во-первых, канцерогенный раздражитель (экзо- или эндогенной природы) приводит к своеобразному повреждению клетки, ткани и одновременно воздействует на нервные терминали или аксон. В тело нейрона благодаря наличию обратного тока аксоплазмы передается соответствующая информация, которая приводит как к количественному изменению аксоплазматического тока в центробежном направлении, так и его качественному составу. Эти количественные и качественные изменения в аксоплазме через соответствующие терминали вызывают определенные изменения в энергетическом, белковом и углеводном обмене, что очень важно для формирования опухолевого очага. Эти воздействия субстрата аксоплазмы на генетический аппарат клетки нарушают механизмы регуляции генетического аппарата клетки – и как результат, происходит экспрессия онкогена и начинается синтеза нового белка.
Во-вторых, повреждение аксона нервной клетки (при травмах, рубцевании) само по себе нарушает ток аксоплазмы, изменяет метаболические процессы в области разветвления нервных терминалей, что проявляется комплексом нейродистрофических нарушений в виде дедифференцировки клеточных элементов, утраты им структурной специфичности. Эти изменения могут стать важным звеном в патогенезе опухолевого процесса.
6. Велика роль эндокринного
дисбаланса в механизмах
во-первых, роль (значимость) гормонов в предрасположенности к возникновению новообразований в определенные возрастные периоды;
во-вторых, возможное непосредственное участие гормонов в реализации механизмов канцерогенеза.
Известно, что увеличение концентрации стероидных и пептидных гормонов повышает митотическую активность тканей–мишеней и приводит к возрастанию риска развития в них злокачественных новообразований (согласно гипотезы «усиленной гормональной стимуляции»). Наиболее общим свойством «канцерогенных гормонов» (стероидных и пептидных) является их способность стимулировать деление клеток, что повышает возможность повреждения генома пролиферирующих клеток с их последующей злокачественной трансформацией (например, гиперпродукция эстрогенов – рак тела матки; гиперпродукция ТТГ – рак щитовидной железы).
Вместе с тем, усиление клеточного деления – это важный, но не единственный механизм воздействия гормонов на канцерогенез. Они могут влиять на метаболическую активность канцерогенов и на способность организма элиминировать трансформированные клетки. Литературные данные свидетельствуют о том, что гормон диэтилстильбэстрол является не только промотором, но и полным генотоксическим канцерогеном. На сей счет существуют такие доказательства:
1) у женщин, матери которых
во время беременности
2) стильбэстроловые эстрогены
подобно бензпирену способны
вызывать трансформацию
Следует отметить, что канцерогенной активностью обладают не сами гормоны, а их метаболиты, возникающие в результате окисления и инактивации этих гормонов. Образовавшиеся метаболиты взаимодействуют с ДНК и другими макромолекулами, благодаря чему реализуется канцерогенный эффект. Оказалось, что эстрогены индуцируют образование (например, в почках) аддуктов ДНК, посредством формирования промежуточных реагирующих с ДНК соединений, вызывающих генотоксические изменения. Влияние гормонов на канцерогенез реализуется и благодаря экспрессии ряда онкогенов под их воздействием.
Таким образом, нормальные и трансформированные клетки постоянно подвергаются воздействию большого числа гормональных и гормоноподобных факторов. При действии даже одного гормона в клетках активируется несколько сигнальных систем. Влияние стероидных и других гормонов на метаболические реакции осуществляется посредством рецепции. После проникновения через наружную клеточную мембрану стероид связывается со специфическими рецепторами цитоплазмы. В молекуле рецептора 3 домена: а) связывающийся с гормоном; б) связывающийся с ДНК и в) регуляторный или модулирующий.
Под влиянием канцерогенных факторов в опухолевых клетках появляются «дефектные» формы рецепторов. Эта деффектность сводится к 2 основным вариантам:
во-первых, в части опухолей обнаруживается связывание гормона с рецептором в цитоплазме, но не происходит транслокации этого комплекса в ядро – отсутствие способности связываться с ядром;
во-вторых, в некоторых опухолях рецепторы связываются с ядром, но эти рецепторы не заняты гормонами («пустые рецепторы»).
Таким образом, нарушение транслокации
комплекса «рецептор-стероид» в ядро становится
одной из причин нечувствительности опухолевой
клетки к гормональной регуляции. Обнаружение
«пустых» ядерных рецепторов (что несвойственно
нормальным клеткам) связано либо с нарушением
реакции фосфорилирования–
Пролиферация опухолевых клеток и их чувствительность к стреоидам обеспечивается, кроме внутриклеточных рецепторов, еще и через рецепторы эстрогенов в составе плазматических мембран за счет сопряженных с ними систем вторичных посредников и протеинкиназ (тирозиновой, протеинкиназы С, цАМФ-зависимой протеинкиназы).
Эстрогенный стимул при контакте с опухолевой клеткой может быть в самом начале опосредован повышением активности аденилатциклазы и цАМФ-зависимой протеинкиназы. Признание значения мембранной рецепции стероидных гормонов не исключает вовлечения мембранных рецепторов в передачу сигнала по цепи «мембрана – цитоплазма – ядро», и не исключает возможность влияния стероидных гормонов на геном нормальных и трансформированных клеток.
Стероидные гормоны влияют на экспрессию значительного числа генов, в том числе и на некоторые протоонкогены, участвующие в регуляции митоза. Опухолевые клетки утрачивают зависимость от стероидных гормонов благодаря следующим моментам:
утрате соответствующих гормональных рецепторов;
усилению продукции эстромединов и им подобных медиаторов, включая факторы роста и трансформирующие факторы роста;
модифицирующему влиянию простагландин-, цАМФ- и полиаминзависимых путей регуляции чувствительности клеток опухолей к стероидным гормонам;
относительному увеличению ДНК-связывающего домена рецептора эстрогенов в сравнении с его гормонсвязывающей областью;
повышению уровня экспрессии в опухолевых клетках некоторых онкогенов.
Снижение чувствительности опухолевых клеток к гормонам может быть связано и с образованием новых рецепторов стероидных гормонов, и с тем, что рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов опухолевой ткани не способны к акцептированию соответствующих гормональных лигандов и к их транслокации в клеточное ядро.
По мере опухолевой прогрессии и достижения опухолью определенной степени автономии ее рост поддерживается появлением на ее поверхности и внутри опухолевых клеток рецепторов, не свойственных нормальной ткани (так называемых эктопических рецепторов), и следовательно, наблюдаемые изменения в гормональной рецепции приобретают качественный характер. Считается, что образование эктопических рецепторов является результатом дедифференцировки их и возврата к более ранним эмбриональным этапам онтогенеза.
Эктопические рецепторы эстрогенов, обеспечивая восприятие трансформированными клетками «необычного» сигнала, могут играть определенную роль в стимуляции опухолевого роста. Мембранные эктопические рецепторы нередко функционально сопряжены с аденилатциклазным комплексом, обеспечивающим передачу гормонального сигнала по направлению от мембраны к клеточному ядру.
Аденилатциклазный комплекс (АЦК) состоит из 3 мембранных компонентов:
1) рецепторного, расположенного на внешней поверхности мембраны;
2) регуляторного, представленного G-белками, зависящими от гуаниловых нуклеотидов;
3) каталитического, расположенного на внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.
Регуляторный элемент АЦК – G-белок – выполняет 2 основные функции: модифицирует сродство рецепторов к гормонам и изменяет активность аденилатциклазы. К семейству G-белков, кроме рецепторного элемента АЦК, белков цитоскелета, фактора элонгации и факторов, обеспечивающих деятельность ионных каналов, относятся онкобелки (продукты онкогенов). Экспрессия этих онкобелков усилена в гормонзависимых опухолях.
В процессе неопластической трансформации и прогрессии опухолевого роста любой из элементов АЦК может подвергаться повреждению, что приводит к изменению гормончувствительности опухолевой ткани. Повышение активности АЦК в опухолевой ткани под влиянием неспецифических гормонов («чужих») может быть следствием образования эктопических гормональных рецепторов и дефекта G-белков АЦК.
Информация о работе Антибластомная резистентность и противоопухолевый иммунитет