Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:13, реферат

Краткое описание

История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как в середине XX в.).

Содержание

Введение
Основная часть:
Взгляды Сократа
Взгляды Платона
Взгляды Аристотеля
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

основной реферат.docx

— 87.35 Кб (Скачать документ)

Само  искусство, с точки зрения Платона, может приносить не только благо, но и зло. Это связано с тем, что, воздействуя на чувства (страстную  часть души), искусство затемняет  разум и мешает осознанной регуляции  поведения. Поэтому под действием  искусства люди могут совершать  неправильные, ненужные поступки. Могут  внезапно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные слова и  т.д. Поэтому в своем идеальном  государстве Платон весьма жестко ограничивал  роль искусства. Он даже считал необходимым  провести отбор сказок и мифов, которые  рассказывают матери и няни маленьким  детям, чтобы неудачными примерами  не портить их. Точно так же он изгонял театр, за исключением нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не комедий. После  театральных масок им были изгнаны  и музыкальные инструменты, за исключением  лиры и кифары для города и пастушьей  свирели для деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой  круг музыкальных произведений пригоден для воспитания юношества и способен сформировать социально значимые и  одобряемые идеалы. По его мнению, положительную  роль играет та музыка, которая придает  словам дополнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей  надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой, так  как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными  чередованиями и ладами, делают их более кроткими, чинными и уравновешенными.

Платон  также уделял большое внимание изучению индивидуальных склонностей и способностей людей в раннем возрасте. Он считал, что эти знания важны не только для развития их нравственности, но и для анализа профессиональной пригодности ребенка и его  будущего статусного места в государстве. Требования к профессиональной идентификации, так же как и к формированию понятийного мышления и произвольной и сознательной регуляции поведения, были одним из главных положений  теории коллективного воспитания Платона, основы которой подробно изложены в  его диалоге «О государстве». Он писал о необходимости профессионального  отбора и тестирования детей, говоря о том, что уже в детстве  можно определить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка  и воспитывать его согласно предназначению. Для этого следует изучать  особенности души каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением и склонностями детей в процессе обучения Платон считал необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои склонности и способности. Адекватная самооценка и знание о своих способностях к определенному виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей, связанных с определенной профессией, и помогая осознать наличие этих способностей в себе.

Исследования  Платона заложили новые тенденции  не только в философии, где он признан  создателем теории объективного идеализма, но и в психологии. Платон впервые  выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в  становлении опыта человека, а  также впервые сформулировал  положение о внутреннем конфликте  души. Проблема внутреннего конфликта  мотивов стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе, а его  подход к проблеме познания отразился  на позиции рационалистов.

 Взгляды  Аристотеля.

Идеи  Платона о психике, ее функциях и  этапах развития были переосмыслены  в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), одного из самых выдающихся ученых Греции. Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией. Эта книга не только обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую систему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив вопросы, на которые стремились найти ответ многие поколения психологов.

Аристотель  родился в Македонии, на севере Греции, в семье известного врача при  дворе правителя Македонии Филиппа. Его отец происходил из семьи потомственных  медиков, а потому и Аристотель с  детства связывал свое будущее с  этой профессией. Однако, получив медицинское  образование, он отправился в Афины  изучать философию, поступив для  этого в школу Платона. Вернувшись в Македонию, он стал наставником  сына Филиппа, Александра, будущего известного полководца Александра Македонского. Уроки Аристотеля его ученик всегда вспоминал с благодарностью и  присылал ему из всех походов редкие манускрипты, книги, гербарии. Эти книги  впоследствии помогли Аристотелю в  систематизации психологических знаний, накопленных его предшественниками. После того как Александр вырос, Аристотель вернулся в Афины и, так  же как его учитель Платон, купил  участок земли, на котором построил свою школу, назвав ее Ликей (Лицей). Эта школа, как и Академия Платона, просуществовала почти шесть веков и была закрыта в III в. Хотя сам принцип обучения студентов, а также характер общения между преподавателями и слушателями были заимствованы у Платона, структура Ликея и содержание преподаваемых курсов существенно отличались от платоновских. Главным отличием было то, что, медик по образованию, Аристотель и к проблемам психики подходил с естественно-научных позиций, положив именно биологию, медицину, а не математику в основу психологии. Недаром на знаменитой картине Рафаэля «Афинская школа», находящейся в Ватиканском дворце в Риме, Платон поднимает руку, указывая на небо, в то время как Аристотель протягивает ее вперед, к земле. Различались не только научные, но и личностные позиции ученых, так как, судя по всему, для более уравновешенного и хладнокровного Аристотеля борьба мотивов, разочарования и стремления к недостижимому идеалу, свойственные Платону, были нехарактерны. Его взгляды отличались большей цельностью и гармоничностью, а в его учении о душе заложена не идея конфликта, а идея развития, эволюционного перехода от одного уровня к другому. Те же противоречия в теории Аристотеля, о которых мы будем говорить ниже, связаны не со стремлением преодолеть переживания, страсти, но с проблемами рационального объяснения действительности на современном для него уровне развития науки.

Прежде  всего, Аристотель пересмотрел подход Платона к душе. С его точки  зрения, разделение души и тела - невозможный  и бессмысленный акт, так как  «идея», «понятие» не может быть реальным физическим предметом, каковым  является человек. Исходя из неотделимости  души от тела, Аристотель и дал свою трактовку души - душа есть форма  реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и  не является телом. Разъясняя этот подход, Аристотель говорит о том, что  если бы мы хотели найти душу глаза, то ею стало бы зрение, т. е. душа представляет собой суть данного предмета, выражая  цель его существования. Материя  без души есть чистая потенция, она  ничто и одновременно может стать  всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенной формы. Но если отлить его в форме  меча, или ножа, или молотка, то он сразу же обретет цель, которую  можно определить, исходя из его  формы. Таким образом, душа действительно  не может существовать без тела, так как форма - это всегда форма  чего-то. В то же время в этих рассуждениях Аристотеля есть и нечто общее  с подходом Платона, так как и  у одного, и у другого душа является той целью, к которой стремится  вещь. Поэтому, исходя из души, можно  понять, к какому классу относится  данный предмет, зачем он нужен.

Однако  концепция Аристотеля - не только наиболее полная и самобытная в греческой  психологии, но и наиболее сложная  и противоречивая. Первые противоречия появляются уже в его трактовке  функций или способностей души. Он писал о том, что существует три  вида души - растительная, животная и  разумная. Каждая из них обладает определенными  функциями. Так, растительная душа способна к размножению и питанию. Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к  мышлению. Каждая более высокая форма  души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому если у растительной души всего две функции, то у животной - шесть, а у разумной - семь. Таким  образом, в психологии впервые появилась  идея генезиса, развития, хотя это еще не развитие в процессе жизни человека или человечества, но развитие психики при переходе от одной формы жизни к другой - от растений к животному миру и к человеку.

Первоначальное  образование Аристотеля сказалось  не только в его мыслях о связи  более высоких форм жизни с  элементарными, но и в том, что  он соотносил развитие отдельного организма  с развитием всего живого мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении  из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении  в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом.

Рассматривая  связь между видами и способностями  души, Аристотель подчеркивал, что все  эти функции не могут быть осуществлены без тела. Действительно, невозможно ощущать, двигаться или стремиться к чему-то, не обладая материальной оболочкой. Отсюда Аристотель делал  вывод о том, что и растительная, и животная души смертны, т.е. появляются и исчезают одновременно с телом.

Казалось  бы, исходя из этих рассуждений, Аристотель должен был прийти и к идее смертности разумной души. Но тогда ему пришлось бы сделать вывод о том, что  все знания, которые есть в душе, формируются только в процессе жизни  человека, умирая вместе с ним. Однако не только педагогический опыт, но и  та научно-исследовательская деятельность, которой он занимался, доказывали, что  человек не может существовать в  мире, не используя тех знаний, которые  были накоплены до него. Если бы люди не могли передавать друг другу знания, им пришлось бы изобретать, открывать  заново уже открытые кем-то законы. Человек при этом не только не смог бы придумать что-то существенно  новое, но просто не смог бы жить в сложном  мире. Таким образом, для Аристотеля и психологии того времени было ясно, что человек не только живет в  пространстве культуры, но и является ее носителем в своей душе.

Тогда вставал закономерный вопрос о том, каким же образом знания, открытые другими, становятся достоянием конкретного человека. Платон и Сократ находили ответ на этот вопрос, исходя из предположения о том, что эти  знания находятся с самого рождения в душе человека, а обучение, чтение книг лишь помогают их актуализации. Эту  же точку зрения разделял Аристотель, так как с позиции науки  того времени он не смог объяснить  факта интериоризации внешнего по отношению к человеку знания. Напротив, его наблюдения показали, что чужой опыт, почерпнутый с помощью чтения, лекции даже уважаемого преподавателя, не становится для человека своим, не убеждает его, но в лучшем случае помогает справиться с определенной проблемой или формирует поведение, сохраняющееся лишь при наличии контроля. Возможность интериоризации, эмоционального опосредования в процессе присвоения культуры в то время не была еще открыта, а потому Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о существовании врожденного знания, т. е. о бессмертии и нематериальности разумной души.

Хотя  этот вывод не соответствовал его  взглядам на первичные формы души, но зато не противоречил его убеждению  в том, что культура является внутренним достоянием души человека, а не внешним  по отношению к ней фактором. Таким  образом, перед Аристотелем, в отличие  от Демокрита, не вставал вопрос о том, истинны ли наши знания - они истинны уже по своему происхождению, как часть бессмертного разума. Позднее, уже в Новое время, Декарт, исходя из подобных же посылок, также пришел к мысли о существовании врожденного знания, врожденных идей.

Эти рассуждения  привели к появлению весьма значимого  в концепции Аристотеля понятия  нус (всеобщий разум). Нус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения, что схоже с позицией Платона и Сократа.

В то же время существует и важный момент в трактовке Аристотелем понятия  нус, который отличает его от неизменной души Платона. Нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каждый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то открытие, носит его в своей душе. После его смерти разумная часть души вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным человеком, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. Поэтому следующему поколению передается разумная душа уже с другим содержанием. Таким образом, Аристотель не только подчеркивал изменчивость и развитие всеобщего разума, но и настаивал на способности человека как к репродуктивному, так и к творческому мышлению.

Процесс познания, описываемый Аристотелем, также существенно отличается от того, что описывали ученые, в  частности Платон, до него. Прежде всего, Аристотель отказывается от рационализма Платона. Полученное биологическое  образование и те сведения, которые  были им почерпнуты из присланных Александром  Македонским рукописей, показали значение чувственного опыта в формировании обобщенной картины мира. Исследования Аристотеля привели его к созданию первой в психологии развернутой  теории познания, в которой не только раскрывается специфика каждого  этапа, но и анализируется процесс  перехода от единичного знания, знания даже не о предмете, но о каком-то одном его свойстве, к обобщенному  суждению и понятию.

Для объяснения этого перехода Аристотель ввел понятия  общего чувствилища и ассоциаций, которые, по его мнению, представляют собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом познания, по Аристотелю, становится ощущение, которое он понимал как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое воспринимает, хотя и не является пассивным слепком с этого тела. Необходимо подчеркнуть, что Аристотель одним из первых ученых доказывал, что не только мышление (как думал Платон), но и ощущения активны, а потому практически невозможно разграничить качества воспринимаемых предметов на первичные и вторичные.

Информация о работе Взгляды Сократа, Платона, Аристотеля