Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:59, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение сущности актов гражданского состояния, а также выявление ряда особенностей их регистрации по российскому законодательству.
Я считаю, что данная тема является актуальной в наши дни, так как в последнее время в правовом регулировании актов гражданского состояния можно наблюдать своеобразные пробелы. По моему мнению, они возникают из-за недостаточно проработанной законодательной базы, применимой по отношению к записям актов гражданского состояния, и, соответственно, требуют более четких, конкретизированных и усовершенствованных положений.
Введение.
Глава I. Основы законодательного регулирования регистрации актов гражданского состояния по законодательству Российской Федерации.
1.1 Сущность и юридическое значение записей актов гражданского состояния.
1.2 Источники правового регулирования актов гражданского состояния.
1.3 Органы, отвечающие за регистрацию актов гражданского состояния и их компетенция.
Глава II. Порядок регистрации и виды записей актов гражданского состояния.
2.1 Правила и принципы записей актов гражданского состояния.
2.2 Актовые книги.
2.3 Виды записей актов гражданского состояния.
Глава III. Правовые особенности, связанные с практической деятельностью органов ЗАГС.
3.1 Отказ в регистрации имени.
3.2 Исполнение судебных решений о прекращении брака.
Заключение.
Список литературы
Государственная регистрация усыновления (удочерения).
Когда, например, семейная права берет к себе на воспитание с детского дома, интерната ребенка в семью, то просто желания, разрешения органов опеки и попечительства и многих других дел, действий, фактов недостаточно для того чтобы ребенок считался «своим», родным. Для этого необходимо произвести соответствующую запись в органах ЗАГС. Именно поэтому закон уделяет данному юридическому действию внимание и устанавливает основания регистрации, определяет место регистрации, определяет требования к заявлению о государственной регистрации усыновления (удочерения) и т.д., Все эти действия отражены статьями с 39 по 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Государственная регистрация установления отцовства.
Когда ребенок рождается в браке, для установления отцовства не требуется дополнительной государственной регистрации, отцом является законный муж матери новорожденного. Но когда ребенок рождается вне брака, требуется государственная регистрация установления отцовства, которая подтверждает, что именно, то или иное лицо приходится ему отцом. Для этого федеральный закон «Об актах гражданского состояния» определил основные положения, которые отражены в статьях с 48 по 57.
Государственная регистрация перемены имени.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени. Личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия. Если человеку не нравится его имя, фамилия или отчество, то как бы он не хотел чтобы его называли как-то по другому, все равно к нему будут обращаться по тому имени, что дано ему с рождения и официально подтверждено удостоверением личности. Будь он на работе, находясь в банке, да и вообще при совершении любых сделок, юридических действий с другими физическими лицами где требуется документ удостоверяющий личность его будут называть “по старому”. Поэтому законодательство предусмотрело возможность перемены имени, фамилии, отчества, а основания и порядок для удовлетворения такой потребности предусмотрены Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», а именно статьями с 58 по 63 данного закона.
Государственная регистрация смерти.
Основанием для государственной регистрации смерти является:
- документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом;
- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
- документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий (статья 64 закона).
Сущность же данной регистрации, по моему мнению, заключается в том, что когда человек умирает, соответственно у него пропадают не только какие либо права по той простой причине, что лица больше нет в живых, но и обязанностей в том числе. А для того чтобы это было законодательно подтверждено и необходим данный вид записи. Конечно, не только по этой причине законом установлена регистрация смерти, так например, для проведения демографической статистики необходимы опять же законно подтвержденные данные. Все основные положения по данному виду записи отражены в статьях с 64 по 68 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
Подводя итоги к данной главе, хотелось бы отметить, что правила и принципы; актовые книги и виды записей имеют между собой определенную взаимосвязь. Она выражается в том, что при осуществлении регистрации акта гражданского состояния в первую очередь необходимо определить вид записи, а именно, руководствуясь при этом некоторыми правилами и принципами, что в конечном итоге может привести к тому, что запись будет отражена в актовой книге, либо отклонена на законных основаниях.
Глава III. Правовые особенности, связанные с практической деятельностью органов ЗАГС.
3.1 Отказ в регистрации имени.
Регистрация имени, что включает в себя само имя, фамилию и отчество в нашей стране наряду с другими актами гражданского состояния осуществляют органы ЗАГС.
Обычно мы, знакомясь с новыми людьми, уже заранее мысленно можем предположить, что собеседник может представиться, например как Олег, Дмитрий, Василий, Ирина, Елена, Наталья – все эти имена и многие другие являются привычными для нас и большинства людей. Даже такое имя как Майкл, хоть и редко встречается в России, но все равно особого удивления не вызывает.
Однако, в жизни, бывают очень «странные» имена, странные в том смысле слова, что когда мы слышим их, они могут нас не просто удивить, а иногда даже рассмешить или заставить задуматься о том, как и о чем думали родители, когда называли так свое «чадо».
По моему мнению, в принципе, ничего плохого в этом нет, ведь только родители вправе решать, как им назвать своего ребенка, а они, как правило, плохого не пожелают. Да и в настоящее время закон не содержит никаких положений, которые как-то регулировали вопросы, связанные с так называемыми, как уже отмечалось, «странными» именами, которыми могут называть родители своих детей при рождении.
«Да и зачем он нужен?» – скажите вы. Но мне все-таки кажется, что было бы очень неплохо или даже очень хорошо, если наше законодательство, а в частности Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» как-то урегулировал данный вопрос. А все потому, что на практике бывают и такие случаи, когда родители называют своего ребенка ни просто Коля, и даже не Дельфин. Они выбирают в качестве имени своего ребенка какой-то непонятный набор букв и цифр.
Я думаю, что ЗАГС не имеет никаких оснований отказывать в регистрации, а все потому что ЗАГС – это всего лишь контора, которая производит определенные записи актов гражданского состояния и не имеет право указывать родителям этого ребенка на то, что они выбрали «неправильное» имя.
Конечно, с моральной точки зрения, действиям органов записи актов гражданского состояния можно найти оправдание. Так как, мне кажется, что в будущем с так называемым «именем» у ребенка будет множество проблем в жизни. Не только с юридической точки зрения, но и с моральной. А удовлетворять амбиции и желания таких родителей – абсурд.
Непонятно все же одно, почему ЗАГС (и российский суд в том числе) отказывает конкретно в этом случае, а не отказывает в случаях, когда девочку называют Перестройкой, а сына – каким-нибудь Наном, в честь нанотехнологий.
В этой же ситуации, как мне кажется, отказать в регистрации ребенка с таким именем может только суд, и то с привлечением органов социальной защиты.
Пока родители соревнуются в оригинальности, дети становятся жертвами их экспериментов. Ведь адаптироваться в современном обществе непросто, а ребенку со странным именем, по моему мнению, в двойне, если вообще не в несколько раз больше. Многие из таких детей, дождавшись получения паспорта, меняют имена.
Вот именно из-за таких пробелов в законодательстве существуют «странные» имена, а если быть еще точнее, дети со «странными» именами, которым приходиться ждать более десятка лет, для того чтобы наконец поменять своё имя.
Поэтому, я считаю целесообразным внести новации в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», которые бы решали данную проблему и тем самым, избегая судебных разбирательств, органы ЗАГС могли бы на правомерной основе отказать таким «смышленым» родителям, которые придумывают своим детям какие-то названия, потому что порой, именем назвать это трудно.
А в частности, как мне кажется, целесообразно дополнить сам Федеральный закон или издать какой-либо нормативный правовой акт, который бы смог хотя бы не максимально, а насколько это возможно решить данную проблему.
Ведь эти меры могут оказать положительное влияние не только на будущие самих детей, но и усовершенствовать законодательную базу применимую в отношении органов записи актов гражданского состояния.
3.2 Исполнение судебных решений о прекращении брака.
«Брак предполагает длительный, в идеале – даже пожизненный, союз мужчины и женщины с целью создания семьи и воспитания детей»17.
Брак прекращается со смертью одного из них или обоих супругов. Такие же последствия влечет «объявление супруга умершим или решение суда о смерти кого-то из них в определенном месте при определенных обстоятельствах
(ст. 16 Семейного Кодекса РФ и ст. 264 ГПК РФ).
«Смерть – физическая или официально
подтвержденная судом – прекращает брак,
о чем производится соответствующая запись
в книге органа ЗАГС.
Бракоразводное разбирательство излишне,
если причиной развода является признание
супруга безвестно отсутствующим, недееспособным
или осуждение его к лишению свободы на
срок три года и выше. В подобных случаях
брак расторгается органами ЗАГС в течение
месяца со дня обращения с соответствующим
заявлением другого супруга»18.
При жизни супругов расторжение брака
требует возбуждения гражданского дела
в суде, если у них есть общие несовершеннолетние
дети, один из супругов возражает против
развода или уклоняется от явки в ЗАГС
для подачи соответствующего заявления
(ст.21 Семейного Кодекса РФ).
И все же одного судебного решения о расторжении
брака недостаточно. По вступлении его
в законную силу необходимо еще произвести
официальную регистрацию развода в органах
ЗАГС. Таким образом, развод требует совокупности
двух юридических фактов – судебного
решения и административного акта (регистрации).
Однако, в том случае, если в органы ЗАГС предъявлено заявление одного супруга, может сложиться парадоксальная ситуация. Расторжение брака по такому заявлению будет зарегистрировано в книге записей актов гражданского состояния. Обратившийся супруг получит свидетельство о расторжении брака, в его паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, будет проставлен штамп о расторжении брака. У второго супруга, если он не обратится в органы ЗАГС, ни одного из отмеченных подтверждений расторжения не окажется.
Означает ли это, что один из супругов все еще состоит в браке, а другой – уже нет?
Разумеется, не означает, «поскольку брак считается прекращенным с момента регистрации этого факта в книге записей актов гражданского состояния»19. При этом неважно, по заявлению одного или обоих супругов такая запись внесена. Если же второй супруг уклоняется от регистрации расторжения, он с формальной точки зрения остается состоящим в браке, о чем свидетельствует его паспорт или иной удостоверяющий личность документ. Именно поэтому, по моему мнению, с целью устранения такой несообразности необходимо законодательно предусмотреть возможность воздействия на уклоняющегося от исполнения решения суда супруга. Для этого целесообразно включить в Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» указание на то, что заявление о государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда должно быть сделано каждым из бывших супругов в определенный срок с момента вступления в силу решения суда. Этот же срок должен быть обозначен и в судебном решении.
Далее, как мне кажется, в Кодексе об административных
правонарушениях Российской Федерации
следует предусмотреть возможность наложения
административного штрафа за несоблюдение установленного
порядка государственной регистрации
актов гражданского состояния данного
вида.
Очевидно, что исполнение судебного решения
органами ЗАГС осуществляется вне рамок
обычного исполнительного производства,
что позволяет говорить об исполнительном
производстве особого рода - реализации.
«Под реализацией следует понимать своеобразную форму исполнения судебных актов, заключающуюся в выдаче документов на основании судебного решения по искам о признании и по неисковым производствам»20.
Хотелось бы отметить то, чем реализация отличается от исполнительного производства и соответственно, характеризуется:
В то же время иные связанные с расторжением брака споры, возникающие между супругами, расторгающими брак как в органах ЗАГС, так и с использованием судебного порядка, разрешаются в суде (ст. 20 Семейный Кодекс РФ), а исполняются службой судебных приставов в рамках исполнительного производства.
Иначе говоря, исполнение решений о расторжении брака осуществляется как органами ЗАГС в порядке реализации, так и службой судебных приставов путем принудительного исполнения.
Так, например «Курским областным судом было принято решение о расторжении брака между уже бывшими супругами А., а в частности о проживании несовершеннолетней дочери супругов Светланы, 1995 года рождения с матерью; о взыскании с отца алиментов на несовершеннолетнюю дочь в размере одной четверти его заработка и (или) иного дохода; о разделе общего имущества супругов (гражданка А. получила в собственность двухкомнатную квартиру, гражданин А. – автомашину Опель Кадет).
Предъявив к исполнению решение суда, гражданка А. произвела регистрацию расторжения брака в органах ЗАГС по своему личному заявлению. Исполнение судебного решения в остальной части было осуществлено в порядке принудительного исполнения через Службу судебных приставов г. Курска»21. Я думаю, отличия реализации, судебного решения от его принудительного исполнения очевидны. В конце хотелось бы отметить, что реализация – специфическая форма исполнения судебных решений. А потому устранение пробелов и недочетов исполнительного законодательства имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.