Библиотерапия: понятие, история, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.
В духовном мире многих людей кризисная ситуация с стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний и стрессов. Поэтому, сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие библиотерапии…………………………..………..…..4
2. История возникновения библиотерапии…………………...….6
3. Сущность библиотерапии………………………………………9
4. Методы лечения библиотерапией……………………………...12
Заключение………………………………………………………...….18
Список используемой литературы……………………………...…...20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

      Существует применение библиотерапии и в конкретной сфере, а именно - при лечении людей, страдающих нарушениями речевого общения (логоневроз в форме заикания). Имеются в виду лица с сохранными речевыми органами, но подверженные нервным состояниям, с которыми не удается справиться. Их речевые недостатки во многом обусловлены психическими состояниями, связанными, например, с опасениями неудачи при произнесении нужных звуков, слов, фраз, а также с такими чертами характера, как тревожность, торопливость, слабость воли, недооценка себя, застенчивость и др.

     Этому направлению работы положила начало четверть века назад доктор психологических наук Ю.Б. Некрасова. Она систематизировала прогрессивные подходы к проблемам личности, получившие признание в психологии и медицине, которые легли в основу создававшейся логопсихотерапии.

     Нервно-психических заболеваний много: шизофрения, паранойя, эпилепсия, невроз, психоз, мании, реактивные состояния и др. Библиотерапия лечит не любую душевную болезнь, а только неврозы. Невроз - нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний и психических перенапряжений. К неврозам относятся неврастения, истерия и навязчивые состояния: страхи, сомнения, маниакальное пересчитывание пуговиц. Причины невроза в конфликте человека с окружающей действительностью: любая бытовая ситуация, если ее остро переживать и постоянно думать ней, может привести к неврозу. Семейная ссора, любовная неудача, творческий кризис, постоперационная депрессия, смерть близкого человека, неудовлетворенные амбиции и многое другое - обычное, повседневное, привычное - может стать причиной того, что человек закроется в себе, чтобы, не обращая внимания на окружающий его мир, переживать страх, безысходность. Безысходность - второе имя невроза. Выход – книга.

      Таким образом, такая необычная форма библиотерапии - контакты с пациентом «через книгу», предваряющие личное знакомство - оказалась весьма эффективной. Заикающиеся заранее настраивались на собственное участие в лечении. Особенности реагирования пациентов на книги давали психотерапевту важную информацию об индивидуальности больного. Представленный в статье анализ основных функций библиотерапии указывает на широкие возможности использования такого подхода[10].

 

  4. Методы лечения библиотерапией.

 

     Методики терапии творчеством многообразны. Один из самых простых вариантов - попросить рассказать другую сказку про то же самое. Может быть, в ней отыщутся новые решения или проявится более важная тема. Популярны методики, основанные на продолжении начала истории; сочинительство с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей - сказочных и реальных людей и животных, предметов, мест действия и целых ситуаций); сочинения по картам В.Я. Проппа; использование «бинома фантазии».

      Итак, важнейшим и популярным направлением в библиотерапии является терапия творчеством - собственное творчество пациентов, в той или иной степени организуемое терапевтом. Известный отечественный психиатр М.Е. Бурно в своих трудах обосновывает возможность и необходимость широкого использования творческого потенциала пациентов для повышения эффективности лечебного процесса. В коррекционной педагогике также общепризнанным ныне является привлечение  детей к творчеству [5].

Чтобы показать неврастенику выход (точнее, чтобы больной  сам нашел для себя выход), пациенту дают книгу, герой которой находится в такой же ситуации. Самое главное - чтобы книга была правильной.

       Правильная книга - это та, где герой, несмотря ни на что, мобилизует все свои душевные силы, собирает в кулак волю и заставляет себя изменить свое отношение к ситуации. Неправильная книга - это сентиментально-слезливая попса, мелодрамка утешающего характера, где не герой меняет свое отношение к обстоятельствам, а обстоятельства - свое отношение к герою: вот только что все было плохо, хуже некуда, и вдруг раз - и все стало хорошо, лучше не бывает. Три - героическая литература (особенно библиотерапевты предостерегают от использования в лечении неврозов «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Овода» Э. Войнич), в которых протагонист не преодолевает себя, а просто ломает саму ситуацию. Волевые механизмы невротика ослаблены, самооценка занижена, и героический пример только углубляет чувство собственной неполноценности (нет, я не Байрон, я другой).

      Библиотерапевтическое лечение начинается с психологического исследования личности больного и поиска конфликта, приведшего к неврозу: корни конфликта могут уходить так глубоко, что больной не способен самостоятельно найти их и сформулировать, с чего все началось. Невротик будет часами рассказывать о том, как ему плохо сейчас, как велика его печаль и отчаяние, о том, кто и как обидел его вчера и позавчера, а сама ситуация, спровоцировавшая конфликт могла произойти и десять, и двадцать лет назад; невротик о ней прочно забыл, но о ней не забыла его больная душа, наслаивающая на психопатогенный инцидент все новые и новые негативные впечатления.

     После того как конфликт обнаружен и определен, к процессу лечения подключается библиограф - специалист не по душам, а по книгам, теперь выздоровление будет зависеть от него больше, чем от лечащего врача-психотерапевта. Библиограф, следуя диагнозу, составляет для больного план чтения, рассчитанный на три-четыре недели лечения в стационаре и на такой же срок чтения после выписки. План содержит от семи до двенадцати названий книг и состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей.    

     Сначала невротик читает литературу тонизирующего характера, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного видения мира (но опять, же без сюсюканья: тексты не должны внушать больному необоснованный оптимизм, несбыточные надежды и сиюминутное бодрячество). Если болезнь запущена и невротик ушел в себя чересчур далеко и глубоко, то он не доверяет врачам и вообще не верит в способности медицины его вылечить. В таком случае план чтения включает одну-две книги о самоотверженности врачей и о всесилии медицины [15].

      Вторая часть плана чтения содержит книги, герои которых попали в такой же, как и сам больной, жизненный переплет и нашли из него выход. Следя за действиями героя, невротик постепенно сживается с ним, влезает в чужую шкуру, отождествляет себя с персонажем, и ближе к финалу романа они оба - больной и персонаж - начинают искать выход вместе. Один, два, три персонажа, пережившие психологический кризис и вышедшие из сложной ситуации - и у больного появляются силы противостоять собственной жизненной трагедии. Читая одну книгу за другой, пациент осознает, что он не неудачник, а такой же, как и все, что у любого человека в жизни бывают проблемы, падения и промахи и, главное, что любой, самый обыкновенный человек способен преодолеть их и отыскать решение. Это уже прогресс, это уже начало выздоровления, теперь врачу и библиографу необходимо следить за тем, чтобы больной не сорвался, чтобы не произошел рецидив. Для этого предлагается следующая порция книг, доказывающих, что жизнь, конечно, трудна, сложна и трагична, время от времени бьет по голове, не без того, иногда очень даже сильно, но все равно - ничего прекраснее жизни на свете нет. Даже если многое уже безвозвратно потеряно, то это еще не конец и нельзя складывать руки: в окружающем мире всегда достаточно того, ради чего стоит жить и бороться, надо лишь найти это «то».

     Когда больной находит для себя это «то» и врачи убеждаются, что к пациенту вернулись ощущения радости жизни и сознание уверенности в своих силах, чтение переходит к завершающему этапу, цель которого - сформировать или восстановить ранее сформированные навыки к постоянному чтению художественной литературы. Это книги об искусстве быть читателем [6].

     Дело в том, что невроз - такая нервно-психическая болезнь, которая разрушает не только силу воли, но, что гораздо хуже, разъедает эстетическое начало в душе человека, способность отделять настоящее искусство от подделки (собственно, в психике все взаимосвязано: когда волевые механизмы ослаблены, то деградирует и художественный вкус - чутье, благодаря которому человек понимает, что - красота, а что - уродливо).   

      Невротик, зацикленный на своем горе, уже не способен оценить и наслаждаться красотами стиля и художественной техникой книги. Кем бы он ни был до болезни: профессором зарубежной литературы, профессиональным искусствоведом, да хоть Папой Римским, - заболев неврозом, он будет видеть в книгах только одно - голую фабулу и искать в ней параллели со своими жизненными перипетиями, мыслями и чувствами.

     Это называется психопатологическим тенденциозным подбором литературы: невротик читает все подряд - и Гомера, и масслит, лишь бы найти в книге сюжеты и переживания, сходные со своими, и еще и еще раз пережить чужое как свое, а себя - как чужое. То есть, выхода из замкнутого круга дурной повторяемости для больного нет, да и не нужен он больному (синдром ковыряния в ране). Невротик не способен вылечиться самостоятельно, потому что не хочет читать книги, которые могут помочь ему преодолеть болезнь. Первая задача библиотерапевта - оградить больного от ненужной ему литературы, к которой он стремится и которая только усиливает депрессивное состояние (А.М. Миллер пишет, что таких книг вообще не должно быть в открытом доступе в библиотеках лечебных учреждений), а напротив - подвигнуть пациента к чтению здоровой (хорошей) литературы. Хорошая литература, пишет А.М. Миллер, лечит не столько сюжетом, сколько семантикой речи, идеями, художественными средствами, то есть восстанавливает художественный вкус пациента [15].

     Классификация видов библиотерапии (деление так называемой развивающей библиотерапии на библиотерапию чтением и интерактивную библиотерапию, то есть обсуждение прочитанного) может быть дополнена. Терапия литературным творчеством должна войти в это благородное семейство полноправной составной частью. Более того, терапия творчеством имеет не две, а три варианта: творчество как самовыражение пациента (этот вариант терапии описан М.Е. Бурно), творчество с обсуждением написанного, готового произведения и его доработка по замечаниям библиотерапевта и других читателей-слушателей (методики развития литературных способностей психологов З.Н. Новлянской, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Гончаровой, В.А. Левина и др.) и, наконец, совместное творчество пациента и библиотерапевта (когда библиотерапевт в процессе творчества выступает не столько в роли соавтора, сколько в роли слушателя-редактора, своими вопросами корректируя - через создаваемое тут же, на глазах, продукт творчества - «узкие места» сочинителя-пациента).

     Пространство совместного литературного творчества пациента и библиотерапевта является одновременно художественным, педагогическим, духовно-развивающим, духовно-воздействующим («магическим») и психотерапевтическим. Можно также, опираясь на труды А.Ф. Лосева и Я.Э. Голосовкера, назвать его мифологическим. Взаимопроникновение и взаимообогащение столь на первый взгляд разных сфер неслучайно. В современных описаниях психотерапевтических ситуаций художественная образность не просто приветствуется, но признается результатом следования особой логике предмета психотерапии; психотерапевт, как и автор художественного произведения должен избрать «заинтересованную, участную и личную» ценностную позицию; а процесс психотерапии (как и процесс художественного творчества) разворачивается в особом пространстве-времени сознания, продвигаясь от одного «момента диалога» к другому, вскрывая истинную проблему и приводя ее к разрешению [12].

      Главным признаком того, что невротический кризис преодолен и больной пошел на поправку, является настолько оптимистическое мировидение пациента, сколько пробудившееся художественное чутье.

    Итак, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, детскому библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с библиотечным психологом или психотерапевтом, который может взять на себя не только построение стратегии библиотерапевтического воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития детей и подростков, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

         Заключение

 

     Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

     В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила из психотерапии актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики. Дело в том, что психотерапия ее теория, методы и приемы пронизывают не только библиотерапевтические действия, но интуитивно, подчас, применяются библиотекарями.

     Таким образом, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с психологом, который может взять на себя не только построение стратегии воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.

Информация о работе Библиотерапия: понятие, история, методы