Влияние античной философии на формирование христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

В условиях крушения античной цивилизации, приходу к социально-политическому господству в регионе представителей варварских племен, нагруженных религиозно ориентированным мироощущением молодой христианской религии, еще не растратившей своего харизматического запала, философия просто не могла оставаться на прежнем пьедестале и должна была, как минимум, облечься в одежды новых властителей дум.

Содержание

Введение
1. История вклада античной философии в христианство
2. Парадигматическое созидание античной философии в плане развития христианской мысли.
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 35.05 Кб (Скачать документ)

Итак, задача философии, по Платону, состоит в том, чтобы помогать постигать высшую мудрость и с  ее помощью созерцать истинное, вечное, прекрасное бытие.

Аристотель

Аристотель отчетливо  уяснил линию своего понимания основных контроверз у Платона. Желая исправить  учителя, Аристотель стремиться отождествить идею с ее материальным носителем. Он рассуждает следующим образом: если разум и добро, по мнению Платона, в сверхчувственном мире такие же, как и в чувственно-эмпирическом, то в первом мы найдем то же, что во втором, поэтому идеи вовсе не обязательно  должны быть изолированы и независимы, для их познания достаточно свойств  обычного мышления, поскольку они  составляют органическую часть в  цепи мирового единства.

Сформулировав и приняв закон  противоречия в качестве универсального принципа бытия, Аристотель намеревался  строить философскую систему  в строгом соответствии с его  существом.

Последнее привело Аристотеля к его трансцендентному учению о  перводвигателе как идее всех идей — некоторой замкнутой в самой себе первосущности. Это стало новым этапом в учении о божестве. Идея о том, что божество — высшая и совершенная сама по себе форма, напрочь лишенная материи, движет всем миром, направляя все конечное к себе, позднее фундаментально использовалась в христианстве, оказав на него столь парадигматическое влияние, которое трудно переоценить. По нашему мнению здесь содержится основное содержание античной философии в области выработки ментальных парадигм, послуживших впоследствии формой для формирования идеологии развитого христианского богословия.

Стремясь исправить и  завершить идеализм Платона, Аристотель создал концепцию трансцендентного первоначала, о котором у Платона  говорится не систематически. Эта  концепция в исходной точку указывает  на дуализм бога (причины, сущности) и мира (следствия, явления). Но порядок  рационального объяснения, столь  дорогой Аристотелю, приводит его  к принципу строгой причинности, из которой логически следует  строгая целенаправленность и наоборот. Поскольку все бытие пронизывает  целевая причина, постольку существует непрерывная связь явлений, восходящая в конце концов к богу. С помощью такой детерминации Аристотелю удается скрасить дуализм и достичь мирового единства.

Считая, что бытие благодаря  всеобщей разумности унифицировано, Аристотель подводит мышление к положениям, без  которых рациональное знание было бы невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема взаимодействия формы и содержания является одной  из наиболее интересной в истории  мысли. Мы попробовали проследить те интеллектуальные формы, которые были сформированы античной философией в  ее развитии от классики до излета, те формы, в которые отливалась христианская мысль по мере ее универсализации  и распространения в современном  ей мире. Христианство не имело бы возможности стать вселенской религией, не начни оно говорить на языке Академии. Образованный грек не мог понять, почему христиане уделяют такое внимание совершенно незначительным эпизодам библейской истории, венчавшимся абсурдным по греческим понятиям Воскресением из мертвых, в которое уважающий себя философ верить не мог. Новый Завет дважды указывает на такой конфликт. Первый раз в описании речи апостола Павла а Афинском Ареопаге, когда эпикурейцы и стоики слушали его то тех пор, пока он не дошел до проповеди Воскресения Христа. Это привело к насмешкам слушателей, склонных обсуждать общие проблемы. Другое указание, уже чисто идейное содержится в апостольском послании: «Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие)». Однако удивительным образом нашлась взаимоприемлемая форма, обеспечившая христианскую коммуникацию в античном мире. Главное, что не произошла утеря собственно христианского содержания. Вскоре по возникновении христианство вступило в кризис самоидентичности, из которого вышло тем, которое мы знаем по великому зданию западноевропейской цивилизации. В частности, продолжилась философия, которая обрела в рамках новой религии место, позволившее ей творчески развиваться. Обобщим те основные формообразующие вклады, которыми античная философия подготовила почву для собственного продолжения в христианском мире.

Выдвинутая Сократом формула  нравственного самоусовершенствования, особенно в связи с ее евангельскими  параллелями сделалась в христианстве практически основным моральным  императивом. «…Все внешние человеческие дела, все способы внешнего устроения  и упорядочения жизни опираются  на внутреннее дело — на осмысление жизни через духовное делание, через  взращивание в себе сил добра  и правды, через достойное вживание человека в первоисточник жизни — Бога». Весьма продуктивной в религиозном смысле оказывается сократический путь! Любой Человек, лишенный жизненного счастья, может надеяться, что не все потеряно, что праведность и долготерпение будут вознаграждены. Сократовский принцип преодоления зла и социальной несправедливости путем облагораживания мыслей и морального облика людей превратилась в христианстве центральный принцип вероисповедных наставлений и катехизации.

Христианское богословие не только переняло намеченную Платоном характеристику оппозиции абсолютизированной им безусловности идеального становящемуся  материальному бытию, но и значительно  усилило его. Мыслители прошедшего века, как и богословы прошедших эпох, находят у Платона элементы христианства, открывают «сродство» между Платоном, его «видением вечного, образцового, идеального небесного мира» и «Христовым откровением», ссылаясь при этом на «основоположную христианскую истину о духе, который дышит где хочет».  Различны пути восприятия платонизма, что хорошо видно на примере анализа аристотелианской его критики. Согласно А.Ф. Лосеву, как мы упоминали, Аристотель, как сторонник формально-логического метода не понял диалектической модельно-порождающей природы идей, которые одновременно и в телах и вне их. В силу чересчур вещной трактовки идей он упрекает учителя в излишне радикальном их противопоставлении сущему и в конце концов сам впадает в приписываемую пну крайность — учит о трансцендентном объекте, о дуализме перводвигателя как самодовлеющей сущности и реальных вещей. В нашем контексте важно отметить, что из всех возможных историко-философских линий понимания платоновского идеализма в христианстве получили рефлексию и культивировались только те их стороны, которые хотя и не всегда были самыми правильными, но зато поддавались спиритуализации и в наибольшей мере способствовали развитию представлений о трансцендентном бытии, обоснованию христианского универсализма.

Для интеллектуалистски ориентированных кругов раннего христианства было крайне желательным (но и насколько же затруднительным) примирение античной и библейской космогонии и психогонии. Не вполне отдавая себе отчет именно в этой потребности авторы стремились к органическому внедрению античного философского материала в собственно христианские построения, но здесь был неизбежен эклектизм. Слишком различны были конститутивные составляющие обеих сторон. Однако результат был достигнут в определенной степени. Пример удивительных построений Оригена является наглядным тому свидетельством. Здесь хорошо видно, что внедрение античных парадигм в христианские доктрины вело ко все большей его спиритуализации и интеллектуализации, во многом к рационализации. Это в свою очередь способствовало дальнейшему облегчению его принятия образованной частью античного мира. Процесс шел усиливаясь и со все большим масштабом. Христианство побеждало античный мир его собственным оружием.

***

Конечно, религиозно ориентированная  среда, особенно в условиях современной  секуляризации, содержит в себе весьма консервативные настроения и сама по себе не является оплотом прогресса. Множество верующих не изучает и  не знает философии, однако прямой ответственностью образованного христианина является широкая гуманитарная подготовка, поскольку  наука есть путь к философии, которая  находится с верой в тесной связи. Проблема, рефлектированно поднятая еще Климентом Александрийским, очень остро стоит в настоящее время, когда многие образованные люди считают христианство невежеством и обскурантизмом. Рассмотрение влияния античной мысли на формирование христианского богословия, методов проповеди и подобных обстоятельств крайне важно. Во-первых, по причине того, что это — самые первые внешние воздействия на новую религию. Первые не значит главные, но первые — значит характерные, моделеобразующие. Во-вторых (и это вытекает из первого), для продолжения действенной коммуникации с христианством в рамках современного общества на основе современных ментальных парадигм, меру сообразования которых с христианством можно лучше уяснить именно через изучение пределов и направлений идеологических трансформаций этой религии под воздействием философской мысли в прошлом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т.1, т.4 — М., 1975–1983.
  2. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. Т. 1 — М., 1976.
  3. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики — М., 1982.
  4. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: В 4-х тт. Т.4 — М., 1994 (репр. 1917).
  5. Гарнак А. Сущность христианства / пер. с нем. — М., 1906.
  6. Данн Дж.Д. Единство и многообразие в Новом Завете / пер. с англ. — М., 1997.
  7. Дондейн А. Христианская вера и современная мысль / пер. с ит. — Брюссель, 1974.

Информация о работе Влияние античной философии на формирование христианства