Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:29, контрольная работа
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.
Современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы связан с приведением деятельности системы в соответствие с предписаниями новых УК РФ и УИК РФ, ее функционированием в рамках Министерства юстиции России.
Без определения понятия и сущности принципов уголов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 4
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 4
1.2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
В.Н. Кудрявцев полагает, что «общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов».[14]
Так, Н.А. Стручков, к общеправовым принципам, относил такие принципы как принцип «социалистического гуманизма», принцип «социалистического демократизма», отнесен также принцип сочетания убеждения и принуждения[15].
Принцип «социалистического демократизма» по его мнению «выражается: в подлинно народной сущности норм и институтов исправительно-трудового права; в демократической сущности процессов исправительно-трудового воздействия и общественного воздействия воспитания; в признании осужденного субъектом уголовно-исполнительных правоотношений[16].
Принцип «социалистического гуманизма» состоит в заботе об интересах всего общества в целом, в защите его и членов общества от преступных посягательств. Проявление подлинного гуманизма является многосторонняя деятельность по исправлению и перевоспитанию осужденных, по их ресоциализации и возвращению в среду членов общества[17].
Принцип «сочетания убеждения и принуждения», по мнению Н.А. Стручкова лежащий в основе норм, содержащихся в Основах исправительно-трудового законодательства, выражается в требовании правильного и умелого сочетания убеждения и принуждения в процессе исполнения наказания и осуществления соединенного с ним исправительно-трудового воздействия и общественного воздействия и воспитания.
Так, А.Е. Наташев, считает, что к общеправовым можно отнести только принцип законности и принцип гуманизма. Гуманизм уголовно-исполнительного права по его мнению состоит, прежде всего в том, что «обеспечивая реализацию уголовного наказания, нормы исправительного права наряду с задачей предупреждения преступлений имеют целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов. Однако, при этом гуманность и должна проявляется в том, что при реализации кары, назначенной приговором суда, режим отбывания наказания, в виде лишения свободы, исправительных работ исключают возможность применения к осужденному таких средств и методов их осуществления, которые бы имели целью причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства»[18]. Принцип законности, по мнению А.Е. Наташева, означает неукоснительное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов, как органами, исполняющими наказание, соединенное с исправительном трудовым воздействием, так и осужденными, отбывающими наказания и другими органами и учреждениями[19].
К числу межотраслевых принципов Н.А. Стручков относил:
- принцип дифференциации исполнения наказания и осуществления исправительно-трудового воздействия (отражает объективную необходимость распределения всей массы осужденных к лишению свободы на однородные категории в целях их раздельного содержания, исключения вредоносного влияния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, на других осужденных и обеспечения соответствующего воспитательного воздействия в отношении каждой категории);
- индивидуализации исполнения наказания и осуществления исправительно-трудового воздействия (выражается в требовании строго индивидуального подхода к каждому осужденному при исполнении наказания и применения мер исправительного воздействия)[20]. На наш взгляд, указанные принципы следует отнести к группе отраслевых принципов, поскольку они действуют именно в рамках одной отрасли, и не распространяются на уголовное, уголовно-процессуальное право.
К группе, отраслевых принципов, также как и к предыдущим группам, относят различные принципы.
Так, А.Е. Наташев выделяет такой принцип как - «труд, как основа исправления и перевоспитания осужденных»[21] - выделение этого принципа было связано с тем, что среди средств исправительного воздействия труд занимал основное место. Его даже включили в состав наименования отрасли, устанавливающей порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы, ссылки и исправительных работ – исправительно-трудовое право.
В положениях об исправительных колониях и тюрьмах[22] было установлено, что исправление и перевоспитание заключенных основывается на привлечении их к общественно полезному труду. На создание условий для наиболее успешного трудового перевоспитания осужденных были направлены многие нормы, определяющие режим содержания осужденных в исправительных учреждениях. Организация трудового процесса занимала центральное место в распорядке дня всех исправительных учреждений.
Однако, Н.А. Беляев, считал, что признание труда в качестве основы исправления и перевоспитания осужденных противоречит взгляду на труд как на средство кары осужденных[23].
В числе специфических принципов А.Е. Наташев, также выделял принцип «участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных»[24] – содержание названного принципа выражается в том, что вся общественность осуществляет контроль за деятельностью исправительного учреждения и органов, исполняющих приговоры судов, оказывает помощь этим учреждениям, содействует лицам, освобожденным от наказания. Данный принцип нашел свое отражение еще в ИТК РСФСР 1924 года[25]. Он выразился в законодательном закреплении участия представителей общественности в работе распределительных и наблюдательных комиссий.
В 1964 г. было принято положение, в соответствии с которым при каждом исполнительном комитете районов и городов должны были быть созданы наблюдательные комиссии, участвующие в воспитании осужденных лиц[26].
На протяжении всего этапа существования советской власти существовал и развивался принцип – «развития полезной инициативы осужденных»[27]. Это принцип впервые был установлен ИТК РСФСР 1924 года[28]. В ст. 8 ИТК РСФСР, в частности говорилось о развитии самодеятельности заключенных, направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков. Ст. ст. 90,91,94 и 95 ИТК РСФСР устанавливались формы развития полезной инициативы (создание советов коллектива, советов отряда, секций внутреннего порядка, культурно-массовые и физкультурно-спортивные секции и др.). ИТК РСФСР 1933 года также отражал этот принцип (раздел 2, гл. 4)[29].
В своих трудах А.С. Макаренко, вопросы развития полезной инициативы правонарушителей и создания коллектива как фактора воспитания, занимают одно из центральных мест[30].
Также выделялся принцип «оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным от наказания, и закрепления результатов их перевоспитания»[31]. ИТК РСФСР от 1924 года[32] содержал целый раздел (ст. 227-231), в котором значительное внимание уделялось вопросам оказания лицам, освобожденным от наказания, различных видов материальной помощи. Освобожденные из мест лишения свободы, в случае необходимости обеспечивались бесплатным проездом к месту жительства, бесплатной одеждой и обувью и др. Обеспечение работой, с учетом имеющейся у них специальности, предоставление жилой площади. Возможность восстановления по прежнему месту работы.
Н.А. Стручков к числу специфических принципов относил:
- принцип обязательной психолого-педагогической обоснованности норм исправительно-трудового права (выражает связь между развитием норм права, психологии и педагогики, а также специфическую особенность общественных отношений, регулируемых этой отраслью);
- принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление (исходное положение для всех норм исправительного права, отражает научно обоснованную идею исправить каждого правонарушителя).
На наш взгляд, не стоит отождествлять цели и принципы уголовно-исполнительной деятельности и принципы уголовно-исполнительного права, каждая из этих категорий имеет самостоятельное значение.
В тоже время считаем, обоснованным выделение «принципа соединения исполнения наказания, с мерами исправительного воздействия».
Н.А. Стручков полагает, что это принцип выражается в требовании обязательного объединения карательного и воспитательного воздействия, результатом которого является единый карательно-воспитательный процесс, создающий необходимые условия для достижения целей наказания, именно поэтому на наш взгляд, это принцип является основным принципом уголовно-исполнительного права.
Рассмотрев некоторые исторические аспекты контрольной работы необходимо обратить внимание на закрепленную в действующем законодательстве систему принципов уголовно-исполнительного права. Так в ст. 8 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ[33] закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства, в которую входят:
- принцип законности,
- принцип гуманизма,
- принцип демократизма,
- принцип равенства осужденных перед законом,
- принцип дифференциации,
- индивидуализации исполнения наказаний,
- принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
- принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы смежных отраслей права, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему принципов уголовно-исполнительного законодательства.
Закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и единому применению норм данного законодательного акта.
Ст. 8 УИК РФ содержит принципы уголовно-исполнительного законодательства, которые, на наш взгляд, по своей сути отличны от системы принципов уголовно-исполнительного права. Принципы уголовно-исполнительного законодательства в большей степени определяют развитие нормотворчества, принятие правовых норм. Но в тоже время нельзя отрицать их влияния на принципы уголовно-исполнительного права.
Так, в ст. 8 УИК РФ, не указан общеправовой принцип - принцип справедливости, а он имеет отражение в нормах уголовно-исполнительного права.
Система принципов уголовно-исполнительного права, на наш взгляд, должна отражать принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего, это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году[34], Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других, жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году[35]. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны, безусловно, закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания[36]).
Также считаем, что система принципов уголовно-исполнительного права должна базироваться на Конституции Российской Федерации[37], поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.
На наш взгляд, к числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести:
- законность;
- гуманизм;
-справедливости.
К межотраслевым принципам следует отнести:
- принцип равенства осужденных перед законом;
- принцип неотвратимость и индивидуализация уголовной ответственности.
К отраслевым принципам, на наш взгляд, необходимо отнести:
- принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;
- дифференциации наказания;
- индивидуализации исполнения наказания;
- принцип соединения наказания с иными мерами исправительного воздействия.
Заключение
Так, основываясь на общей теории права определяющей принципы, как руководящие, основные положения правовой системы, мы пришли к выводу о том, что принцип уголовно-исполнительного права – это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление и сам характер этого регулирования. Принципу уголовно-исполнительного права, присущи ряд особенностей (признаков):
1. это положение, с учетом которого формируется содержание большинства норм права.
2. это требование, являющееся обязательным для законодателя при принятии новых норм права, и правоприменителя.
3. носит устойчивый характер, и не изменяется во времени, отражается основные ценности, сложившиеся в обществе.
Что касается системы принципов уголовно - исполнительного права, то среди ученых нет единства мнения относительно того, какой принцип является межотраслевым, а какой отраслевым. Мы полагаем, что к числу отраслевых принципов относятся: принцип дифференциации, принцип индивидуализации исполнения наказания, принцип рационального применения мер принуждения средств исправления осужденных и стимулирования правопослушного поведения, а также принцип соединения наказания с иными мерами исправительного воздействия.