Закрытая Луна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Меня всегда притягивал космос, ведь это кладовая тайн и загадок. Луна – часть огромной вселенной. О спутнике Земли мы знаем очень мало, хоть он и находится на сравнительно небольшом по космическим меркам расстоянии. Луна до сих пор таит в себе множество загадок и порой необычных историй.
На Земле человеку становится тесно и уже сейчас многие желали бы попасть на Луну, построить там жизнь, но, к сожалению, в наше время это невозможно. Спутник нашей родной планеты до сих пор не изучен. Так почему же его не исследуют? Почему с 1972 года никто не так и не навестил Луну? Ответы на эти вопросы я попытаюсь дать в своём докладе о лунных исследованиях и экспедициях.

Содержание

3 - - - - - Введение
4 - - - - - Глава 1 Физические характеристики Луны и гипотезы ее возникновения.
12 - - - - - Глава 2. История лунных исследований.
38 - - - - - Заключение
41 - - - - - Список литературы и ресурсов

Прикрепленные файлы: 1 файл

Рефератец.docx

— 97.76 Кб (Скачать документ)

Интересной особенностью проекта был способ входа в  атмосферу при возвращении на Землю. Планировался вход в атмосферу  над южным полушарием Земли, при  этом за счёт аэродинамических сил  спускаемый аппарат снова поднимался в космос, а его скорость уменьшалась  со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Такая «двухнырковая» схема позволяла осуществить посадку в высоких широтах, на территории СССР (американские «Аполлоны», садившиеся с одного «нырка», приводнялись в низких широтах в океане).

В программе было заложено изготовление 15 кораблей (из которых  стартовало 14) 7К-Л1 и было предусмотрено  как минимум два пилотируемых полёта после проведения трёх полностью  успешных («зачётных») беспилотных  отработочных полётов. Реализация программы  отставала от графика, согласно которому после проведения беспилотных испытаний  первый пилотируемый облёт на корабле  вокруг Луны должен был состояться уже в середине 1967 г.

Корабли «Союз-7К-Л1» совершили  семь беспилотных испытательных  полётов под названиями «Космос-146», «Космос-154», «Зонд-4» — «Зонд-8». При  этом корабли «Космос-146», «Космос-154»  запускались в отработочные полёты, не предназначенные для облёта Луны, а «Зонд-5» — «Зонд-8» выполняли облёт Луны. Ещё 5 кораблей Л1 и 2 корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей соответственно «Протон» и Н1 на этапе выведения.

В трёх полётах «Зонд» из пяти имели место происшествия, которые скорее всего привели бы к гибели членов экипажа или получению ими увечий в том случае, если бы эти полёты были пилотируемыми. При полётах кораблей «Зонд-4», и «Зонд-5» из-за отказа системы управления вход в атмосферу проходил по нерасчётной траектории с двадцатикратными перегрузками, а при полёте «Зонд-6» произошла разгерметизация кабины и отказ парашютной системы.

На корабле «Зонд-5»  находились черепахи. Они стали первыми  живыми существами в истории, которые  вернулись на Землю после облёта Луны — за три месяца до полёта «Аполлона-8».

В ходе полёта корабля «Зонд-6»  в ноябре 1968 года производилась передача-ретрансляция Земля-корабль-Земля голосовых сообщений  космонавтов.

В нервных условиях «лунной  гонки», ввиду проведения в СССР двух беспилотных полётов вокруг Луны и сокрытия неудач в программе  Л1, США пошли на рискованную перестановку в своей лунной программе и совершили облётный полёт до планировавшейся ранее полной отработки на околоземной орбите всего комплекса «Аполлон». Облёт Луны кораблём «Аполлон 8» был выполнен без лунного модуля (который ещё не был готов) вслед за единственным околоземным пилотируемым полётом орбитального корабля. Для сверхтяжёлого носителя «Сатурн-5» это был первый пилотируемый пуск.

В СССР для обеспечения  приоритета по первому в мире облётному  пилотируемому полёту старт пилотируемого  корабля «Зонд-7» в рамках реализации программы Л1 планировался на 8 декабря 1968 года. Ввиду того, что предыдущие беспилотные полёты кораблей Л1 были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и носителя, столь рискованный полёт был отменён — несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Даже если бы разрешение было получено, СССР не выиграл бы облётный этап «лунной гонки» — 20 января 1969 года при попытке запустить корабль «Зонд-7» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась (спускаемый аппарат был спасен системой аварийного спасения).

 

21—27 декабря 1968 года Америка  выиграла облётный этап «лунной  гонки», когда Фрэнк Борман, Джеймс  Ловелл и Уильям Андерс в полёте на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны; после этого реализация программы Л1 затормозилась, чтобы меньше распылять ресурсы на программу, которая частично дублировала более серьёзную программу — посадочную Н1-Л3, работы по которой продолжались в полной мере. Первый пилотируемый полёт корабля 7К-Л1 несколько раз откладывался на январь, апрель, август, ноябрь 1969 года и апрель 1970 года.

Последний беспилотный полёт  корабля «Союз-7К-Л1» под названием  «Зонд-8» совершён в октябре 1970 г., после чего программа Л1 была окончательно закрыта, так как беспосадочный облёт советскими космонавтами Луны после того, как американцы высадились на ней дважды, потерял смысл.

Руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также  и по первой в мире высадке на Луну. Это предусматривалось первым постановлением 1964 года в общем, а  постановлением от начала 1967 года первая экспедиция была предписана на третий квартал 1968 года. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н-1 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Первые два в 1969 году (до первой американской экспедиции), как и два последующих, испытательные запуски новой сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1 закончились неудачей. Лунно-орбитальный корабль-модуль 7К-ЛОК комплекса Л3 совершил один, а лунно-посадочный корабль-модуль Т2К-ЛК — три тестовых околоземных беспилотных старта уже после первой высадки США. По программе Н-1—Л3, продолжавшейся некоторое время и после триумфа США, первая советская экспедиция могла состояться только в 1975 году, а за ней — от одной до пяти последующих.

Рассматривался ряд разнообразных  проектов высадки на Луну: несколько  запусков и сборка лунного корабля  из отсеков на околоземной орбите, прямой полёт на Луну (без расстыковки  на окололунной орбите) и т. д. Для  «прямого» полёта ОКБ-52 Челомея предложило разработать свой корабль ЛК-700 на базе своего носителя УР-700. Этот проект как более технически сложный и дольше реализуемый был отклонён. Ввиду бо́льших наработок и меньшего технического риска к реализации в развернувшейся лунно-посадочной программе был выбран и доведён до стадии беспилотных испытательных запусков и полётов проект КБ Королёва Н-1-Л3 с однопусковым стартом с Земли и разделением кораблей-модулей у Луны на два — остающийся на лунной орбите и совершающий посадку с последующим взлётом и стыковкой. В ходе разработки этого проекта как вариант рассматривался, но в итоге был отклонён вариант «подсадка» с запуском всего комплекса Л3 одним пуском ракеты Н-1, но без космонавтов, которые должны были доставляться на борт Л3 отдельным пуском корабля «Союз».

Проект Н1—Л3 в своей  основе повторял американский проект «Аполлон». В нём также предусматривался вывод одним запуском на промежуточную  орбиту, а затем на траекторию полёта до Луны связки из двух кораблей-модулей, один из которых должен был оставаться на окололунной орбите, а другой — совершить посадку на Луну. Далее лунный корабль должен был взлететь с Луны и состыковаться с орбитальным кораблём, после чего орбитальный корабль перешёл бы на траекторию полёта до Земли. Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль пребывал в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль «Аполлон».

Основными частями ракетно-космической  системы для высадки на Луну по проекту Н-1—Л3 были лунный орбитальный  корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжёлая ракета-носитель Н1.

Лунный орбитальный корабль  был очень схож и значительно  унифицирован с околоземным орбитальным  кораблём «Союз-7К-ЛОК» и также состоял  из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями  ориентации и причаливания и агрегатом  системы стыковки, приборно-агрегатного  и энергетического отсеков, в  которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергоснабжения  на кислородно-водородных топливных  элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра «Кречет»).

Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них  должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить  посадку на Луну, а второй — ждать  возвращения своего товарища на окололунной  орбите.

Корабль «Союз-7К-ЛОК» был  установлен для беспилотных лётных испытаний на носитель Н-1 при четвертом (и последнем) его запуске в  ноябре 1972 г., но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.

Лунный корабль ЛК Т2К  трижды успешно испытывался на околоземной  орбите в беспилотном режиме под  названиями «Космос-379», «Космос-398»  и «Космос-434» соответственно в  ноябре 1970 г и феврале, августе 1971 г.

Ракета Н-1 в основном была спроектирована раньше, чем лунный комплекс Л3. При проектировании его  кораблей-модулей — орбитального и посадочного — разработчики имели очень жёсткие ограничения  по грузоподъёмности носителя. В результате этого комплекс Л3 технически сильно уступал американскому комплексу  «Аполлон», что в некоторой мере компенсировалось организационными мероприятиями. Советские корабли-модули были заметно  меньше и легче американских. Экипаж состоял не из троих, а только из двоих космонавтов, причём на Луну должен был высаживаться не двое, а только один космонавт. При каждом рейсе могло быть привезено только несколько килограммов лунного грунта. Набор фото- и киноаппаратуры и комплект научных инструментов был крайне скромным. Вместе с лунно-посадочным кораблём-модулем не мог быть доставлен лунный транспортный аппарат. Переходить из орбитального корабля в лунный и обратно космонавт должен был через открытый космос, так как лунный и орбитальный корабли были обеспечены упрощенным стыковочным узлом без внутреннего переходного люка. Советские корабли не имели полноценной бортовой ЭВМ. Тем не менее, все этапы полёты у них были почти полностью автоматизированы, в то время как на «Аполлонах» многие операции были предусмотрены только в ручном режиме. Кроме того, в более поздних проектах советских экспедиций на поверхность Луны предусматривалось (для повышения надёжности), что для каждой экспедиции сначала на поверхность Луны в автоматическом режиме доставляется беспилотный корабль ЛК-Р, который становится резервным для следующего вскоре пилотируемого ЛК. Также предполагалось, что космонавт будет пользоваться на Луне отдельно доставляемым заранее луноходом, дооборудованным для ручного управления. На луноход также возлагалась задача транспортирования космонавта до резервного лунного корабля в случае, если взлёт основного корабля будет невозможен из-за технической неисправности.

Для полёта на Луну по выбранной  схеме был нужен сверхтяжёлый носитель. Проекты КБ Челомея УР-700 и КБ Янгеля Р-56 были отклонены как технологически более рискованные, менее наработанные и более долго реализуемые. Для реализации в программе Л3 была выбрана ракета Н1 КБ Королёва. Из-за отказа главного космическо-двигательного КБ Челомея разработать мощные ракетные двигатели для Н-1 на её первой ступени было установлено 30 двигателей КБ Кузнецова.

В США при разработке мощных носителей серии «Сатурн» был  выполнен очень большой объём  наземных испытаний их отдельных  узлов и агрегатов. Это позволило  американцам безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты «Сатурн-V». Ракету же Н-1 доводили таким же способом, как и предыдущие менее мощные носители: устранением причин неисправностей, выявленных при испытательных пусках. Однако для конструкции таких размеров и сложности такой путь оказался слишком долгим и дорогим. Всего было произведено четыре пуска ракеты Н-1. Все они завершились авариями ещё до окончания работы первой ступени. Настоящей катастрофой стал второй пуск Н-1: ракета сразу после отрыва от земли загорелась и упала на стартовый комплекс, практически полностью его уничтожив.

Последний пуск ракеты Н-1 состоялся 23 ноября 1972 г. — меньше чем за месяц  до последнего полёта на Луну по программе  «Аполлон». После чего было решено, что перспектива побывать на Луне намного позже того, как американцы завершили свою лунную программу, не оправдывает затраченных на неё  сил и средств. В мае 1974 г. дальнейшие работы с носителем Н-1 — а вместе с ними и вся программа Н-1—Л3 — были окончательно закрыты.

Обе советские пилотируемые лунные программы так и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем пятикратно меньшего относительно США финансирования и некоторых организационных  и технических просчётов и  неудач, включая конкуренцию и  распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров, наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин).

Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны технические предложения  по созданию и использованию в  лунных экспедициях тяжёлого лунохода Л2 и лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1 — Л3, был составлен новый проект Н1Ф — Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности в 1980-х гг. советской лунной базы «Звезда», достаточно детальный проект которой уже был разработан, включая макеты экспедиционных транспортных средств и обитаемых модулей. Однако академик В. П. Глушко, назначенный в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы вместо В. П. Мишина, своим приказом (с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения) прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году (формально программа была закрыта в 1976 году). Более поздний проект советских пилотируемых полётов на Луну «Вулкан»—«ЛЭК» рассматривался, но также не был реализован.

Провал советской лунной программы главным образом отразился  на карьере В. П. Мишина, которого 22 мая 1974 г. сняли с должности Главного конструктора ЦКБЭМ. В тот же день было подписано правительственное постановление о преобразовании ЦКБЭМ в НПО «Энергия» и о назначении В. П. Глушко его руководителем и главным конструктором. Первое, что сделал Глушко на новом месте, — закрыл лунную программу с участием ненавистной ему ракеты Н1, издав при этом приказ о её полном уничтожении.

Уже в октябре 1974 года он предоставил правительству план работы НПО «Энергия» и развития советской космической отрасли  в целом на ближайшие годы. В этом документе Глушко изложил собственный план освоения Луны и создания там поселений, предлагая разработать специально для полётов к ней новую сверхмощную ракету-носитель, сначала в документации она имела название «Вулкан». Её общая концепция, как теперь очевидно, во многих своих положениях целиком повторяла конструкцию королёвской ракеты Н1, против которой Глушко активно выступал в течение многих лет.

В целом же историки отечественной  космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с  участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии.

Случилось же это в тот  самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже  была реализована, и потому лидерам  державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто  политических решений: или доводить проект до логического конца, или  чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела  лишь к «сырым» конструкторским  решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники.

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены  и стали достоянием гласности  только в 1990 году. До этого времени  СССР официально отрицал существование  этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами.

Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное  внимание к пилотируемой лунной программе  было вызвано также и спором конструкторов  по поводу практической эффективности  освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого  освоения космоса противостоял взгляд Г.Н. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за Челомеем, который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники (в том числе пилотируемой), с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 (на том же «своём» носителе «Протон») и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако Челомей попал в опалу после отстранения Хрущева от власти, что и дало, наконец, возможность развернуть программы «Протон»-«Зонд» и Н1-Л3 от КБ Королёва.

Информация о работе Закрытая Луна