Гофман и проблема двоемирия в его творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Творчество Гофмана всегда вызывало оживленный интерес, еще при жизни его. Нельзя сказать, что признание мастерства принесло ему счастье. Он был прирожденным критиком реальности, а люди не любят, когда их недостатки выставляют на всеобщее обозрение. Но поборники справедливости увидели в Гофмане своего и признали. Так и образовались два лагеря критики: противники и почитатели.
Целью данной контрольной работы является изучение особенностей творчества Э. Т. А. Гофмана на примере новеллы «Золотой горшок», а так же изучение проблема двоемирия в его произведениях.

Содержание

Введение
1. Жизнь и творчество Э. Т. А. Гофмана
2. Новелла «Золотой горшок»
3. Проблема двоемирия в творчестве Э. Т. А. Гофмана
Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

конт раб Гофман.docx

— 34.73 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

    1. Жизнь и творчество Э. Т. А. Гофмана
    2. Новелла «Золотой горшок»
    3. Проблема двоемирия в творчестве Э. Т. А. Гофмана

Заключение 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эрнст Теодор Амадей Гофман – немецкий писатель, композитор, театральный декоратор и постановщик, художник эпохи немецкого романтизма. Все эти увлечения гармонично сплетались в нем и прослеживались в каждом его произведении.

Своё  мировоззрение Гофман проводит в  длинном ряде бесподобных в своём  роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. Возможно именно по этой причине весь мир помнит Гофмана именно как писателя.

Его творчество, знакомое нам с детства, казалось, было наполнено реализмом, богатым опытом и здравым смыслом. Хотя многие его произведения были мрачные, они поражали своей многослойностью. Гофман владел столь редким талантом видеть мир многомерным взглядом.

Творчество  Гофмана всегда вызывало оживленный интерес, еще при жизни его. Нельзя сказать, что признание мастерства принесло ему счастье. Он был прирожденным критиком реальности, а люди не любят, когда их недостатки выставляют на всеобщее обозрение. Но поборники справедливости увидели в Гофмане своего и  признали. Так и образовались два  лагеря критики: противники и почитатели.

Целью данной контрольной работы является изучение особенностей творчества Э. Т. А. Гофмана на примере новеллы «Золотой горшок», а так же изучение проблема двоемирия в его произведениях. Отсюда вытекают следующие задачи:

    • рассмотреть биографию писателя;
    • изучить новеллу «Золотой горшок»;
    • проследить и проанализировать проблему двоемирия в произведениях Гофмана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь и творчество Э. Т. А. Гофмана

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 г. в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил  курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь  с государственной службой. До 1807 года он работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием, мечтая зарабатывать этим на жизнь, тогда же у него возникает замысел «Кавалера Глюка». Впоследствии его попытки зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года после получения небольшого наследства его дела пошли лучше.

Чувствуя  отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую  часть вечеров, а иногда и часть  ночи, в винном погребке. Расстроив  себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился  писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его  самого. Все это он изливал в  своих многочисленных повестях и  сказках. А в узаконенный час  Гофман уже сидел на службе и усердно  работал.

В 1810 г. Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и помощника директора Бамбергского театра, переживающего свой расцвет. В 1812 г. на фоне запретной любви, находясь на грани безумия и помышляя о двойном самоубийстве, у него появляется первый замысел романа «Часы просветления некоего бедного музыканта». Летом того же года Гофман задумывает оперу «Ундина», а уже в осенью пишет «Дон Жуана».

Место капельмейстера в Дрездене ненадолго  удовлетворило его профессиональные амбиции и в мае 1813 Гофман начинает писать «Магнетизёра». В Дрездене он становиться свидетелем битвы и задумывает повесть-сказку «Золотой горшок». После 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине, тогда же он выпускает первый том романа «Эликсир сатаны» на который Гофман возлагает большие надежды. Не смотря на его неприязнь к службе, новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

В 1819 г. он начинает роман «Житейские воззрения кота Мурра» который заканчивает в 1821 году. Тогда же он начинает новый роман «Повелитель блох». К 46 годам Гофман окончательно истощенный своим образом жизни, заболевает.

23 января 1822 г. по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. Против писателя выдвинули обвинения относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны. Но, не смотря на это, он, прикованный к кровати, заканчивает роман и выпускает его в свет. А 25 июня 1822 г. Гофман умирает от паралича.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и  в Северной Америке; в России Белинский  назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего  Гофмана по-русски и на языке оригинала.

 

 

 

  1. Новелла «Золотой горшок»

 

История «Золотого горшка» (так же эту новеллу называли «Сказка из новых времен») происходит в Дрездене - обыкновеннейшем во времена Гофмана провинциальном немецком городке, где есть городской рынок, набережная - место вечерних прогулок горожан, мещанский дом чиновника Паульмана, контора архивариуса Линдгорста. Словом, Гофман вводит читателей в заурядную бытовую атмосферу. Но это только на первый вгзляд. На самом же деле этот кажущийся заурядным мир полон чудес, и в нем происходит не только соперничество невест, но и напряженнейшая борьба сил добра и зла за душу незадачливого жениха-студента.

Эта сказка хотя и полушуточная игровая вещь, но несущая вместе с веселыми шутками невеселую правду. В гофманском Дрездене тайно властвуют две противостоящие друг другу силы: князь добрых духов царства Атлантида Саламандр, он же архивариус Линдгорст, и злая ведьма фрау Рауэрин, она же Лиза, бывшая нянька одной из невест Ансельма, Вероники, а ныне рыночная торговка яблоками и пирожками.

Мир Саламандра (Линдгорста) не только контора, где Ансельм служит переписчиком, но и чудесная, живая, движущаяся, звучащая природа, лучшее создание которой - три золотисто-зеленые змейки, дочери князя духов. Мир старухи Лизы - рынок с его шумом и сварами или же мрачный дом, где, точно в жилище Бабы-Яги, кишит всяческая нечисть, кипит котел, носятся под потолком летучие мыши, и стоит, будто приготовленное для полета, помело. И Линдгорст, и старуха Лиза могут изменить облик любой вещи и сами могут чудесно преображаться, но если Линдгорст-в яркий куст огненных лилий, то Лиза - в обыкновенную свеклу.

Герой сказки  –  студент Ансельм – самая характерная из романтических фигур Гофмана, бедняк, над которым тяготеют роковые силы, превращающие его жизнь в цепь трагикомических злоключений. Он отличен от традиционных героев романтических произведений, Ансельм – неудачник: «А ведь это верно, что я родился на свет для всевозможных испытаний и бедствий!» Автор изображает своего героя иронически: показывает его смешным, неумелым, не приспособленным к жизни. Мечтатель и фантазер, Ансельм одержим душевным разладом, который раздваивает сознание, заставляя метаться между обыденностью и фантастическим миром, куда его уводит воображение. Ему дано видеть то, что не замечают филистеры, поэтому обычные люди воспринимают его рассказы как бред, а поведение сумасбродством: «А господин-то, должно быть, не в своем уме!»

Все развитие действия – это колебания Ансельма между двумя мирами, к реальному он привязан своей земной природой, к миру сказки влечет его тонкая душевная организация. Кроме того все персонажи сказки относятся к одному из двух типов героев: “хорошие люди” и “музыканты”. Некоторые являются героями двух миров: сказочного и реального (старуха-торговка в сказке – гадкая свекла, архивариус – принц саламандр, Серпентина – золотисто-зеленая змейка). А вот Вероника, Геербранд, конректор живут лишь в одном мире, то есть это люди ограниченные.

Более того, Ансельм даже не вполне тверд в своей высокой любви к Серпентине и временами готов плениться Вероникой. Вот почему злой Лизе удалось-таки заключить Ансельма в стеклянный сосуд, сквозь прозрачные стенки которого он увидел еще ряд таких же сосудов с сидящими в них молодыми людьми. Сцена “под стеклом”: это метафорическое изображение существования современных обывателей, скованных некими рамками, ограниченных, но пребывающих в полном довольстве собой. Лишь Ансельм замечает это состояние и чувствует себя неуютно. Он понимает, что попал в сосуд, потому что временами бывал похож на них, однако в нем есть и другое. Он один из всех решается разбить стекло и выйти из плена на волю, чтобы соединиться с прелестной Серпентиной.

Финал этой многозначительной сказки полон  иронии. В “Золотом горшке” появляется навсегда с Гофманом связанная тема двойника. Вероника благополучно выходит замуж за регистратора Геербранда (примитивный, но респектабельный двойник Ансельма), полностью заменившего ей Ансельма, так как она обратила свои чувства не на человека, а на то положение, которое он может ей дать: с Геербрандом осуществилось все, о чем она мечтала, думая об Ансельме. Сама Вероника является двойником Серпентины.

  Ансельм же, женившись на змейке Серпентине, казалось, так непохожей на мещаночку Веронику, получает в приданое золотой горшок, т. е. по-видимому, то же, только позолоченное мещанское счастье. Миры, казалось, внутренне контрастные, оказались похожими, несовместимые, но в какой-то мере взаимопроницаемыми. Но не настолько, чтобы сравняться друг с другом. Недаром в финале Линдгорст говорит автору, позавидовавшему счастью Ансельма: «Полно, полно, почтеннейший! Не жалуйтесь! Разве сами Вы не были только что в Атлантиде и разве не владеете Вы там по крайней мере порядочной музой как поэтической собственностью Вашего ума?»

Гофман углубляет открытую иенцами тему противоречия между искусством и жизнью, поэзией и прозой, но тут же иронически осмысляет это противоречие, обнаруживая точки соприкосновения между этими явлениями. Он бросает иронический свет на саму романтическую мечту. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

 

 

 

  1. Проблема двоемирия в творчестве Э. Т. А. Гофмана

 

Мир сказки Гофмана обладает ярко выраженными  признаками романтического двоемирия, которое воплощается в произведении различными способами. Романтическое двоемирие реализуется в повести через прямое объяснение персонажами происхождения и устройства мира, в котором они живут. Есть мир здешний, земной, будничный, где обычные люди думают о порции кофе с ромом, двойном пиве, нарядных девушках и т.д., и другой мир, какая-нибудь волшебная Атлантида, из которой и произошел когда-то человек. Человек на грани двух миров: частично земное существо, частично духовное, такой как Ансельм из «Золотого горшка». Натанаэль ( Песочный человек) тоже, как и Ансельм – романтик, один из тех, кому дано видеть другую реальность. Но его эгоизм и страх позволяют увидеть лишь дорогу вниз. Его романтизм обращен вовнутрь, а не вовне. Эта закрытость и не позволяет ему увидеть реальность.

В сущности, во всех произведениях Гофмана мир устроен именно так, например, интерпретацию музыки и творческого акта музыканта в новелле «Кавалер Глюк», музыка рождается в результате пребывания в царстве грез, в другом мире. Если новелла «Крошка Цахес» уже отмечена явным смещением акцентов с мира фантастического на мир реальный, то в еще большей степени эта тенденция сказалась в романе «Житейские воззрения Кота Мурра».

Двоемирие реализуется в системе персонажей, а именно в том, что персонажи четко различаются по принадлежности или склонности к силам добра и зла. В «Золотом горшке» эти две силы представлены, например, архивариусом Линдгорстом, его дочерью Серпентиной и старухой-ведьмой, которая, оказывается, есть дочь пера черного дракона и свекловицы. Исключением является главный герой, Ансельм, который оказывается под равновеликим влиянием той и другой силы, является подвластным этой переменчивой и вечной борьбе добра и зла. Человеческое сознание живет грезами и каждая из таких грез всегда, казалось бы, находит объективные доказательства, но по сути все эти душевные состояния результат воздействия борющихся духов добра и зла.  Предельная антиномичность мира и человека является характерной чертой романтического мироощущения.

Даже  время в произведениях Гофмана  двойственно. Есть обычный ход времени, а есть время вечности. Эти два  времени тесно взаимосвязаны. И  опять-таки же, лишь посвященному в  тайны мироздания дано видеть, как  вечность прорывается сквозь завесу повседневного размеренного хода времени. Вечность неожиданно стучится в повседневность, неожиданно обнаруживает себя в повседневности, рождая переполох в трезвом рационалистическом и позитивистском сознании, не верящем ни в бога, ни в черта. Вечность по Гофману – тоже магия, таинственная область мироздания, куда не хотят и боятся заглядывать довольные жизнью обыватели.

Информация о работе Гофман и проблема двоемирия в его творчестве