Борис Максимович Комаринец – эксперт и ученый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:54, доклад

Краткое описание

Хочется особо отметить последнюю работу, где Комаринец высказал свою идею о проведении криминалистических экспертиз на месте происшествия. До него некоторые авторы отмечали необходимость в определенных случаях участия эксперта в осмотре места происшествия, но рассматривали такое участие как экспертный осмотр, то есть начальную стадию экспертного исследования, завершающегося затем в лабораторных условиях. Б. М. Комаринец выдвинул идею проведения на месте происшествия всего экспертного исследования, включая составление заключения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

эссе комаринец.doc

— 41.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию                                                                                                            Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

 «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

 

Юридический факультет

Кафедра судебных экспертиз

 

Дисциплина

История экспертизы

Эссе на тему

Борис Максимович Комаринец – эксперт и ученый.

 

 

Выполнила:

 студентка 1 курса, гр. 11-18

 Оляс Алёна

 

Проверил: Шаров В.И.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2012 г.

Борис Максимович Комаринец (1910 – 1979) – доктор юридических наук, заслуженный юрист России, один из старейших советских экспертов-криминалистов и организаторов научно-технической службы милиции. Несколько слов о его биографии:

Родился в Славянске (Донбасс) Сталинской области УССР (Украина).  После окончания средней школы в 1929 году поступил на службу секретарем научно-технического отдела уголовного розыска Главного управления милиции г.Москвы. В 1930 г. он поступает на учебу на факультет работников уголовного розыска и научно-технических отделов института административного строительства НКВД РСФСР. В 1932 г. институт реорганизуется в Высшую школу милиции, которую Борис Максимович в том же году окончил в числе первого выпуска экспертов-криминалистов.   В 1933 году продолжил службу старшим экспертом научно-технического отделения отдела уголовного розыска Главного управления милиции НКВД СССР г. Москвы, затем получил должность заместителя начальника и, наконец, начальника отделения.  В последующие годы он заместитель начальника оперативного отдела ГУМ. Борис Максимович окончил также Всесоюзный Юридический Заочный Институт.

После организации Научно-Исследовательского Института криминалистики ГУМ МВД СССР,  за достигнутые успехи в службе, личные и деловые качества в 1946 г.  Комаринец назначается его начальником до увольнения в отставку в 1959 г. по состоянию здоровья.     

Борис Максимович ведет интенсивную научную работу в Центральной криминалистической лаборатории Министерства Юстиции СССР, а после ее преобразования — во Всесоюзном НИИ судебных экспертиз. В 1946 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Криминалистическая идентификация огнестрельного оружия по стреляным гильзам». Ученым советом Московского юридического института ему была присуждена ученая степень кандидата юридических наук.   В 1970 г. ему присваивают почетное звание заслуженного юриста РСФСР. В 1976 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «Судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия». Работы Б. М. Комаринца легли в основу теории судебно-баллистической идентификации.

Еще в 1938 г. возник творческий союз Бориса Максимовича Комаринца с другим ведущим ученым-криминалистом Борисом Ивановичем Шевченко, с которым они написали уникальную для того времени книгу — «Руководство по осмотру места преступления».          

Также Борис Максимович Комаринец  является автором работ: «Дактилоскопическая идентификация на расстоянии» (1937); «Руководство по осмотру места преступления» (1938); «Криминалистическое отождествление огнестрельного оружия по стреляным гильзам» (1955); «Признаки письменной речи и их значение для розыска и установления авторов документов» (1957); «Идентификация огнестрельного оружия по выстреленным пулям» (1961); «Криминалистическая экспертиза на месте происшествия» (1962).

Хочется особо отметить последнюю работу, где Комаринец  высказал свою идею о проведении криминалистических экспертиз на месте происшествия. До него некоторые авторы отмечали необходимость в определенных случаях участия эксперта в осмотре места происшествия, но рассматривали такое участие как экспертный осмотр, то есть начальную стадию экспертного исследования, завершающегося затем в лабораторных условиях. Б. М. Комаринец выдвинул идею проведения на месте происшествия всего экспертного исследования, включая составление заключения. По его мнению, криминалистическая экспертиза должна производиться на месте происшествия в следующих случаях:

  1. Когда для разрешения вопросов, стоящих перед ней, важно исследовать не только отдельные вещественные доказательства, но и обстановку места происшествия.
  2. Если для ее успеха нужно исследовать взаимосвязь между следами на различных предметах, имеющихся на месте происшествия.
  3. Когда вещественные доказательства со следами преступления или преступника не могут быть доставлены с места происшествия в криминалистическую лабораторию из-за громоздкости или вследствие опасности, искажения или порчи следов при транспортировке.

Говоря об экспертизе на месте происшествия, Комаринец имел в виду такое исследование, которое проводится в самой начальной стадии следствия, практически чуть ли не параллельно с осмотром места происшествия. Он не отрицал возможности экспертизы на месте происшествия, производимой через несколько дней или даже недель после следственного осмотра, но подчеркивал, «что она в такой же мере может оказаться затрудненной или возможно безрезультатной, как и запоздалый или повторный следственный осмотр места происшествия».

Сравнивая процесс экспертизы на месте происшествия с процессом лабораторной экспертизы, Комаринец отметил особенности первого, обусловливающие его повышенную сложность. Эти особенности заключаются в следующем:

1. Исследованию подлежит  не один какой-либо предмет, а вся материальная обстановка места происшествия, включающая большое количество следов и самых различных предметов.

2. Условия исследования необычные,  нередко неблагоприятные - под  дождем, при плохом освещении  и в непривычной обстановке.

3. Исследование выполняется непрерывно в сжатые сроки пребывания эксперта на месте происшествия.

4. Эксперт обычно не имеет  возможности получить консультацию  других специалистов и привлечь  для производства экспертизы  справочные материалы.

5. Эксперт ограничен техническими  средствами для производства необходимых исследований.

Признавая принципиальную возможность  проведения на месте происшествия криминалистической экспертизы любого вида, Комаринец  отдавал предпочтение судебно-баллистической и трасологической экспертизам, для которых данные, полученные на месте происшествия, имеют наибольшее значение.

В концепции Бориса Максимовича Комаринца на себя обращают внимание два положения общего характера: принципиальная возможность и целесообразность проведения криминалистической экспертизы в «полевых» условиях и признание места происшествия объектом криминалистической экспертизы, но не взамен, а в комплексе с другими, традиционными объектами – следами и иными вещественными доказательствами. Изучение экспертом обстановки места происшествия позволяет ему полнее и глубже познать механизмы следообразования, выявить признаки и свойства других объектов экспертизы, то есть наиболее эффективно решить задачи, поставленные перед ним следователем или судом.

Концепция Бориса Максимовича Комаринца возражений в литературе не вызвала, но и не получила дальнейшего развития. Основная его идея о возможности, а иногда и о необходимости именно экспертного исследования всей обстановки места происшествия для решения задач, относящихся к предмету конкретных видов криминалистической экспертизы, не привлекла внимания ученых.

 

 

 

 

 


Информация о работе Борис Максимович Комаринец – эксперт и ученый