Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Задачи исследования:
- охарактеризовать социальную роль конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина;
- определить международно-правовой базис прав человека;
- проанализировать содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Глава 2 Конституции "Права  и свободы человека и гражданина" включает 48 статей, подавляющая часть  которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой  определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими  основаниями конституционные права  и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем  порядком расположения, который устанавливается  в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала  указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве такая последовательность впервые  была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного  Закона 1978 г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Конституция РФ специально декларирует в данной статье, что  права и свободы человека и  гражданина в Российской Федерации  являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Благодаря своим юридическим  свойствам положения Конституции  РФ о правах и свободах оказывают  прямое регулирующее воздействие на общественные отношения. При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективной реализации. Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих указанные права, государственные органы, должностные лица, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.

До принятия Конституции  РФ 1993 г. права и свободы человека, закрепленные Основным Законом Российского государства, не рассматривались в качестве правовой основы для рассмотрения дел в судах и других правоприменительных органах. Применялись только положения законов и других нормативных актов; отсутствовал механизм проверки законодательных актов на предмет соответствия Конституции России (конституционного контроля).

При защите в суде, ином органе своих прав и свобод правомерна ссылка непосредственно на конституционные  нормы. Это осуществляется при защите прав и свобод не только в порядке конституционного судопроизводства, но и при рассмотрении дел в гражданском и уголовном процессах.

Согласно Постановлению  Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О  некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" Конституция РФ применяется судами в качестве акта прямого действия, в частности, в следующих случаях: 1) когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность применения нормы при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и др.; 2) если федеральный закон, уже действовавший до принятия Конституции либо изданный после вступления ее в силу, противоречит положениям Конституции; 3) если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, призванный регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Закрепление правомерности  поведения, непосредственно определяемого  конституционными правами и свободами, не означает, что нет необходимости  в законах и или иных правовых актах. Их издание осуществляется с целью обеспечения реализации конституционных прав и свобод. В ряде случаев в Конституции РФ прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 и др.). В законах определяются социальные стандарты; суммы пенсий и пособий; возраст, связанный с реализацией конкретного конституционного права; процедура, необходимая для участия в выборах или референдуме; виды и порядок осуществления альтернативной службы и т.д.13

Анализ конституционных  прав и свобод позволяет их разделить  на две группы. Первая группа - это  общерегулятивные права и свободы, которые не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной  регламентации. Другая группа прав и  свобод нуждается в этом для более полной и гарантированной реализации, что вытекает из характера самого права и свободы или из прямого указания в Конституции РФ на необходимость принятия закона.

Прямое действие, например, имеют: право определять и указывать  свою национальную принадлежность, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свобода мысли и творчества, свобода совести и вероисповедания, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям и ряд других прав и свобод.

Конституционный Суд РФ постоянно руководствуется при принятии решений принципом непосредственного действия конституционных прав и свобод.

Так, Конституционный  Суд РФ, интерпретируя в Определении  от 22 мая 1996 г. норму ч. 3 ст. 59 Конституции  РФ, отметил, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим согласно ст. 18 Конституции РФ и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. В дальнейшем Конституционный Суд РФ уточнил эту позицию, указав в Постановлении от 23 ноября 1999 г. на то, что Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" может определять условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, однако само закрепленное ч. 3 ст. 59 Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не нуждается в конкретизации и является непосредственно действующим правом, связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном аспекте, и должно обеспечиваться независимо от членства гражданина в религиозной организации.

Конституционный Суд  РФ в Постановлении от 25 апреля 1995 г. признал, что правоприменительные  органы при решении вопросов вселения в жилое помещение, вопреки непосредственному  действию конституционных норм, руководствуются  отмененными актами о прописке. В Постановлении от 13 июня 1996 г., имея в виду пробельность в урегулировании института содержания под стражей, Конституционный Суд РФ прямо указал на возможность непосредственного применения ст. 46 Конституции о праве на судебное обжалование любых нарушений прав и свобод.

Государство, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, реализует конституционную  задачу путем законодательного и  иного нормативного регулирования  прав и свобод. Например, право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) реализуется в единстве с конкретизирующими его Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О политических партиях" и др. Избирательные права граждан (ст. 32 Конституции РФ) могут осуществляться лишь в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др. Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) обеспечивается Жилищным кодексом РФ и другими актами жилищного законодательства. Для большинства социально-экономических прав важное значение имеет принятие необходимого законодательства.

Конкретизация в федеральном  законе определенных Конституцией РФ прав или свобод, установление вида санкций за их нарушение должны быть строго обусловлены содержанием  этого права или свободы.

Одним из проявлений непосредственного  действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своем намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективы демократизации и развития свободы14.

Статья 18 специально подчеркивает, что непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина обеспечивается правосудием.

Прямое действие конституционных  норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный  Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина.

5. Роль органов  государственной власти и местного  самоуправления в сфере обеспечения  прав и свобод

 

Конституционно-правовая политика является особой формой государственной  политики, средством легитимации закрепления и осуществления политического курса государства, воли, ее властных органов и официальных лидеров. Конституционно-правовая политика призвана выражать интересы всех общественных слоев, обязанностей, составляющих гражданское общество, и рассчитана на эффективное использование государственно-правовых средств воздействия на общественные отношения.

Основным приоритетом  конституционно-правовой политики служат личность, ее потребности, интересы, обеспечение  ее достойной жизни и свободного развития. Указанный ориентир закреплен непосредственно в Конституции РФ. Конституционно-правовая политика направлена на реальное соблюдение данного приоритета, на создание условий признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Приоритетное направление конституционно-правовой политики может быть эффективно лишь в том случае, если она опирается на легитимную, сильную, авторитетную власть, реализующую свою политику правовыми средствами в условиях сочетания динамизма и твердого правопорядка, стабильного и устойчивого социально-экономического и политического развития.

Конституционно-правовая политика эффективной может быть лишь при условии усиления ее научной  основы. Юридическая наука, развиваясь в русле мировой цивилизации, с учетом российской действительности, практических потребностей призвана сформировать собственные институты, взаимоотношений личности и государства, государственно-правовые средства обеспечения единства прав, свобод, обязанностей и ответственности личности в гражданском обществе и демократическом правовом государстве15.

Конституционно-правовая политика, в центре которой стоит  личность, охватывает правотворчество, правореализационную, правоохранительную и правозащитную деятельность всех органов публичной власти, направленную на обеспечение осуществления, охрану и защиту жизни и достоинства личности, ее прав и свобод во взаимодействии с ее обязанностями и ответственностью. Конституционно-правовая политика охватывает также сферу правового просвещения и правового воспитания должностных лиц и всего населения страны, подготовку кадров юристов новой формации, адекватных социальным потребностям и ожиданиям. Конституционно-правовая политика направлена на реализацию прав и свобод личности на основе реализации Конституции и соблюдения приоритетности общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Конституционно-правовая политика, как рациональная, прагматичная, предполагает постановку осуществляемых целей, выбор адекватных, эффективных  способов ее реализации. В частности, она должна формировать условия для соблюдения социальной справедливости, ликвидации огромного разрыва в положении различных социальных слоев общества, создавать равные стартовые условия каждого в отстаивании, защите их прав и свобод.

В осуществлении конституционно-правовой политики в сфере прав и свобод личности важное значение имеют учет реалий российской действительности, соблюдение лучших традиций правовой культуры и учет правовых ценностей, укоренившихся в образе жизни  и поведении индивидов и всего народа (например, учет и культивирование коллективистских, нравственных начал).

Приоритетному направлению  конституционно-правовой политики должны быть подчинены все остальные  ее направления. Основными из них  являются следующие.

Информация о работе Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля