"Новый курс" Рузвельта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Комплекс осуществляемых президентом Рузвельтом реформ, вошедших в историю под названием «нового курса», проводился в жизнь на протяжении 1933 – 1940 гг. Во многих своих чертах указанные преобразования были близки кейнсианской экономической политике.
Суть политики «нового курса» заключалась в выходе на первый план государства, в его подключении к процессам регулирования экономической жизни. Линия «нового курса» складывалась в жесткой борьбе и окончательные ее очертания представляли равнодействующую многих сил: крупного бизнеса, банковских кругов, мелких предпринимателей, фермеров, профсоюзов, широких слоев трудящихся и безработных.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа по ИГиПЗС.docx

— 32.08 Кб (Скачать документ)

1. ’’НОВЫЙ КУРС”  ФР.Д.РУЗВЕЛЬТА.

После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно увеличили экспорт, американская экономика столкнулась с серьезными трудностями. Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским, не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.

В 1922-1929 годах происходил бурный рост промышленного производства. К концу этого периода США выпускали промышленной продукции больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

Однако в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису.

Иногда 20-е годы XX в. в истории США называют «ревущими двадцатыми», желая передать дух и особый размах деляческой инициативы, спекулятивной горячки и показного оптимизма, которые придали специфическую окраску этому периоду. Говоря о положении фермерства, эта дефиниция пригодна в том смысле, что его протестующий голос был особенно громким в силу прямого и самого значительного по своим масштабам обнищания под ударами затяжного аграрного кризиса. Все время раздвигающиеся «ножницы» между ценами на промышленные товары, потребляемые фермерами, и сельскохозяйственными продуктами (первые непрерывно росли, вторые так же непрерывно снижались) сделали большинство хозяйств мелких и средних фермеров хронически убыточными. Все увеличивающееся бремя задолженности, разорения буквально сгоняли с земли фермерство, которое бежало в города, пополняя армию безработных, малоимущих групп населения.

Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества [1, с. 15]. Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г. [2, с. 101].

По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной

Обострялась социально-политическая обстановка: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт – кандидат от демократической партии.

Фр. Рузвельт по праву считается величайшим президентом США XX в., одним из крупнейших лидеров своей эпохи. Он дал вдохновляющий пример решений именно тех проблем, которые и сегодня определяют суть человеческого бытия, сердцевину политики, экономики и общественной жизни – проблем, которые служат для нас как источником величайших надежд, так и причиной глубочайших страданий. Два предельно острых кризиса – Великая Депрессия и Великая война – выпали на его долю, и он сумел совладать с ними. Это удалось ему не в последнюю очередь потому, что он проявил исключительную моральную силу, превратив в первейшее национальное достоинство и государственную доблесть сострадание, сочувствие к гонимым и порабощенным не только в своей стране, но и во всем мире.

Комплекс осуществляемых президентом Рузвельтом реформ, вошедших в историю под названием «нового курса», проводился в жизнь на протяжении 1933 – 1940 гг. Во многих своих чертах указанные преобразования были близки кейнсианской экономической политике.

Суть политики «нового курса» заключалась в выходе на первый план государства, в его подключении к процессам регулирования экономической жизни. Линия «нового курса» складывалась в жесткой борьбе и окончательные ее очертания представляли равнодействующую многих сил: крупного бизнеса, банковских кругов, мелких предпринимателей, фермеров, профсоюзов, широких слоев трудящихся и безработных.

Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой, банковской, социальной, сельскохозяйственной, судебной, административной реформы.

Финансовая политика "нового курса" этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. Первым решением стало принятие Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере. Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, многим мелким банкам пришлось прекратить свое существование. Также вводился запрет на экспорт золота. Законом Глосса-Стигалла (1933 г.) были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.

С целью упорядочения деятельности фондовых бирж, скандально процветавшей в предкризисный период, в 1934 г. был принят Закон об обращении ценных бумаг, на основании которого была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам.

В рамках осуществления экономической политики в середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности (National Industrial Recovery Act - НИРА) - самый значительный в законодательстве "нового курса". Данный закон был призван осуществить реорганизацию промышленности, положить конец конкуренции за счет рабочих, сократить безработицу, обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, повысить покупательную способность населения – при активном участии государства.

Закон состоял из трех разделов. В первом разделе определялись меры, которые могли бы оживить экономику и вывести ее из чрезвычайной ситуации. Главную роль должны были играть «кодексы честной конкуренции» - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и найма, защищающие интересы потребителей. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда

В ст. 7а НИРА в общей форме были провозглашены права рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор, обязанности предпринимателей "соблюдать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный уровень оплаты и другие условия труда".

Был разработан типовой кодекс, в котором предлагалось в качестве минимального уровня заработной платы для промышленных рабочих фиксировать оплату от 30 до 40 центов за рабочий час, а продолжительность рабочего времени ограничить 35 часами в неделю.

Интересно отметить, что Дж. М. Кейнс выступил с критикой ряда положений НИРА. Свои соображения он высказал в открытом письме к Рузвельту от 1 декабря 1933 г. Кейнс не одобрял такую меру, как принудительное фиксирование цен, которое, с его точки зрения, без соответствующего увеличения покупательной способности населения не могло кардинально изменить ситуацию. Кейнс настаивал на серьезном расширении правительственных расходов за счет роста государственного долга [3, с. 76]. То есть уже в первые месяцы «нового курса» он предлагал опереться в первую очередь на практику дефицитного финансирования, что не было тогда воспринято Рузвельтом, полагавшим, что существуют определенные пределы наращивания государственных расходов. Более того, Рузвельт выдвигал в качестве одного из предвыборных лозунгов достижение сбалансированного бюджета. Однако существовавшая тогда ситуация не способствовала реализации этой цели. Несмотря на протесты делового сообщества и его требование сократить государственные расходы (особенно на общественные работы и социальные цели), Рузвельт все прочнее становился на путь дефицитного финансирования и в 1935 г. открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся» [2, с. 76].

НИРА вводился сроком на два года. Его эмблемой стал синий орел, реклама которого была поставлена с большим размахом, а ее отсутствие на продукции той или иной компании могло вызвать общественное порицание и даже бойкот. Поначалу предприниматели с энтузиазмом восприняли НИРА, но с осени 1934 г. начало проявляться разочарование крупного капитала в этом законе. Деловые круги стали все чаще и настойчивее поднимать вопрос о его пересмотре. В условиях преодоленного к тому времени экономического кризиса деловое сообщество не считало необходимым сохранение чрезвычайного закона. Для предотвращения радикального развития «нового курса» создается специальная организация «Лига американской свободы», в которую вошли виднейшие представители делового мира.

В итоге, когда в июне 1935 г. истек срок действия закона и Рузвельт внес предложение о продлении срока его действия еще на два года, он встретил значительное сопротивление, причем со стороны самых разных сил. Помимо представителей большого бизнеса, критиковавших НИРА с точки зрения «традиционных идеалов» свободы частноэкономической деятельности, с протестом выступили и мелкие предприниматели, считавшие, что НИРА ухудшает их положение и ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. Борьба вокруг закона была фактически закончена, когда 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал данный закон неконституционным, а позже и еще несколько законодательных актов.

Надо, однако, отметить, что отмена этого закона не означала возврата к докризисным отношениям между государством и бизнесом – регулирующая роль государства во многих отношениях сохранялась.

Аграрная политика «нового курса» нашла воплощение прежде всего в Законе о регулировании сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Act - ААА). Для его проведения был создан такой орган, как Администрация регулирования сельского хозяйства, которая «регулировала» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливала объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей.

Вместе с ААА был принят Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв. В 1936 г. эта политика была законодательно оформлена принятием Закона о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка.

Вокруг экономической политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали "новый курс" чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его (в силу продолжающегося бедственного положения значительных слоев населения, безрезультатности попыток правительства решить проблему безработицы и пр.) недостаточно решительным.

Также правительство не могло не волновать положение дел в социальной сфере. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации - «трудовые лагеря». Были созданы специальные общефедеральные органы - Администрация гражданского строительства, Администрация гражданских работ (1933-1934), - на которые возлагались обязанности и права по финансированию общественных работ в любом месте США. Правительство централизованно финансировало строительство дорог, даже не очень нужных в ближайшее время, только чтобы дать людям оплачиваемую работу.

Однако данные меры не привели к стабилизации обстановки. Так, провозглашенные ранее НИРА профсоюзные права не удовлетворяли требований рабочих. Не было гарантировано законом право на стачку, не было закреплено традиционное требование американских рабочих "закрытого цеха", запрещающего предпринимателям путем "индивидуальных соглашений" принимать на работу нечленов профсоюза, что открывало путь к штрейкбрехерству, возможному срыву забастовки.

В этих условиях от правительства требовались решительные меры, способные предотвратить социальный взрыв. В 1935 г. Рузвельтом были приняты новые меры для урегулирования социального положения: 19 июня в послании к конгрессу президент предложил ввести прогрессивный налог на крупные состояния и прибыли корпораций, а 5 июля 1935 г. был подписан Закон Вагнера о трудовых отношениях, подтвердивший и усиливший права рабочих на организацию в профсоюз и коллективный договор, зафиксированные в статье 7-а НИРА.

Закон Вагнера запрещал работодателям:

  • «препятствовать… в осуществлении прав» [4, с. 170] рабочих;
  • вмешиваться в действия рабочих, «направленные на создание какой-либо организации или мешать им оказывать финансовую или какую-нибудь другую необходимую поддержку такой организации» [4, с. 170];
  • отказываться от переговоров о заключении коллективного договора.

Данным законом разрешалась деятельность профсоюзов по объединению рабочих, по проведению стачек, пикетов и т. п. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган - Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на "нечестную трудовую практику" предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Не менее важное значение имел Закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Его принял конгресс США в августе 1935 года. Этот закон явился первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию.

Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Он не распространялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом, интересы только половины всех работающих по найму лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих, был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году [2, с. 105].

Информация о работе "Новый курс" Рузвельта