Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:29, статья
В соответствии с 8 главой Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее ПИКоАП) Республики Беларусь меры обеспечения административного процесса применяются в целях пресечения административных правонарушений; установления личности физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс; составления протокола об административном правонарушении; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Индекс УДК: 342.9
Борисевич И.М.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ И ЛИЧНЫЙ ОБЫСК КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с 8 главой Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (далее ПИКоАП) Республики Беларусь меры обеспечения административного процесса применяются в целях пресечения административных правонарушений; установления личности физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс; составления протокола об административном правонарушении; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном правонарушении. К данным мерам относятся административное задержание физического лица; личный обыск задержанного; наложение ареста на имущество; изъятие вещей и документов; задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; блокировка колёс транспортного средства; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. В административной практике в отношении правонарушителей чаще применяют такие меры обеспечения как административное задержание и личный обыск задержанного.
На сегодняшний день с теоретической и практической сторон актуальным является вопрос о правомерности осуществления административного задержания лица и его доставления в ОВД для установления личности при отсутствии у него соответствующего документа (паспорта), в то время, когда в отношении данного лица не ведётся административный процесс. Ведь согласно ч.1 ст.8.2 ПИКоАП Республики Беларусь административное задержание представляет собой процесс фактического кратковременного ограничения свободы физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении и содержании его в органе, ведущим административный процесс. В соответствии с ч.2 ст. 8.2 ПИКоАП Республики Беларусь целями применения административного задержания являются пресечение противоправной деятельности; составление протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления административного правонарушения не представляется возможным; установление личности лица, в отношении которого ведётся административный процесс; обеспечение участия в рассмотрении дела об административном правонарушении; пресечение сокрытия или уничтожения доказательств; обеспечение исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации. Исходя из сказанного, административное задержание возможно только при наличии административного правонарушения. С другой стороны, как представляется, административное задержание гражданина внешне схожего с приметами, указанными в имеющейся в территориальном органе внутренних дел ориентировке о розыске лица, совершившего административное правонарушение, возможно для установления его личности.
Следует обратить внимание и на то, что в ПИКоАП Республики Беларусь не определены основания административного задержания и порядок освобождения административно задержанных лиц. На наш взгляд, задержание лиц, совершивших административное правонарушение, может проводиться: 1) когда лицо застигнуто при совершении предусмотренного административным законом противоправного действия или непосредственно после его совершения; 2) если очевидцы происшествия, пострадавший от правонарушения прямо укажут на данное лицо, как совершившее административный проступок; 3) когда при лице, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению административного деяния; 4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении административного правонарушения лицо, которое пыталось скрыться с места совершения правонарушения.
Освобождение административно задержанных возможно только по постановлению органа, ведущего административный процесс, в случаях не подтверждения подозрения в совершении лицом административного правонарушения; истечения срока административного задержания; если отпали основания дальнейшего задержания лица в органе, ведущим административный процесс.
Отсутствие толкования законодателем «личного обыска» как меры обеспечения административного процесса создаёт определённые трудности в правоприменительной деятельности. В ст.8.6 ПИКоАП Республики Беларусь изложены лишь цель и порядок проведения личного обыска. Данная мера применяется для обнаружения орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса. Проводится личный обыск лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола, а в исключительных случаях без понятых, если имеются достаточные основания полагать, что при обыскиваемом есть остро-режущие предметы, огнестрельное оружие. Проведя сравнительный анализ норм ПИКоАП и Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, регулирующие проведение личного обыска, следует отметить об отсутствии в ПИКоАП Республики Беларусь оснований проведения личного обыска. В качестве таковых должны выступать достаточные данные (их наличие), указывающие о нахождении у административно задержанного предметов (документов), вещей имеющих значение для дела об административном правонарушении.
Таким образом, внесение в ПИКоАП Республики Беларусь предложенных дополнений, касающихся применения таких мер обеспечения административного процесса как административное задержание и личного обыска обеспечит единообразное ведение административной практики, позволит избежать ошибок в административно-юрисдикционной деятельности, связанных с имеющимися пробелами в правовом урегулировании рассматриваемых мер.