Антиномии языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:01, доклад

Краткое описание

Согласно концепции, изложенной в труде "Русский язык и советское общество" 1968, в развитии языка ключевую роль играют так называемые антиномии – постоянно действующие противоположные друг другу тенденции, борьба которых и является движущим стимулом языкового развития. Важнейшие из антиномий следующие: антиномия говорящего и слушающего, системы и нормы, кода и текста, регулярности и экспрессивности и др. На каждом конкретном этапе развития языка антиномии разрешаются в пользу то одного, то другого из противоборствующих начал, что ведет к возникновению новых противоречий. Окончательное разрешение антиномий невозможно: это означало бы, что язык остановился в своем развитии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Антиномии.docx

— 38.30 Кб (Скачать документ)

АНТИНОМИИ ЯЗЫКА

Развитие языка, как и  развитие в любой другой сфере  жизни и деятельности, не может  не стимулироваться противоречивостью  протекающих процессов. Противоречия (или антиномии) свойственны самому языку как феномену, без них  немыслимы какие-либо изменения. Именно в борьбе противоположностей проявляется  саморазвитие языка.

Согласно концепции, изложенной в труде "Русский язык и советское  общество" 1968, в развитии языка ключевую роль играют так называемые антиномии – постоянно действующие противоположные друг другу тенденции, борьба которых и является движущим стимулом языкового развития. Важнейшие из антиномий следующие: антиномия говорящего и слушающего, системы и нормы, кода и текста, регулярности и экспрессивности и др. На каждом конкретном этапе развития языка антиномии разрешаются в пользу то одного, то другого из противоборствующих начал, что ведет к возникновению новых противоречий. Окончательное разрешение антиномий невозможно: это означало бы, что язык остановился в своем развитии.

Противоречивые свойства языка В. Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе "О сравнительном изучении языков..." Гумбольдт писал, что "сущность языка беспрерывно повторяется и концентрически проявляется в нем самом; уже в простом предложении, основанном на грамматической форме, видно ее завершенное единство, и поскольку соединение простейших понятий побуждает к действию всю совокупность категорий мышления, где положительное есть отрицательное, часть — целое, единичное — множественность, следствие - причина, деятельность - возможность, относительное — абсолютное, измерение в пространстве — определение во времени, где одно ощущение находит себе отклик в другом, то как только достигается ясность и определенность выражения простейшего соединения мысли, в изобилии слов оказывается представленным язык как целое".

От признания этих диалектических противоречий он переходит к раскрытию  внутренней сущности языка, показывая, что язык как целое состоит  из противоречащих друг другу понятий и что именно эта противоречивость и определяет характер языка.

Антиномия языка  и мышления. С одной стороны, язык есть орган, образующий мысль. Без языка невозможно образование понятий; понятие не может отрешиться от слова; слово есть индивидуальная физиономия понятия; слово является единством звука и понятия; между словами и понятиями должно быть соответствие — этими и многими другими положениями Гумбольдт подчеркивает мысль о неразрывном единстве языка и мышления. С другой стороны, "дух" человека постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. И это лишь обогащает язык средствами выражения. "Из взаимообусловленной зависимости мысли и слова становится очевидным, что языки являются не только средством выражения уже познанной действительности, но, более того, и средством познания ранее неизвестной".

Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка. Слова — знаки отдельных понятий, слово облекается в звуковую форму. Звуки и понятия по природе своей различны: звук служит для человека представителем предмета; понятие является выражением нашего взгляда на предмет, формирование понятий представляет собой внутренний процесс. По мнению Гумбольдта, нет связей между звуковым выражением и понятием: "И в этом случае слово не является эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета, а пониманием его, закрепляемым в языке с помощью найденного для него слова". Что же касается мотивированности элементов языка, то тут есть определенная система, проявляющаяся в том, что "общие отношения отдельных предметов, подлежащих обозначению, и грамматические формы слова основываются большей частью на общих формах воззрения и логической упорядоченности понятий", т.е. обусловливаются внутренними закономерностями языка, всей его структурой.

Антиномия объективного и субъективного в языке. "Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык, наоборот, по отношению к человеку объективен" — этого противоречия нельзя и не должно избегать, утверждал Гумбольдт, ибо "язык мне принадлежит, потому что я воспроизвожу его моею собственною деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает самый язык. Но то, чем он ограничивает меня, давая известное направление моей деятельности, происходит в нем от общечеловеческой природы, которая принадлежит мне наравне со всеми, и потому чуждое мне в языке кажется мне таким только в известный момент моего индивидуального существования, а не по основному и истинному существу моей природы". Эта антиномия необходима, так как язык, переходя от всего ограниченного, индивидуального к всеобъемлющему бытию, становится великим средством преобразования субъективного в объективное.

Антиномия устойчивости и движения в языке. Язык вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив. Из этого следует, что в любой данный момент язык есть нечто постоянное и вместе с тем преходящее. Каждый индивидуум вносит свои изменения в язык, но в то же время он воспринимает язык таким, каким он нам дан предшествующими поколениями.

Антиномия целого и единичного в языке. Высказывая мысль о господстве языка над человеком, Гумбольдт подчеркивает, что язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу. С этой антиномией связано другое положение Гумбольдта: "...хотя действительную жизнь [язык] получает только в употреблении между людьми, но в то же время, в существе своем, он не зависит от отдельных лиц". И в то же время Гумбольдт утверждает, что всякий язык раскрывается во всей полноте своей особенности только в живом употреблении, в речи говорящего лица. Важно, что в то время, когда ученые увлекались познанием мертвых, классических языков, Гумбольдт обратил внимание на необходимость изучения живого, народного словоупотребления.

Антиномия индивидуального и коллективного в языке. "...Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу", но "языки можно считать творением народов, ив то же время они остаются творением отдельных лиц". Язык выражает мировоззрение отдельного человека; но человек всегда зависит от народа, к которому он принадлежит. Чувство коллективизма, стремление к общению даны человеку вместе с ощущением своей индивидуальности. Язык как деятельность предполагает говорящего и слушающего, он возникает из одновременной деятельности людей.

Антиномия языка и речи. Знаковая природа языка обуславливает возникновение ряда антиномий языковой системы. Язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности. Языковой знак, по Соссюру, обладает двумя важнейшими свойствами, которые являются одновременно принципами функционирования языковой системы.

Речь  – конкретное говорение, протекающее  во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью  понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и  его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Характеристика речи дается через противопоставление ее языку (коду), понимаемому как  система объективно существующих, социально  закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а  также как система правил их употребления и сочетаемости. Речь и язык (код) образуют единый феномен человеческого  языка. Речь – реализация, воплощение языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее  выполняет свое коммуникативное  назначение. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь – производимый этим орудием вид общения.

 

Речь

Язык

1

конкретна, неповторима

абстрактен, воспроизводим

2

актуальна

потенциален

4

бесконечна

система языка конечна

6

активна и динамична

пассивен, статичен

7

подвижна

относительно стабилен

8

линейна

уровневая организация 

9

субъективна

объективен

10

произвольна

обязателен

11

отражает опыт индивидуума

фиксирует «картину мира» говорящего на нем народа

12

преднамеренна

нецеленаправлен

13

контекстно обусловлена

независим от обстановки

14

вариативна

инвариантен

15

допускает элементы случайного, беспорядочного

образуется регулярными чертами  своих единиц


За  противопоставлением Язык – Речь иногда видят противопоставление сущности и явления, общего и частного.

Антиномия понимания  и непонимания. Окончательную определенность слова получают только в речи отдельного лица. Но особенность общения состоит в том, что говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон и вкладывают различное, индивидуальное содержание в одно и то же слово. Отсюда следует, что "никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах в то же время и разногласие".

Семантика и прагматика. Семантика, изучая все содержание, информацию, передаваемые языком или какой-либо его частью, противопоставлена прагматике. Прагматика изучает функционирование языковых знаков в речи. Семантика в общем виде – отношение между знаконосителем, предметом обозначения и понятием о предмете; прагматика – отношение между знаком и тем, кто его использует. В прагматике особенно интенсивно исследуются два центра – субъект и адресат речи. Таким образом, антиномия Семантика – Прагматика является прямым следствием антиномии Язык – Речь. Семантические отношения включают в себя парадигматические и синтаксические.

Синтагматика  и парадигматика. В языке различают два основных типа отношений – первичные синтагматические и вторичные парадигматические. Первые подчиняются логическому операции (конъюнкции) «и – и», вторые могут быть приравнены отношениям по принципу «или – или», то есть исключающей дизъюнкции, лишь в пределе или приближении к нему.

Синтагматика – один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических – отношений между знаками  языка, возникающих между последовательно  расположенными его единицами при  их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте. Синтагматические отношения  непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и свойстве ее протяженности, однонаправленности, последовательности. Благодаря этому элементы, следуя один за другим, образуют определенную цепочку, последовательность – синтагму*, внутри которой составляющие ее элементы вступают в синтагматические отношения. Они характеризуют связи следующих друг за другом единиц и определяются их контрастом; языковой элемент может поэтому противопоставляться либо предшествующему, либо следующему за ним, либо и тому и другому одновременно. Для выявления этих отношений разрабатываются специальные процедуры сегментации, или членения текста (речи), позволяющие отличить и отделить одну единицу от другой на основании свойства ее повторяемости и контраста с соседними единицами. Развитие процедур синтагматического анализа идет по двум линиям – валентностный (сочетаемость) и дистрибутивный (распределение).

Парадигматика – один из двух аспектов системного изучения языка, раздел науки о языке, занимающийся парадигматическим отношениями, их классификацией, определением области  их действия и т.п.; в более широком  смысле – то же, что система языковая, понимаемая как совокупность лингвистических  классов – парадигм (класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации); противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста. Парадигматические отношения не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте; они представляют собой отношения между элементами языка, объединяемыми в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями; они связывают эти элементы в силу общности либо их формы, либо содержания, либо на основе сходства того и другого одновременно.

Антиномия говорящего и слушающего создается в результате различия в интересах вступающих в контакт собеседников (или читателя и автора): говорящий заинтересован в том, чтобы упростить и сократить высказывание, а слушающий - упростить и облегчить восприятие и понимание высказывания. Столкновение интересов создает конфликтную ситуацию, которая должна быть снята путем поиска удовлетворяющих обе стороны форм выражения.

В разные эпохи жизни общества этот конфликт разрешается по-разному. Например, в обществе, где ведущую  роль играют публичные формы общения (диспуты, митинги, ораторские призывные, убеждающие речи), в большей степени  ощутима установка на слушающего. Античные риторики во многом построены с учетом именно этой установки. В них даются четкие правила для построения убеждающей речи. Недаром приемы риторики, организации публичной речи активно насаждаются в современной общественно-политической ситуации России, когда принцип гласности, открытого выражения своего мнения возводится в ведущий критерий деятельности парламентариев, журналистов, корреспондентов и др. В настоящее время появляются пособия и руководства, посвященные проблемам ораторской речи, проблемам ведения диалога, проблемам культуры речи, в понятие которой включается не только такое качество, как литературная грамотность, но и особенно выразительность, убедительность, логичность.

В другие эпохи может ощущаться  явное господство письменной речи и  ее влияние на процесс общения. Установка  на письменный текст (преобладание интересов  пишущего, говорящего), текст предписания преобладала в советском обществе, и именно ей была подчинена деятельность средств массовой информации. Таким образом, несмотря на внутриязыковую сущность данной антиномии, она насквозь пронизана социальным содержанием.

Информация о работе Антиномии языка