Антиутопия в зарубежной литературе ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:52, лекция

Краткое описание

Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.
Утопией называют также любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.
Древнегреческие утопии замкнуты в кругу самодостаточного города-государства

Содержание

1.Художественные модели утопии и антиутопии: общее и различное.
2.Философский смысл антиутопии: общественное благо и личная свобода.
3.Развитие жанровой формы антиутопии в литературе второй половины ХХ века (Оруэлл, Джордж. 1984). Черты антиутопии в романе.
4.Сущность человеческой природы по Э. Бёрджессу.
5.Образ Алекса.
6.Специфика композиции («зеркальная»).
7.Языковой эксперимент в романе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

антиутопия.docx

— 90.17 Кб (Скачать документ)

Тём (Dim) оказывается самым злым и примитивным персонажем. Его личность представляет собой сборник доисторических инстинктов. Он всегда ведомый, готовый выполнять любую работу, где хоть как-то затрагивается жестокость по отношению к человечеству. Он сообщник Алекса и его же, возможно, антипод. "…И в самом деле парень тёмный" - отсюда и прозвище. В оригинале его зовут Дим (от английского dim). Не отличается сообразительностью и образованностью, хотя и развит физически: "…Тём, который, при всей своей тупости, один стоил троих по злости и владениювсеми подлыми хитростями драки". Алекс описывает его с очевидным отвращением. Любимое оружие Тёма - цепь, которой он бьёт по глазам противника. В итоге он уходит из банды и становится полицейским.

Алекс является живым воплощением человека эпохи, которую преподнес Бёрджесс. Он является лидером и идеализатором группировки. В Алексе уживаются две абсолютно противоположные личности. Он умудряется избивать невинных, и при всем при этом ходить в школу и сохранять имидж пай-мальчика. Алекс является большим ценителем прекрасного, в частности, восхищается творчеством Бетховена. Парадоксально лишь одно - Алекс смог поставить тягу к насилию и тягу к прекрасному на один уровень, что в принципе и позиционирует его как личность неординарную: "Красота неизменновызывала у меня единственное желание - разрушить ее, так как она совершенно не вписывалась в наш уродливый мир".

"Заводной апельсин" часто сравнивают с произведениями  антиутопиями. В романах этого жанра мы наблюдаем тоталитарный режим. В "Заводном апельсине" мы видим действие тотального контроля над отдельно взятым представителем общества. "Заводной апельсин" всегда рассматривают как произведение, пропагандирующее нигилистический образ жизни, или как пример пагубности насильственного воздействия на психику человека в попытке сделать из него хорошего гражданина. В книге действительно можно наблюдать подтверждение обеих позиций.

Тем не менее, критики обходят  стороной еще одну линию в романе, а именно - тему давления социума на подростка. В самом начале произведения говорится, что главному герою всего 15. Как и любому подростку, Алексу свойственно сумбурное восприятие мира. Так что жесты насилия со стороны Алекса можно рассматривать как возрастные девиации. Если анализировать его отношения с родителями (в романе они описаны достаточно поверхностно), можно прийти к выводу, что отец и мать главного героя представляют собой усредненных, стереотипных родителей. Следовательно, поступки Алекса являются лишь способом сбежать от серой повседневности. Странно было бы не принимать в расчет возраст героя, так как Бёрджесс сам акцентирует на этом внимание. Пример - напиток, который употребляют подростки. Молоко является основным продуктом в питании новорожденных. Таким образом, мы находим подтверждение того, что выбор возраста главного героя отнюдь не случаен. Во второй части романа автор предлагает читателям стать свидетелями пребывания Алекса в тюрьме.

Чтобы показать степень давления общества на подростка, Бёрджесс вводит в повествование сокамерника главного героя. В данном случае сокамерник пытался изменить главного героя. Здесь мы наблюдаем первое физическое воздействие на главного героя в попытке переменить его. Поскольку данное воздействие происходило на уровне контроля Алекса, то он дал отпор маньяку. Правда, так как у Алекса нет чувства меры, он убил насильника. Таким образом, мы наблюдаем реальное противодействие на аналогичном с главным героем уровне. Далее Алекс попадает на экспериментальное лечение. И вновь автор прибегает к демонстрации внешнего физического воздействия на главного героя. Оно является ключевым в книге. На данном этапе воздействие на героя проходит на том уровне, где он не имеет контроля и, как следствие, не может повлиять на происходящее. С Алексом происходят, казалось бы, необратимые изменения: он не может совершать насилия, ибо сама мысль об этом пробуждает в нем рвотные позывы. Главный герой почувствовал на себе действие собственной пилюли. Врачи поставили на один уровень его любовь к прекрасному и любовь к насилию. Благодаря этому жестокому жесту со стороны врачей Алекса тошнило от мелодий Баха так же, как и от насилия.

В романе прослеживается мысль о том, что насилие порождает  насилие, и нельзя использовать этот метод воздействия на подростка - не произойди врачебного воздействия  на главного героя, он и без того стал бы адекватным гражданином. Подростковое асоциальное поведение является проблемой в любой эпохе развития человечества. И каждый раз люди находят все новые и новые изощренные пути борьбы с этим феноменом. Бёрджесс описал самый действенный, на его взгляд, способ: бороться с насилием при помощи насилия. Только вот на главном герое использовали скорее моральное насилие, таким образом, отягощая его действие. В дальнейшем нам ясно видно, как жалок герой, что он может дать отпор кому бы то ни было, но это - не самое главное. Важным является размышление самого Алекса о сути зла и добра, хорошего и плохого:

"Но больше всего веселило меня, бллин, то усердие, с которым они, грызя ногти на пальцах ног, пытаются докопаться до причины того, почему ятакой плохой. Почему люди хорошие, они дознаться не пытаются, а тут такое рвение! Хорошие люди те, которым это нравится, причём я никоимобразом не лишаю их этого удовольствия, и точно так же на счёт плохих. У тех своя компания, у этих своя. Более того, когда человек плохой, этопросто свойство его натуры, его личности - моей, твоей, его, каждого в своём odinotshestve, - а натуру эту сотворил Бог, или Gog, или кто угодно ввеликом акте радостного творения. Но личность не может смериться с тем, что у кого-то эта самая личность плохая, в том смысле, чтоправительство, судьи и школы не позволить нам быть плохими, потому что они не могут позволить нам быть личностями. Да и не вся ли нашасовременная история, блин, это история борьбы маленьких храбрых личностей против огромной машины?

Я это серьёзно, блин, совершенно серьёзно. Но то, что я делаю, я делаю потому, что мне нравиться это делать".

Концовка книги повествует о том, что Алекс, будучи уже взрослым, возвратил все на круги своя: создал себе новую банду. Это могло бы навести нас на мысль, что зло  в человеческой душе неискоренимо. Тем не менее, вновь возвращаемся к анализу описания через призму возраста. Давайте представим гипотетически  две ветви развития Алекса. Представим, что Алекса не предает его друг Джорджи: что из этого выйдет? Рано или поздно Алекс пришел бы к выводу, что банда бесполезна, ибо она  представляет собой такое же серое  существование, как и его школьная жизнь. Или: Алекс попадает в тюрьму и не попадает на экспериментальное  лечение. Он убивает сокамерника, продлевает срок жизни в тюрьме. Там Алекс  приходит к выводу, что единственное, что важно в жизни, это авторитет. По всем пунктам можно прийти к  одному выводу: нельзя потакать подростковым нигилистическим настроям, но и нельзя их подавлять кардинально. Не позволяя подростку пережить (более-менее  безопасным для окружающих путем) его  девиации, мы рискуем получить взрослого  человека с гораздо более сильными отклонениями. Главное, как следует  из романа Бёрджесса, - это контролировать процесс взросления, т.е. оказывать противодействие нужно равносильно действию, в противном случае грядет хаос.

Хотя во многих литературных произведениях полным-полно сцен с жестокостью и насилием, книг, которые посвящены собственно теме жестокости, не так много. Обычно насилие  выступает в тексте как иллюстрация  к идее, фон, обрамление. Нередки  случаи, когда кровавые сцены добавляются  в книгу как самоцель (особенно в так называемых "остросюжетных" произведениях). В этом смысле отличительная  черта "Заводного апельсина" состоит  в том, что в книге, помимо всего  прочего, исследуется сама жестокость, её природа. Конечно, автор не ограничивает своё творение этими рамками, однако эта тема находится на переднем плане.

Стилистически роман напоминает "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, но обладает рядом характерных особенностей. Во-первых, это, запоминающийся "молодёжный" сленг, на котором изъясняется Алекс. Англичанам сложно будет разобраться  в незнакомых и странно звучащих словах, которые часто напоминают лишь нагромождение букв, но наш  соотечественник быстро раскусит, что  к чему: большинство "модных" словечек Алекса - это транслитерация русских  жаргонных слов с тем же смыслом. Во-вторых, это сам мир романа, который выписан настолько мрачным, гротескным и перекошенным, что в  итоге даже начинает казаться пугающе  реальным. Главный герой на протяжении книги меняется - претерпевают метаморфозы  его убеждения, воззрения и поведение, но мир романа остаётся застывшим  от первой страницы до последнего и  не желает никак реагировать на взросление Алекса. Именно этот факт оказывает  особо давящее впечатление во время чтения.

 

Что такое свобода выбора? Все  мы хотим свободы. С самого детства  нам неприятны всяческие ограничения, которые неизбежно возникают  в процессе воспитания. Однако многие из них можно назвать необходимыми, так как их цель заключается в  том, чтобы мы научились важным истинам. Так где же проходит граница между воспитанием и принуждением? Жизнь главного героя "Заводного апельсина" отвечает на этот вопрос.

Алекс - необычный паренек. Он мастерски  умеет обращаться с опасной бритвой, которую часто пускает в ход  при ограблениях и драках. Он любит  насиловать молоденьких девушек, наблюдать  за унижением других и вообще настоящий  садист. Но рано или поздно всему  приходит конец и Алекс попадает в тюрьму.Разумеется, подростку в тюрьме приходится несладко, а разбалованный городской жизнью парень и вовсе не переносит жизни за решеткой. В результате, услышав про государственный эксперимент после которого гарантируется свобода, Алекс соглашается на эту процедуру. Суть эксперимента заключается в том, что заключенному прививается физическая неприязнь к насилию - вплоть до боли и сильной тошноты.

Получая, наконец, долгожданную свободу, Алекс вдруг понимает, что просто неспособен вести прежний образ жизни. Теперь он не только не может причинить вред - он даже постоять за себя не может. И так уж выходит, что на воле Алекс встречает многих людей из числа своих жертв, каждая из которых непрочь отомстить ему. Но издевательства, месть и физическая боль не в силах изменить его склад ума. Избавившись от искусственной неприязни к насилию, Алекс снова берется за старое. Все, что ему нужно для того, чтобы остановиться - это просто повзрослеть.

Книга написана от первого лица (от лица Алекса), и все события читатель видит с его точки зрения. В  какие-то моменты этот парень становится просто отвратительным. В другие - вызывает жалость. Но в его мыслях никогда  не бывает раскаяния. Даже в минусы страшных мучений, тошноты и побочных действий эксперимента, Алекс не начинает ненавидеть насилие - он лишь жалуется на свою судьбу. И если он и начинает вести себя более дружелюбно, то только лишь из страха перед болью, а не из чистых побуждений.

Финал книги - совсем другое дело. Алекс  повзрослел и пресытился своим весельем. И его решение порвать с  преступным миром уже вполне обоснованное.

"Заводной апельсин" Берджесса проводит четкую черту между воспитанием и принуждением. То, что было упущено в самом начале жизни Алекса, стало невозможно привить насильственным путем позднее. Формулировка идеи книги предельно проста и красива. Свобода воли состоит в том, что человек сам принимает решения и несет за них ответственность. Неудивительно, что книга приобрела культовый статус, ведь еще никому не удавалось так элегантно и кратко подать такую объемную истину.

А теперь о заводных апельсинах. Выражение  это когда-то широко употребляли кокни – обитатели рабочих слоев Ист-Энда. О вещах странных или необычных кокни старшего поколения говорили, что те «кривые, как заводной апельсин». Автор романа 7 лет прожил в Малазии. А слово «orange» значит апельсин лишь в переводе с английского, по-малазийски «оrang» - человек.

Персонажи


  • Алекс — главный герой, тинейджер, воплощение подростковой агрессии и бунтарства. Алекс является главарём молодёжной банды, которая вместе с другими подобными ему слоняется по ночным улицам, дерётся с другими бандами, нападает на беззащитных прохожих, калечит людей, грабит лавчонки. Огромное удовольствие получает Алекс от избиений и изнасилований. Он стимулирует свою агрессию наркотиками и прослушиванием музыки Бетховена. Алекс неисправим, его смешат попытки окружающих и государства сделать его законопослушным и управляемым.
  • Тём — сообщник Алекса и его же, возможно, антипод. «…И в самом деле парень тёмный» — отсюда и прозвище. В оригинале его зовут Дим (от английского dim). Не отличается сообразительностью и образованностью, хотя и развит физически: «…Тём, который, при всей своей тупости, один стоил троих по злости и владению всеми подлыми хитростями драки». Алекс описывает его с очевидным отвращением. Любимое оружие Тёма — цепь, которой он бьёт по глазам противника. В итоге он уходит из банды и становится полицейским.
  • Джорджик — друг Алекса, завидовал его главенствующей роли в банде, от чего между ними произошел конфликт. Впоследствии этот конфликт стал причиной излишней бравады Алекса и тот, переоценив свои возможности, убил старую женщину и попал в тюрьму. Джорджик был убит при попытке ограбления им дома «капиталиста». Судьбы Тема, Джорджика и Пита — отображают три возможных пути по которым может пойти подросток мира Алекса.
  • Пит — самый спокойный и дружелюбный человек из банды Алекса. Впоследствии он уходит из банды и женится. Именно он помог Алексу в конце романа изменить точку зрения на жизнь.
  • «Любитель кристаллографии» — одна из жертв Алекса. Немощный пожилой мужчина, сперва подвергшийся нападению банды Алекса, а потом набросившийся на «излеченного» Алекса в компании таких же стариков. Бёрджесс вводит его для того, чтобы подчеркнуть беспомощность «излеченного» Алекса, неспособность отбиться даже от слабого старика.
  • Доктор Браном — один из учёных, ставивших на Алексе эксперимент по излечению от агрессии. Вообще, учёные представлены в романе безжалостными по отношению к подопытному (Алекса называют «наш объект»). Что касается доктора Бранома, то он подкупает Алекса показным дружелюбием, улыбкой — «такой улыбкой, что я вроде как сразу ему поверил». Браном пытается войти в доверие к Алексу, называет себя другом. Возможно, что прообразом Бранома был Й. Менгеле, который входил в доверие к своим подопытным, чтобы легче было работать с ними.
  • Доктор Бродский — один из учёных, проводивших опыты над главным героем — Алексом.
  • Джо — квартирант родителей Алекса, пока он не выйдет из тюрьмы. Ближе к концу книги уезжает домой лечиться, потому что его избили полицейские.
  • П. Р. Дельтоид — полицейский, приставленный к Алексу, чтобы усмирить его.
  • Ф. Александр — писатель, которому Алекс нанёс большую травму — при нем изнасиловал вместе с друзьями и убил его жену. Автор книги «Заводной апельсин» по сюжету произведения. Ближе к концу сговаривается со своими коллегами и доводит Алекса до попытки самоубийства, включив ему громко музыку, причиняющую Алексу большие страдания. Он — сам Берджесс. Четверо американских дезертиров изнасиловали его жену, а позже она «тихонько спилась и умерла».

Информация о работе Антиутопия в зарубежной литературе ХХ века